Урок информатики в 6 классе по УМК Л.Л. Босовой «Информационные модели на графах»

3
0
Материал опубликован 10 October 2021



Проект УРОКА


ФИО (полностью)

Шеметова Ольга Ильинична


Место работы

МОУ СОШ 13


Должность

Учитель информатики


Предмет

Информатика


Класс

6 класс


Тема и номер урока в теме

Раздел 2: Информационное моделирование

Урок 8 Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач


Предметная программа и её автор

Информатика (базовый курс) 6 класс Л.Л. Босова


Цель и предполагаемый результат

Предметный: сформировать навыки и умения представлять состав и структуру системы с помощью графа; использовать граф для решения предметных и жизненных задач; закрепить умения создания графических схем.

Метапредметный:

П - владеть общими понятиями «объект», «система», «модель», «схема» и др.;

структурировать и визуализировать информацию; уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

Р - корректировать свои действия и оценивать правильность выполнения учебной задачи;

К- выработать способность к общению и сотрудничеству с одноклассниками и учителем в процессе урока;

Личностный: осуществлять способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; понимать смысл и роль схем и графов в жизни человека


Тип урока

Комбинированный урок



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Учебная (проблемная) задача


Деятельность ученика, учителя

(приемы, организующие деятельность; конкретные задания для обучающихся, формулировка вопросов)




Средства


Результат

(Пр -предметный;

П -позн., К -коммун., Р -регул., Л -личностный.)

1

2

3

4

Организационно – мотивационный блок


УЗ - 1

Вовлечение учащихся в учебную деятельность

- Прочитайте цитату из известной книги «Алиса в стране чудес». Как вы ее понимаете?

Как вы думаете, а в жизни мы часто идем КУДА-НИБУДЬ и ОЧЕНЬ ДОЛГО, хотя можно прийти достаточно быстро, особенно если знаешь, КУДА ты хочешь прийти

- (примеры из жизни) – приводят ученики

___________________________________

(второе дно урока – кусочек философии) - Есть ли у нас в жизни цель? Если вы точно знаете, чего именно вы хотите достигнуть, вам легче будет выбрать путь. Если вы не знаете куда идти, вы так и будете блуждать кругами. Сначала определите направление, а уже после начинайте движение. И помните: никто кроме вас не может знать какой путь вам подойдет. Сделайте этот выбор сами и начинайте действовать.

__________________________________________

Что нам необходимо, для того, чтобы не сбиться с пути, выбрать кратчайший путь и сэкономить свои ресурсы (время, деньги, энергию?)

Посмотрите на слайд. Какие знакомые элементы, изученные на прошлом уроке, вы видите? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

t1633850974aa.jpg

t1633850974ab.jpg

t1633850974ac.png

Р – ставить и формулировать тему урока.


П – анализировать информацию.


К – формулировать точно вопросы.


К – участвовать в диалоге.


Постановка учебной задачи (цели).

- Запишите тему урока «Информационные модели на графах. Решение задач»

Тут можно какой-нибудь синквейн воткнуть Граф – это…

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь решать графические задачи? Чем они отличаются от уже известных вам задач, связанных с нахождением расстояния, пути, скорости? Где они могут встретиться нам в жизни?

t1633850974ad.pngсинквейн




Информационно- аналитический блок

УЗ - 2

Проблемная (историческая задача)

Издавна среди жителей старого Кенигсберга была в ходу такая головоломка: как так исхитриться и пройти по всем городским мостам через реку Преголя, чтобы не пройти ни по одному из них дважды. Не один мозг был сломан в попытках решить эту задачу как теоретически, так и во время прогулок. Более того, доказать или опровергнуть возможность существования такого маршрута никто тоже не мог. Попробуйте сами, может вам удастся найти тот самый путь?


Сами пробуем себя в роли жителей Кёнинсберга

(ребята пробуют пройти 7 мостов за 1 путь, рисуют маршруты или другим способом высказывают свои мысли, как это можно сделать или сделать нельзя)


Решить эту практически неразрешимую задачу смог немецкий математик Леонард Эйлер в 1736 году. Даже не приезжая в Кенинсберг, он сумел доказать, что при данном условии пройти по всем семи мостам за один раз нельзя.

А его доказательство легло в основу новой теории графов


t1633850974ae.jpg

t1633850974af.jpg t1633850974ag.png

факты «за» - можно пройти

Факты «против» - нельзя

Р – высказывать и проверять гипотезы.


К – оформлять свои мысли в устной форме.


П –сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.



На упрощённой схеме города мостам соответствуют линии (ребра графа), а частям города — точки соединения линий (вершины графа). В ходе рассуждений Эйлер пришёл к следующим выводам:

Если все вершины графа чётные, то можно начертить этот граф без отрыва карандаша от бумаги, при этом можно начинать с любой вершины графа

Граф с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком.

Граф кёнигсбергских мостов имел четыре нечётные вершины (то есть все) — следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.


t1633850974ah.png

абстракция 7 мостов = граф

t1633850974ai.png



Проблемная задача 2. Мир будущего

(работаем в парах)

Между девятью самыми населенными звездными системами Млечного Пути установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим маршрутам: Солнце – Альфа Центавра; Сириус - Капелла; Солнце - Сириус; Сириус – Альфа Центавра; Альфа Центавра - Капелла; Вега - Ригель; Ригель - Бетельгейзе; Бетельгейзе – Арктур; Арктур – Тау Кита и Тау Кита - Ригель. Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Солнца до Тау Кита?

Постройте граф и обоснуйте свое решение.

t1633850974aj.png



Проблемная задача 3. Перед вами схема с навигатора

Такси развозит клиентов по адресам района одного из городков. На ребрах графа написано время в пути от одной вершины до другой. Найди промежуточные (самые краткие) пути до каждого адреса (белые прямоугольники)

- предложите варианты решения задачи;

- в чем вы видите затруднения?

- где вероятнее всего можно ошибиться, глядя на эту схему?



Самостоятельная работа с использованием ПК:

Учащимся на выбор представляется возможность решать ее с помощью графического или текстового редактора (работа с автофигурами)

- Построй взвешенный граф, соответствующий таблице. Найди кратчайший путь.

- Самопроверка. Были ли другие варианты построения графа?

- Можно ли найти кратчайший путь, не прибегая к построению? Как?

- Какие были затруднения при построении?

t1633850974ak.png

(скрин взят с сайта Учи.ру – олимпиада по программированию 2020 год)



t1633850974al.png

Домашнее задание:

Вика живет на улице Анисовая, а учится в школе на Гороховой улице. Так как Вика любит утром спать подольше, то идти в школу ей надо по самой короткой дороге. Проанализируй схему и определи самый короткий маршрут

t1633850974am.png


Оценочно- рефлексивный блок

УЗ - 3

- Какие затруднения вы испытывали на занятии?

- Назовите 1-2 задания, которые заинтересовали вас. Почему?

- Как вы думаете, где еще в жизни, кроме математики и информатики люди прибегают к графам и схемам?

Где вы сталкиваетесь с графами в своей обыденной каждодневной жизни?

- Как бы вы объяснили смысл еще одной цитаты из «Алисы в стране чудес». Как она согласуется с той первой цитатой, с которой мы начали наш урок?


Самооценка работы на уроке.

- По указанным критериям оцените свою работу на занятии:

Знаю правила построения графа, его составные части (1 балл);

Могу решать задачи по образцу (2 балла);

Могу придумать свою задачу или вижу другие способы решения предложенных задач, могу объяснить задачу тем, у кого она вызвала затруднения (3 балла)

t1633850974an.jpg



Л – осознавать смысл изученной темы.


Р – овладение рефлексивными приемами самоанализа, самооценки.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.