Статья «Информационно-компьютерные технологии на уроке иностранных языков»
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Н.А. Дамер, преподаватель иностранных языков.
БПОУ ОО «Омский техникум мясной и молочной промышленности»
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. [3]
Компьютерные технологии используются в обучении почти по всем предметам, открывают доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
На сегодняшний день методическим стандартом обучения иностранным языкам, безусловно, является коммуникативно-ориентированный метод, который наиболее приближенно к реальным условиям моделирует процесс общения. Обеспечить в учебном заведении условия, которые будут способствовать реализации этого метода очень сложно.
Но с появлением компьютера появились новые и более эффективные способы решения вышеуказанной задачи. Многие специалисты по иностранному языку, отмечают, что компьютер - это наиболее подходящее средство в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение.
С использованием информационно-компьютерных технологий, процесс обучения перешел на качественно новый уровень - теперь можно с уверенностью сказать, что даже в условиях классного обучения, то есть, строго говоря, искусственного общения, можно смоделировать ситуации реального, естественного общения.
Современные педагогические информационно – коммуникативные технологии и Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Существующие сегодня обучающие компьютерные программы и диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого студента.
Следует выделить несколько преимуществ компьютерного обучения иностранному языку:
Большая степень интерактивности обучения и возможность самостоятельно выбирать темп и уровень выполняемых заданий, что соответствует принципам индивидуального обучения.
Скорость усвоения грамматических конструкций и накопления словарного запаса при обучении иностранному языку при помощи компьютера и мультимедиатехнологий повышается в 2-3 раза.
Таким образом, в среднем на 30% увеличивается плотность урока. Это достигается за счёт более рациональной организации рабочего времени преподавателя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом большого объёма правила, фигуры, исключения. Заранее подготовленная информация с интересным и привлекающим внимание дизайном появляется в нужный момент в самом удобном для ученика и учителя режиме и в нужный момент.
Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала. [1, 10]
ИКТ открывают новые возможности для управления учебным процессом. Иногда даже любая мимолётная потеря визуального контакта с классом или с группой влияет на рабочий ритм. Преподаватель поворачивается к доске, что-то пишет и слышит за спиной перешёптывания или лёгкий шум. Таких нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь со студентами. Использование мультимедиа позволяет решить и эту проблему, так как необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объёме. Диалог преподавателя со студентами и визуальный контакт не прекращается ни на секунду.
Мультимедийные уроки по иностранному языку позволяют использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая и поисковая деятельность учащихся.
Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. [1, 11]
Также преподаватель может в любой момент организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика. Это, безусловно, влияет на качество обучения в целом.
ИКТ предоставляют возможность тиражирования мультимедийного урока, т.е. мультимедийный урок представляет собой технологически законченную разработку, которую могут использовать и другие педагоги. Также весь пройденный материал на уроке учитель может записать на CD-диск или Flash-носитель и предоставить учащимся. Дома студент может повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийной сопровождение, сделанное преподавателем. Данный метод очень удобен для студентов заочного отделения. Таким образом, происходит более прочное запоминание и усвоение материала. [1, 11]
В преподавании иностранного языка нами широко используется программа MS Power Point. Она помогает более наглядно представлять материал, стимулирует познавательную деятельность и воображение студентов, способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий, а также помогает глубже понять изучаемый материал.
Вот некоторые приёмы применения программы MS Power Point:
1) для преподавателя
составление тематических презентаций по новому материалу;
составление тестов;
подготовка опорных конспектов;
моделирование различных учебных ситуаций.
Для преподавателя всегда есть возможность внедрения в материал рисунков, таблиц, диаграмм, звукозаписи. Например, работая с текстом, применение эффектов позволяет выделить нужный фрагмент текста.
2) для ученика
составление презентаций по изученному и дополнительному материалу;
составление опорных конспектов;
подготовка докладов, проектов и т. д.
ИКТ позволяют учителю эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с учащимися.
На данном этапе нашей педагогической деятельности мы также разрабатываем интерактивные тесты по иностранному языку, по разнообразным лексическим и грамматическим темам. Основное достоинство интерактивного теста состоит в экономии времени и объективного оценивания каждого учащегося. Так как оценка после выполнения самостоятельной работы выставляется сразу же, и учащийся может видеть какое количество баллов он набрал, где допустил ошибку и сразу же может выполнить работу над ошибками.
На своих уроках мы также используем обучающие компьютерные программы: Professor Higgins, Triple Play Plus, Deutsch Gold, Lerne Deutsch, Euro Talk, Deutsch Platinum, Talk to me, English for Communication, интерактивный учебник по современной грамматике английского языка, аудиоприложение с компьютерными играми, заданиями и тестами к учебному пособию «Move».
Практически к каждой лексической теме можно подобрать учебный материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании.
В своей работе используем также лингафонную систему ЛКФ – 102 на 16 мест.
Лингафонная система состоит из блока питания, пульта управления, телефонно-микрофонной гарнитуры, лингафонных блоков обучаемых.
Система предназначена для обеспечения процессов активного обучения студентов иностранным языкам под наблюдением преподавателя с применением DVD или PC.
Система выполняет все функции лингафонного кабинета, а также разнообразные режимы проверки и оценки знаний студентов:
студент – преподаватель
Каждое рабочее место студента имеет свой номер («адрес»), микрофон, наушники. При нажатии кнопки «вызов» этот адрес передаётся на пульт управления и вызывает соответствующую индикацию на пульте преподавателя. Преподаватель так же через наушники выслушивает студента (чтение текста, пересказ, декламацию стихотворения), задаёт вопросы, уточняет информацию, не отвлекая остальных студентов группы.
Если происходит несколько «вызовов», включается режим «ожидания очерёдности» и преподаватель производит индивидуальный опрос в соответствующем порядке, не нарушая рабочий ритм занятия.
Этот вид работы хорош в разрезе дифференцированного обучения, учитывает индивидуальную языковую подготовку студентов, их психологические и личностные особенности.
преподаватель – студент
В процессе самостоятельной работы группы преподаватель подключается к любому «адресу» и наблюдает за выполнением речевого задания каждого студента. Возможен «вызов адреса» и индивидуальная беседа или опрос без отвлечения работающей группы.
преподаватель – группа
Преподаватель использует свой микрофон либо включает CD на персональном компьютере или DVD, подключённые к лингафонному оборудованию. В зависимости от задания группе предлагается отработка произношения отдельных слов или фраз, чтение за диктором отрывков текста, аудирование текста или диалога, просмотр видеофильма, изучение песни и её хоровое исполнение, выполнение разнообразных речевых упражнений, тесты.
В ходе работы используются аудиоприложения к учебнику английского языка для 10 - 11 классов под редакцией В.Г. Тимофеева, диск для работы на компьютере к разделу «аудирование» для подготовки к ЕГЭ – 2011 под руководством Е.А. Фоменко и др.
студент – студент – преподаватель
Студенты работают в парах, отрабатывая диалогическую речь. Преподаватель контролирует парную работу, выборочно подключаясь к любой группе студентов.
конференция
Вся группа участвует в обсуждении, в любое время, подключаясь к общей дискуссии.
Из своего опыта хотим сказать, что такие уроки отличаются своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку и эффективностью. Каждый студент, проявляет свои умения, старается добиваться лучших результатов.
Таким образом, интеграция электронных средств в учебный процесс способствует:
- активизации познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам;
- освоению компьютерных технологий педагогом и обучающимися. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а дополняет его, являясь эффективным помощником;
- овладению обучающимися языковыми, речевыми знаниями, навыками и умениями, обеспечивающими формирование элементарной коммуникативной компетенции;
- повышению результатов качества образования и применению интересного, эффективного контроля усвоения изученного материала при интенсивном обучении. [2]
Список литературы
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2018. – 133 с.
Гущина Н.Г. Информационно-коммуникативные технологии на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511627/
Петрушина Т.Н. Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка – потребность времени. [Электронный ресурс]. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/533092/