
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Автор работы:
Логопед-дефектолог
Стаценко Лариса Викторовна
г. Краснодар 2016 г.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, важное средство связи между ребёнком и окружающим миром.
Развитие и формирование речевых навыков у ребёнка возможно только при наличии определённых биологических и социальных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к речевому дизонтогенезу.
Первый год жизни ребёнка является гиперсензитивным довербальным этапом формирования избирательного реагирования на звуки речи.

Академик А.А. Баранов отмечает: «На протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растёт число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений».

ЭТИОЛОГИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
Перинатальные факторы:
Наследственность, гипоксия плода, травмы, хронические и инфекционные заболевания матери во время беременности, резус-конфликт, химические факторы
Натальные факторы:
Родовая травма, асфиксия новорожденного
Постнатальные факторы:
Черепно-мозговая травма, нейроинфекции, лекарственная интоксикация, эмоциональная и речевая депривация

Основные этапы доречевого развития
детей первого года жизни в норме
1 месяц - Крик, кряхтение
1-3 месяца - Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками.
3-6 месяцев - Активное гуление (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
6-9 месяцев - Активный лепет, усложнение и расширением объёма движений губ, языка, мягкого нёба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольного выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.
9-12 месяцев - Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращённой речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком.
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги.
К концу 10-го месяца ребёнок не качает головой в знак отрицания либо не машет ручкой в знак прощания.

ЭТАПЫ
ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
I этап
0-1 мес.
II этап
1-3 мес.
III этап
3-6 мес.
IV этап
6-9 мес.
V этап
9-12 мес.

Крик с гласноподобными звуками («а», «э»), кряхтенье, ворчанье, гуканье.
Преобладает пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым ».
Норма
Патология
ПЕРВЫЙ ЭТАП
период новорожденности
ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Голосовые реакции:
певучее гуление («бааа», «мааа»). Переход от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек.
С помощью крика выражает свой протест или неудовольствие. Отмечается «комплекс оживления».
Голосовые реакции интонационно невыразительны, гуканье вообще отсутствует.
При выраженных нарушениях слуха или эмоционально-психической сферы нарушается механизм подражания, и гуление задерживается
на аутолалической стадии.
Норма
Патология
ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ВТОРОЙ ЭТАП
1-3 месяца

Переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, разнообразными
к 6 месяцам появляются звукосочетания гласных
с губными согласными типа ба-ба-ба, ма-ма-ма, относящиеся
к аутолалическому этапу лепета. Преобладает жесто-мимическое общение со взрослым.
Наблюдаются мышечная гипотония, искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Лепета нет. Ребёнок или неконтактен, пассивен, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, эмоциональная лабильность.
Норма
Патология
ТРЕТИЙ ЭТАП
3-6 месяцев
ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Постепенно начинает дифференцировать звуки. Звуки появляются в определённой последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. Эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, имитирование кашля и щелканья языком. Лепет и жесты выполняют коммуникативную функцию. Ситуативное восприятие обращённой речи.
Физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искажённом виде, интонационная выразительность отсутствует. Ответная реакция на обращённую речь вокально обеднена. Ребёнок не стремится
к звукоподражанию. Нарушение коммуникативной функции речи:
ребёнок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.
Норма
Патология
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП
6-9 месяцев
ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В начале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Умело выражают своё настроение. Активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»).
Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций . Нарушения слуховых дифференцировок. Патологические изменения в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур свидетельствует о нарушениях коммуникативной функции речи. Маловыразительная мимика, двигательная расторможенность, оральные синкинезии.
Норма
Патология
ПЯТЫЙ ЭТАП
9-12 месяцев
ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза. Поэтому перспективы нервно-психического развития и успешность обучения детей с перинатальной и натальной патологией, их дальнейшая школьная и социальная адаптация зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сферах ещё на довербальном этапе их формирования.
Поздняя диагностика парциальных нарушений психических и речевых функций у детей раннего возраста, несвоевременность оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи приводят к дизонтогенезу, вызывают стойкие нарушения в психическом развитии ребёнка, что требует более длительного периода коррекционной работы и не всегда даёт желаемый результат.