Доклад на тему «Инфографика как средство обучения младших школьников»

0
0
Материал опубликован 27 March 2023

Введение

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.

Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении школьников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала.

С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация

помогает учащимся интегрировать новые знания;

помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию;

позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;

развивает критическое мышление.

Техники визуализации в образовательном процессе

Таймлайн - это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями, а также для формирования системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Интеллект-карта - это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Скрайбинг - это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т. д.





































Инфографика в образовательном процессе

Инфографика помогает организовать большие объемы информации, показать соотношение предметов и фактов во вреени и пространстве, продемонстрировать динамику, тенденции.

Это уникальный инструмент педагога, который помогает ему создать наглядность для решения целого спектра задач:

- передаются знания и распознавание образов;

- обеспечивается образное представление знаний и учебных действий;

- формируется и развивается критическое и визуальное мышление;

- активизируется учебная и познавательная деятельность;

- обеспечивается интенсификация обучения;

-повышается визуальная грамотность и визуальная культура.

Впервые инфографику стали использовать в СМИ: газетах и журналах: много информации, цифр, фактов, порой не самых легких для восприятия. Если перевести все это в картинки — читателю будет проще, а тираж повысится. Именно из этих отраслей инфографика проникает в образование.

Как отличить инфографику от других видов наглядной информации?Здесь действует такое правило. Надо убрать весь текст и оставить только иконки и цифры. Если без текста все понятно, то это - инфографика. Если нет - просто иллюстрация.

Виды инфографики:

Динамическая инфографика. Динамическая инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации.

Статистическая инфографика. Статистика заставляет задуматься о проблеме или ее решении. Она позволяет учителю дать мощный толчок для размышлений учащихся. А самим ученикам статистические данные помогают, к примеру,  представить убедительно и доказательно свой исследовательский проект.

Информационная инфографика. Она идеально подходит в том случае, если вы хотите чётко представить новый учебный материал или дать обзор предстоящей большой темы. Как правило, информационная инфографика делится на разделы со специальными заголовками.

Лента времени. Визуальное представление в виде инфографики может помочь ученикам создать более чёткое представление о времени. Визуальные эффекты, такие как линии, значки, фотографии и этикетки, помогают выделять и объяснять точки во времени.

Процесс. Инфографическое отражение процесса позволит упростить и акцентировать внимание на каждом шаге. Большинство инфографики процесса следуют прямолинейному потоку сверху вниз или слева направо. Нумерация шагов обязательна, чтобы следовать логике процесса.

Географичекая инфографика. В такой инфографике карты используются как подложка, на которой размещаются различные типы диаграммы с данными. Географическую инфографику также можно использовать для сравнения данных по регионам (например, статистики переписи, целевых рынков или погодных явлений). Вы можете сделать это путем размещения нескольких карт или выделив регионы по цветам.

Сравнительная инфографика. Это очень эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений, личностей. Беспристрастность такого сравнения должна быть обеспечена достаточной базой данных. Ученики могут сами сделать выводы, отдавать предпочтение.

Список. Если вы хотите перечислить причины того или иного явления или события, ввести список фактов, примеров, то такой вариант легче всего выполнить данным видом инфографики. Обычно инфографические шаблоны списков довольно просты. Их цель состоит в том, чтобы сделать списки более привлекательными.

Резюме. Такой вид инфографики можно использовать для составления резюме видной исторической личности. Так же такое резюме можно использовать на уроках обществознания или на классных часах, когда мы готовим учеников к будущей взрослой жизни. Они должны научиться, что в условиях перенасыщенного рынка труда необходимо искать необычные, творческие способы представить себя будущему работодателю.

Правила создания инфографики:

Быть проще. Чем проще — тем лучше. Слишком сложные таблицы, разветвленные графики ничем не лечше обычного текста.

Приносить пользу! (нужно выбирать самую важную информацию)

Непонятно — объясняй. Везде, где требуется пояснить, добавить слов или цифр — сделайте это. Ставьте даты, числа, раскрывайте кратко основные понятия.

Формулируйте тезисы. Нужно выделить главные мысли и отобразить их в текстовом виде.

Выделять главное. А что будет главным? Это зависит от цели, которой вы задаетесь, делая инфографику. Если даете статистические данные — выделите те, на которые хотите обратить внимание и вызвать определенную эмоциональную реакцию. Выделить главные элементы можно с помощью цвета, формы, размера, эффекта 3D, резкости и других приемов.

Не отвлекайте внимания от главного. Излишний фон, цвета, сложные шрифты, текстуры — это так называемый визуальный шум. Инфографика сама по себе объект, привлекающий внимание читателя. Дополнительных элементов должно быть как можно меньше.

Плюсы инфографики:

простота в использовании- можно вывести на пректор или распечатать;

богатый визуальный материал;

групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом, так и с каждым отдельным учеником.

Этапы создания инфографики

1 этап — Выбор темы. Правильно выбранная тема — залог успеха качественного конечного продукта. При выборе темы учитывайте ее актуальность и востребованность.


 2 этап — Выявление целей инфографики. Перед тем как переходить к сбору данных и непосредственно к созданию нужно определиться с целями, которые будет преследовать инфографика. Помимо этого, определитесь с ключевой проблемой, ведь польза и есть в том, что инфографика будет решать актуальную проблему.


3 этап — Сбор данных для инфографики. Когда вы определились с темой и целью, можно приступать к сбору данных.


4 этап — Систематизация. Один из сложнейших этапов включает упорядочивание, анализированние и сортировку собранной информации.


5 этап — Определение вида инфографики. Определите какой вид инфографики будет смотреться наиболее выигрышно.


6 этап — Создание эскиза. Перед тем как перейти непосредственно к созданию, необходимо сделать эскиз.


7 этап — Создание основного и второстепенных объектов. Основной объект-это центральное тело, которое должно непроизвольно привлекать внимание читателя. Второстепенные объекты, это те объекты, на которые переключается внимание после того, как изучен основной.


8 этап— Макетирование, постановка- сборка графики на основе эскиза.


В итоге, все выше сказанное показывает, что инфографика - это один из наиболее простых и наглядных способов подачи информации, а также визуальное представление данных и знаний. Использовать инфографику очень удобно, когда нужно быстро и эффективно донести большой объем информации или статистические данные.





















































Роль инфографики в обучении младших школьников


Инфографику активно используют в совершенно разных областях, начиная от науки и статистики и заканчивая журналистикой и образованием.

Задача педагога при работе с инфографикой, это, прежде всего, вызвать эмоции и передать суть рассматриваемого предмета, явления, процесса через визуальный образ, тем самым привлекая внимание ученика к нужному объекту, к важной проблеме, помочь ученику творчески представить результаты своего собственного исследования. При этом ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет акценты и самостоятельно создает инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает мышление. В процессе создания инфографики у детей появляются навыки работы в команде. В ходе выполнения задания проверяются навыки грамотного поиска в сети Интернет и умения делиться информацией.

Существуют различные жанры инфографики: это может быть и инструкция, и информационный плакат, и памятка, и статистические исследования, и путеводители. В условиях начальной школы инфографику можно использовать не только в точных науках, когда правила формируются в виде таблиц, но и в других дисциплинах. Интересными получаются уроки с использованием инфографики: она упрощает процесс восприятия школьника именно особенностями представления информационной составляющей. При проведении уроков литературного чтения на родном языке (русском) в начальной школе мы создавали объекты инфографики специально для объяснения нового материала, организации работы по развитию речи, обобщения изученного на одном уроке и по теме. При этом мы пользовались возможностями сервисов easel.ly и piktochart.com.

Приведем пример инфографики, разработанной на уроке литературного чтения на родном языке (русском) по теме: сказка М.Л. Михайлова «Лесные хоромы» вместе с учащимися первого класса на основе использования сервиса easel.ly. Сначала учащиеся прочитали сказку и определили идею создания объектов инфографики. Школьники решили, что им нужно изобразить сам кузовок, а потом начать заселять его героями в порядке их появления по сценарию сказки.

t1679939146aa.png


Рис.1 Пример создания объектов инфографики

После того, как мы определили идею, сформулировали проблему, которая будет отражена в инфографике (паук плел свою паутину и все в ней засели), учащиеся предложили варианты изображения взаимодействия объектов инфографики (использование стрелок) (рис. 2).


t1679939146ab.png
Рис. 2. Изображения взаимодействия объектов инфографики


Главной целью созданного нами изображения явился визуальный показ сказки «Лесные хоромы». Использование такого метода на уроке литературного чтения на родном языке (русском) помогает учащимся составить план сказки и пересказать её без затруднений. Такой способ представления информации можно рекомендовать к использованию при работе с детьми, имеющими недостатки речевого развития. Полезной будет инфографика также для развития языкового чутья младших школьников , поскольку создание различных объектов самими учащимися будет способствовать включению в деятельность всех психических процессов ребёнка.

Таким образом, применяя инфографику на уроках, мы не только идем в ногу со временем, но и делаем наши уроки более наглядными, красочными, что помогает нашим ученикам быстрее усваивать новый материал и смелее ориентироваться в многообразии окружающего мира.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации