12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гриднев Анатолий Николаевич16
3

Информационно-коммуникационные технологии как условие успешного осуществления управленческих функций

Информационно-коммуникационные технологии как условие успешного осуществления управленческих функций



Гриднев Анатолий Николаевич,

директор Государственного бюджетного учреждения

дополнительного образования детей

Центра развития творчества детей и юношества

«Центр социализации молодёжи»,

Самарская область


Работа с информацией играет важнейшую роль в управленческой деятельности любого образовательного учреждения. Заместителю директора при осуществлении информационно-аналитической деятельности приходится обрабатывать большой объем материала. Применение информационных технологий помогает облегчить эту работу. В данной статье описывается проект использования информационно-коммуникационных технологий в управлении организацией дополнительного образования детей, проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения. Выявлена эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителя на основе использования компьютерных технологий.

Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование информационных технологий в управлении центром дополнительного образования дает качественно новые возможности для ее руководителей. Новые задачи, которое решает система образования: повышение качества образования, его доступность и эффективность, требуют модернизации управления этой сферой, значительного усложнения управленческих функций, повышения уровня квалификации руководителей. Руководитель сегодня должен уметь анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; строить организационную структуру управления, планировать и организовывать контроль, осуществлять информационно-аналитическую деятельность с использованием современных технологий.

Управленческая деятельность руководителя включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помогала принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, отражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.

Однако на практике выявляется ряд противоречий:

- между потребностями в компьютеризации управления центром дополнительного образования и возможностями образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы;

- между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);

- между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов:

-противоречия между широким распространением информационно-коммуникационных технологий в современном обществе и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов их применения в управлении образованием.

- объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

- механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

- работа центра дополнительного образования в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки.

Объект исследования - ИКТ в управленческой деятельности руководителя учреждения образования

Предмет работы - процесс информатизации управления образовательным учреждением.

Цель работы - разработка варианта управления образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель, объект и предмет определили задачи работы:

1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами;

2. Определить особенности процесса управления современным учреждением дополнительного образования детей в условиях информатизации образования;

3. Проанализировать информационное обеспечение управления центром дополнительного образования.

Гипотеза работы - управление образовательным учреждением, как вид социального управления будет более эффективным, если:

- будет создана соответствующая материально-техническая база;

- уровень подготовки педагогического коллектива будет соответствовать требованиям процесса информатизации;

- управление будет основываться на использовании современных технологий.

Теоретическую и методологическую базу работы составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими.

Методы данной работы. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление образовательным учреждением, экспертных оценок, проведения социологических опросов.

Практическая значимость работы заключается в разработке проекта.



I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1.1 Специфика управления образовательным учреждением


Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Самарской области, управления образования города, а также районные отделы образования.

Центр дополнительного образования как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутриучрежденческого управления.

Штатная численность работников ЦСМ на 31.12.2021 составляет 122 человека, из них 85 педагогов.

Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, Уставом учреждения и локальными актами учреждения и построено на принципах самоуправления и единоначалия. Основным органом управления Учреждения является Совет ЦСМ. В состав Совета ЦСМ, в соответствии с законодательством РФ, входят представители педагогического коллектива. Оперативное управление осуществляет директор Учреждения. Коллегиальными органами управления Учреждения являются Общее собрание работников и Педагогический совет.

Педагоги имеют:

высшее образование 70 (82%) сотрудников, из них высшее педагогическое – 41 (48 %);

среднее профессиональное образование у 16 (19%) педагогических работников.

Высшая квалификационная категория присвоена 10 специалистам (12%), первая – 28 (30%).

Изучение внутриучрежденческого управления строиться на основе идей различных общеуправленческих подходов. Поэтому различными могут быть и предметы исследования. Но, хотя существуют особенности определения предмета исследований в различных подходах, все они так или иначе исходят из понимания управления как особой функции в организации, реализация которой обеспечивает целенаправленность и организованность ее жизнедеятельности, и ориентированы на изучение связей между строением и свойствами компонентов управляющей системы, внешними и внутренними условиями деятельности организации и ее результатами.

Управление можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения.

Ряд положений общей теории управления образовательного учреждения:

1. Управление обеспечивает целенаправленную и интегрированную деятельность субъектов педагогического процесса.

2. Управление направлено на создание, становление, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

3. Управление осуществляется с помощью управленческих действий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.

4. Управление эффективно, когда оно обладает такими свойствами, как целенаправленность, системность, прогностичность, цикличность, демократичность.

5. Управление достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений; используются критерии конечного результата); имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор.

Несомненно, что центральным объектом управления в образовательном учреждении является учебно-воспитательный процесс. Как он должен осуществляться и какие его задачи, наука управления не изучает – это предмет педагогики. Но то, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии учебно-воспитательного процесса – это уже вопрос к науке управления образовательным учреждением.

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутриучрежденческой информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.

С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители образовательного учреждения, так и педагоги. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, триместровая, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Анализ современной литературы позволил сделать выводы:

- управление образовательным учреждением имеет свои специфические особенности;

- управление образовательным учреждением – разновидность управления социальными системами;

- важным фактором, влияющим на принятие правильного управленческого решения, является скорость в обработке поступающей информации. Эту проблему поможет решить использование в управлении новых информационных технологий.

1.2. Информатизация образовательного учреждения

Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационно-коммуникативных технологий в сфере образования. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Современное общество называют информационным в силу того, что роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация быстро достигает потребителей (людей или организаций), заинтересованных в ее получении и выдается в привычной для них форме. В последние годы информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и образовательного учреждения.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления информационного продукта).

Этот процесс инициирует:

совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания,

методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

В условиях реформирования образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия и предоставляют населению вариативные образовательные услуги, активно участвуют в инновационных процессах, складывается объективная необходимость применения достижений современного менеджмента в практике управления образовательными учреждениями. Современная практика показывает, что руководители недооценивают роль теоретических знаний в области информатизации управления. В то же время «специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организации совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, занимающихся управлением. Предметом труда для них является информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей» [17]. Учитывая сложность и информационную насыщенность современных образовательных систем, провести анализ и принять адекватные меры без информационно-коммуникативных технологий, без компьютерной обработки и анализа информации затруднительно, а в некоторых ситуациях и невозможно.

В настоящее время использование ИКТ в практике управления ОУ в основном заключается в следующем:

подбор иллюстративного материала для оформления стендов, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ОУ;

использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

использование видеокамеры и соответствующих программ

использование Интернета в управленческой деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения процесса управления ОУ;

оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.

создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей;

использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различных баз данных.

создание электронной почты, ведение сайта ОУ.

Обозначим также возможности компьютера, используемые в работе заместителя директора в управленческом аспекте:

аналитическая обработка информации, построение диаграмм, графиков;

создание баз данных, банков информации;

хранение информации в папках и файлах;

обмен информацией через локальную сеть, электронную почту,

Интернет;

создание банка нормативных документов;

планирование; 

инспектирование;

мониторинг качества знаний;

создание отчетов и делопроизводство;

эксперимент;

методическая работа.

координация мероприятий руководства;

создание банка контрольно-измерительных материалов (тестов, текстов контрольных работ и аналитических таблиц ) для мониторинга;

получение отчетности;

консультирование научно-методических разработок;

создание презентаций, распространение наработок (копирование и рассылка).

Информатизация управления образовательным учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.

Ю.А.Конаржевский, выстраивая схему управления образовательным учреждением, по сути доказал, что управление – это информационный процесс, где управляющая система получает информацию о системе управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение.

Это решение направлено на упорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние. Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается (рис. 1).


t1644917589aa.gif

Рис. 1 . Схема управления ОУ

1 – управляющая система; 2 – командная информация; 3- управляемая система; 4 – информация о состоянии управляемой системы; 5 – данные о состоянии внешней среды; 6 – директивная информация вышестоящих органов, достижения науки, передовой педагогический опыт.

М.М.Поташник указывает на органичную взаимосвязь двух ролей управленческой информации для руководителя – «она является основанием для принятия оптимальных управленческих решений и средством обратной связи о реализации всех управленческих действий» [16, с.80].

Таким образом, информация повышает научную обоснованность управленческого решения, исключает излишние затраты материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению качества и эффективности управленческого труда и производства в целом.

Информация обслуживает все виды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном на конечные результаты деятельности школы и планово-прогностическую функцию, она играет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётся стратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполнения организационно-исполнительской функции управленческой деятельности идёт постоянный обмен информацией и её переработка.

Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта.


II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УПРАВЛЕНИИ ГБОУ ДОД ЦРТДЮ ЦСМ

Для анализа информационного обеспечения ГБОУ ДОД ЦРТДЮ ЦСМ (далее - ЦСМ) необходимо дать общую характеристику учебного заведения, изучить структуру управления учреждения, его материально-техническую базу, дать характеристику ИКТ компетентностей педагогического коллектива.

Данное образовательное учреждение имеет линейно-функциональную структуру управления образовательным учреждением. Структура управляющей системы школы представлена 4-мя уровнями управления.

Первый уровень – директор ЦСМ, Совет ЦСМ. Этот уровень определяет стратегические направления развития.

Второй уровень – заместители директора, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень – педагоги, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям (законным представителям).

Четвертый уровень – учащиеся, органы групп и объединений ученического самоуправления.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе управления ОУ можно поделить на:

1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

2) использование ИКТ в процессе управления ОУ;

3) использование ИКТ при организации образовательно-воспитательного процесса с детьми;

4) использование ИКТ в процессе взаимодействия ОУ (педагога) с родителями.
Проведем оценку уровня использования ИКТ в
ЦСМ.

2.1. Оценка уровня информатизации образовательного учреждения

К техническим средствам на базе ИКТ, используемых в работе образовательного учреждения относятся: компьютеры, мультимедийные проекторы, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийное оборудование.

Выделим также базовые прикладные программные средства, владение которыми необходимо каждому педагогу, а также руководителю образовательного учреждения. К ним относятся: текстовые и табличные процессоры, почтовые клиенты и другие средства связи, поисковые системы.

Для оценки уровня ИКТ - компетентностей педагогического коллектива использовались следующие методы: наблюдения, анкетирования, опроса. Проведенное анкетирование 5 членов администрации ЦСМ показало следующую статистику:

1) Уверенно и регулярно используют ИКТ – 65%.

2) Могут сделать планирование с использованием ИКТ – 63% .

3) Подготовить педсовет или семинар с использованием ИКТ учениками – 60%.

4) Подобрать программное обеспечение для управленческих целей – 45%.

5) Найти необходимые материалы – 70%.

6) Использование ИКТ для мониторинга и развития – 40%.


t1644917589ab.gif


Пандемия ускорила процессы информатизации во всех сферах нашей жизни. Особенно этот процесс затронул образование. Дети и педагоги вынуждены общаться дистанционно, управленцы всех уровней образования должны организовать свою управленческую деятельность также в режиме он-лайн. В связи с этим остро встал вопрос о профессиональной компетентности как педагога, так и руководителя в области ИКТ-технологий. Мы решили узнать, как обстоят дела в нашей образовательной организации и выяснили, что…


t1644917589ac.gif

Рис 1. Результаты анкетирования – владение понятием ИКТ.

t1644917589ad.gif

Рис 2. Результаты анкетирования – владение техническими средствами.

t1644917589ae.gif

Рис 3. Результаты анкетирования – владение программными средствами.

Анализ результатов анкетирования показал, что хотя большинство членов администрации и владеет базовыми компетенциями в области ИКТ, однако дальнейшее повышение уровня владения ИКТ необходимо.

В образовательном учреждении ЦСМ информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используются при проведении педсоветов, семинаров–практикумов, совещаний для педагогов, внеклассных мероприятий, родительских собраний, родительских конференций

Рассматривая исходное состояние информатизации, нельзя не отметить некоторые присутствующие на данный момент недостатки: низкий уровень ИКТ - компетентности. Не создано единое информационно-образовательное пространство, нет системы информации о деятельности администрации в ЦСМ, отсутствует локальная сеть, без нее нет связи между компьютерами, поэтому приходится устанавливать программный продукт на один или несколько компьютеров в локальном режиме.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы ЦСМ является одной из приоритетных задач администрации по формированию ИКТ-компетентности, т.е. способности использовать средства ИКТ для решения их повседневных профессиональных и жизненных задач.

Что касается режима администрирования, то его можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений.

В связи с этим работа администрации организована с помощью персонального компьютера. Для более эффективного управления поэтапно создаётся единая информационная среда, отвечающая соответствующим требованиям. Например, банк данных системы содержит максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса; предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием.

В своей работе администрация пользуется стандартным пакетом Microsoft Office, включающий в себя: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.

По данным представления информационного обеспечения управления ЦСМ можно сделать следующие выводы: материально-техническая база и уровень педагогической грамотности администрации позволяют использовать в управлении ЦСМ компьютерные технологии не в полной мере.

Объем информации, с которой работает учебное заведение, неуклонно растет, требуются все новые и новые формы отчетов. Требуется единая система информационного обеспечения, построенная на информационном пространстве школы, учитывающая все особенности и возможности данного учреждения. К сожалению, на сегодняшний день ускорить данный процесс не представляется возможным по следующим причинам:

Более 50% педагогического состава находятся в возрастной категории – 45-60 лет и выше и неохотно осваивают что-то новое.

Средний возраст административных работников – 54 года, что также обусловливает недостаточный уровень понимания того, что работать «по старинке» уже нельзя.

Недостаточно развитая материально – техническая база.

Вывод: использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования, педагоги нуждаются в переоценке своих умений в области применения ИКТ.


2.2. Разработка проекта «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением»


В последние годы система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Информатизация образования на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

повышается эффективность образовательно-воспитательного процесса;

открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Количество и качество компьютеров, имеющихся сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В учреждениях должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а управленцу облегчить работу по управлению данным процессом.

В связи с этим у руководства ЦСМ и возникла необходимость создания проекта «Применение информационных технологий в управлении ЦСМ». Проект был представлен на заседании Педагогического совета №1 от 30.08.2021 и был одобрен коллективом. Педагоги осознают значимость использования ИКТ в управлении ОУ. На заседании педагогического совета было принято решение об объединении усилий администрации, педагогов, родителей для реализации проекта.

Цель проекта:

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процессы управления ЦСМ.

Задачи проекта:

Создать единое информационное пространство ОУ.

Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, образовательно-воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий.

Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.

Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.

Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ЦСМ.

Найти спонсоров для улучшения материально – технической базы

Задачи, поставленные творческой группой – сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение в течение нескольких лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе. Все этапы и задачи проекта приведены в таблице 1.


Таблица 1. Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

1 этап

Изучение опыта работы образовательных учреждений по данной теме.

2. Анализ единого информационного пространства ЦСМ.

3.Определение уровня знаний педагогов и руководителя в области ИКТ- компетентности.

4. Изучение популярной литературы по вопросам повышения ИКТ-компетентности сотрудников ЦСМ

5.Мотивация на повышение квалификации сотрудников ЦСМ по информатизации.

Составление проекта «Применение информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе ЦСМ».

Создание единого информационного пространства ЦСМ.

Повышение ИКТ – компетентности педагогов и руководителей ЦСМ.


2 этап

Использование ИКТ для повышения квалификации администрации и педагогов ЦСМ

Согласование деятельности всех участников проекта.

3. Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ЦСМ.


1.Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.

2. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:

- использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, образовательно-воспитательном процессе.

3 этап

Проведение мониторинга результатов проекта









1. Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт ЦСМ и в социальных сетях.

2.Повышение эффективности процесса управления, воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ - компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения; повышение интереса детей к обучению и воспитанию с использованием

информационных ресурсов


Таблица 2. Риски и их предупреждение

Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Использование универсального мобильного оборудования (ноутбуков, мультимедиа)

Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных,  инициативных педагогов.


1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.

2.Направление на повышение квалификации.

3.Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Администрация не в полной мере осознает эффективность использования новых технологий в процессе управления, а именно в экономии времени.


Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственно-общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы)

Высокие показатели управления ЦСМ образовательно-воспитательным процессом.

3. Широкое освещение деятельности ЦСМ в СМИ.

4. Открытость деятельности ЦСМ.


Ожидаемые результаты:

Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.

Повышение эффективности процесса управления ЦСМ через формирование информационной инфраструктуры управления.

Повышение качества образовательно-воспитательного процесса в ЦСМ через:

- используемое программное обеспечение;

- индивидуализацию процесса обучения;

- повышение интереса к познавательной деятельности учащихся с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

Реализация проекта позволит повысить эффективность управления образовательным учреждением, позволит унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов.

Управленческая деятельность современного руководителя становится всё более интеллектуальной и научной. Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса, освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени на творческую, научную деятельность связано с поиском новых моделей и технологий управления их внедрением.

Одним из путей повышения эффективности управления образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ОУ эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в управлении ОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития  ОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. 


ЛИТЕРАТУРА

Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.

Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с.

Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. М., 2005. - 231 с.

Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2012. - 190 с.

Казаков С.Д. Принципы построения информационных систем в области управления образованием // Педагогика. – 1997. - №3.

Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: [б.и.], 1997. – 47 с.

Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь, 2001. – 160с.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М. :Эгвес, 2000ю – 272 с.

Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 231с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: – М.: Изд-во Академия, 2005.- 77с.

Проданов И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона : монография. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 238 с.

Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. – 248с.

Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9.

Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 85с.

Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. – 83с.

Управление организацией : учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.З. Румянцевой, Н.А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 1999. – 669 с.

Ценности и смыслы современного образования : материалы Всероссийской научнопрактической конференции декабря 2008 года / отв. ред. В.Э. Черник. Мурманск : МГПУ, 2009. – 298 с.

Ямбург Е. Единое информационное пространство школы: педагогический аспект / Е. Ямбург. – М.:[б.и.], 2003. – 87с.

17


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.