Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука (Р)»
Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука (Р)».
ТДЦ: совершенствовать навык автоматизации согласного звука [р] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
Обучающие: закрепить артикуляторные и акустические характеристики звука [р].
Развивающие: развитие зрительно - моторных координаций; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мыслительных процессов; расширение словарного запаса.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, целеустремленность в работе.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Предметные: научить произносить звук [р] в слогах, словах, фразовой речи.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Метапредметные:
Познавательные: сформировать умение использовать знаково - символические средства, в том числе овладение навыками различения понятий звук и буква.
Регулятивные: овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать учителя, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем.
Оборудование: проектор, компьютер, слоговая ромашка, карточки «Светофора».
Ход занятия:
I. Подготовительный этап
1.Организационный момент.
- Сегодня утром я получила письмо от Лунтика и его друзей. Он пишет, что хотел со своими друзьями поехать в зоопарк, но злой волшебник съел звук в названиях животных и они не смогут узнать, кто в какой клетке живёт. Давай, поможем Лунтику и его друзьям отыскать этот звук.
- Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю.
Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.
- Скажи, пожалуйста, какой звук я произносила чаще? (звук [Р]). Значит, какая тема нашего занятия?
- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
2.Артикуляционная гимнастика.
– Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
– Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
Выполнение упражнений.
«Чистим зубы» – улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы.
«Грибок» – широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка натянулась.
«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Громкий барабан» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.
II. Основной этап
1. Произношение изолированного звука.
- Лунтик с друзьями собрался поехать в зоопарк на машине. Давай поможем им завести моторчик машины, чтобы доехать до зоопарка. «РРРРР…»
- Молодец, правильно произноси звук [Р], пока Лунтик с друзьями едет в зоопарк.
А теперь предлагаю немного отдохнуть.
2. Физкультминутка
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р].
а) на уровне ряда звуков:
Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот.
А теперь оцени себя. Как ты думаешь, как ты справился с заданием? (Оценка деятельности «Светофором»)
4. Автоматизация звука в слогах.
- По дороге в зоопарк Лунтик с друзьями увидели цветочную поляну, на которой росли «волшебные» ромашки и решили полюбоваться ими.
- Проведи пальчиком от буквы Р к каждому лепестку, и произноси чётко слоги: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
- А теперь проведи пальчиком от каждого лепесточка к середине цветка, и произноси слоги: АР-ОР-УР-ЭР-ЫР ЕР- ЯР- ИР- ЮР- ЁР
- Молодец, справился с заданием.
5.Автоматизация звука в словах.
- А животные в зоопарке очень любят в мяч играть.
Игра «Один – много» (с мячом).
Рак – раки, тигр -…, рог -…, рысь -…, крот -…, корова -…, рыба -…, краб -…, ворона -…
Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [Р] в словах (начало, середина, конец).
-Я буду называть слова со звуком [Р], а ты должен будешь указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука.
Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба.
6.Автоматизация звука в предложении.
- Прошёл дождь и над зоопарком повисло разноцветное коромысло (Радуга).
Игра «Изменяй предложения».
- Я люблю разноцветную радугу. Ты… Он… Она… Мы… Вы… Они…
Игра «Отгадай слово».
- А сейчас я буду называть слова, в которых злой волшебник съел звук, а ты внимательно слушай, подставляй звук и называй слова правильно.
_ак – рак, к_аб, ко_ова, _ыба, со_ока, кенгу_у, ба_ан.
- Молодец, мы нашли с тобой звук, теперь Лунтик с друзьями сможет в зоопарке посмотреть и прочесть названия всех животных.
III . Заключительный этап.
Оценочная деятельность:
С каким звуком мы сегодня работали?
Какое задание для тебя было самым трудным? А какое самым лёгким? (Оценка деятельности «Светофором»)