Информационно-коммункационные технологии применяемые на занятиях дисциплин общепрофессионального цикла
Каташевич Л.В.
старший методист, преподаватель
ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ГБПОУ КК «КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является одной из приоритетных целей образования [3].
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своей дисциплины. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающихся к дисциплине [1]. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, освободить преподавателя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование информационных технологий в обучении целесообразно, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному [2].
На занятиях дисциплин общепрофессионального цикла в ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» ИКТ применяются в следующих случаях:
1) при изложении нового материала - визуализация знаний (программа презентаций Power Point, интерактивные плакаты в сервисе THINGLINK (пример плаката «Клетка» по дисциплине «Биология» -https://www.thinglink.com/scene/1368853938077433858), мультимедийные лонгрид (пример лонгрида «Кариотип» по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» - http://project2184408.tilda.ws/page10187750.html) и др.;
2) проведение виртуальных лабораторных работ «Информатика», «Живая геометрия», «Физика», «Химия»;
3) закрепление изложенного материала с помощью сервисов LEARNINGAPPS (пример упражнения -https://learningapps.org/14231255) и Kahoot (пример опроса - https://create.kahoot.it/details/fdb501ad-682b-476b-abd5-a1a7cacab0a5), а также создание облаков тег, ментальных карт и др.;
4) система контроля и проверки с помощью сервисов LEARNINGAPPS, FORMS, LEARNIS и документы Google – для совместного редактирования и др. (пример упражнения - https://learningapps.org/11618828, итоговый тест по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» - https://forms.gle/Labc6WJokvPN2TTj8, квест по дисциплине «Ботаника» https://www.learnis.ru/207212/,);
5) самостоятельная работа учащихся с помощью интерактивных рабочих листов сервиса Wizer.me (пример рабочих листов по дисциплине «Биология» - https://app.wizer.me/preview/FMZCR1), занятия разработанные на образовательной платформе CORE (пример занятия по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» - https://coreapp.ai/app/player/lesson/5eab9cb8e6b9b487f4746d9e), использование QR-code в качестве самоконтроля и др.;
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
8) дистанционное обучение (платформа Moodl, classroom.google).
К преимуществам информационных и коммуникационных технологий, на мой взгляд, следует отнести:
- Наглядность.
- Быстрота и удобство в использовании.
- Структурированное предоставление информации.
- Контроль знаний.
- Мотивация и креативность.
Но, вместе с тем, новые информационные процессы несут и определённые риски, поэтому использование ИКТ во время занятий должно быть в рамках санитарных норм и правил, с учётом возрастных групп обучающихся. К негативным последствиям воздействия информационных технологий можно отнести следующие [1]:
- Ухудшение зрения.
- Физические расстройства (ожирение, расстройство сердечно-сосудистой системы).
- Умственные расстройства.
- Психические расстройства («синдром дефицита внимания»).
- Интернет-зависимость.
Таким образом, информационные технологии в совокупности с педагогическими технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения.
Список литературы
- Абилдаева, А.Х. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс] / А.Х. Абилдаева. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 31.10.2020).
- Саблинский, А.И. Технологии, методы и средства электронного обучения [Электронный ресурс] / А.И. Саблинский // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. - № 2. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 31.10.2020).
- Сергиенко, Е.Г. Использование информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / Е.Г. Сергиенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 261-262. – URL: http://expeducation.ru (дата обращения: 31.10.2020).
Пролубщикова Наталья Владимировна