12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин
8

Информационно-просветительская и консультационная работа с родителями детей с ОВЗ

Информационно-просветительская и

консультационная работа с родителями

Одно из направлений работы психолога отделения дневного пребывания детей-инвалидов и детей с ОВЗ это психологическое просвещение. Родители в данном случае, являясь главными воспитателями, как правило, не владеют необходимыми знаниями и умениями в области психологии, которые необходимы для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, его успешной социализации.

Психологическая помощь родителям таких детешек имеет следующие основные цели:

  • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
  • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
  • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги.

Для достижения этих целей в отделении психолог:

1. Участвует в организации и проведении родительских собраний, круглых столов

Очень интересный пример выступления на родительском собрании по теме «Профилактика эмоционального выгорания семей, воспитывающих детей с ОВЗ» я нашла в Интернете, если это кого-то заинтересует - могу поделиться. В книге он представлен в одном из приложений.

2. Разрабатывает буклеты, памятки, рекомендации, оформляет стенды

Много писать об этом не буду. С составлением памяток и оформлением стендов, думаю, знакомы все. Вот пример одной из памяток: 


Памятка "Самые важные слова для ребенка"

Это нормально - злиться. Я помогу тебе успокоиться.

Это нормально - грустить. Я посижу с тобой рядом, если ты хочешь.

Это нормально - чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.

Это нормально - совершать ошибки.

Это нормально, что ты передумал.

Это нормально — просить о помощи.

Ты важен для меня.

Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.

Я верю в тебя.

Я доверяю тебе.

Ты можешь справиться с этим.

Я горжусь тобой.

Я прощаю тебя.

Прости меня.

Ты очень много значишь для меня.

Я люблю тебя.

Лишь немногие дети слышат это в своём детстве. Как правило, все происходит ровно наоборот. Сейчас выросло поколение взрослых, которым в детстве не хватало этих слов. И они до сих пор несут в себе груз этих детских обид, недолюбленности, неоцененности. Отсюда многие комплексы, заниженная самооценка и отсутствие веры в свои силы.

Новые дети - другие. Они более самодостаточные и осознанные, чем были мы в их возрасте. Они меньше зависят от мнения окружающих. Они точно знают, чего они хотят. Они более чувствительные и эмпатичные. Они совсем по-другому чувствуют и воспринимают этот мир. Главное - не сломать эту хрупкую силу. Не навязывать свою парадигму, восприятие. Не делиться своими детскими страхами и комплексами. Отстать от своих детей, пытаясь взрастить из них "кого-то" и уделить, наконец, внимание себе и своему внутреннему ребенку.

         Какие ещё фразы вы бы добавили в список?

Каких слов вам не хватало в детстве?

3. Организовывает и проводит тренинги, встречи родительского клуба

         Родительский клуб я хотела организовать сразу, как только пришла работать в отделение. Но столкнулась с таким моментом – почти всем родителям я была не знакома. Поэтому пришла мысль подождать, а уж потом…Потом так и не наступило.

Спустя полгода я, как и планировала, провела опрос среди родителей на тему «А нужен ли нам родительский клуб?». Он подразумевал встречи без детей, потому что цель его – немного разгрузить родителей, дать им пообщаться с теми, кто попал в похожую ситуацию после рождения ребенка. Более того, я решила сделать не просто встречи родителей, а внести в них элементы тренинга. В итоге с помощью тестирования и бесед выяснилось, что далеко не все родители могут оставить своё чадо с кем-то. А оставлять детей-инвалидов одних в квартире (даже при условии, что им уже исполнилось лет 10-12) нельзя.

Тогда я решила проводить встречи клуба совместно с детьми и родителями. Но… Нам помешала пандемия (небезызвестный COVID-19 разыгрался на просторах России).

Несмотря на всё это, клуб-таки образовался, пусть и только на бумаге. Упражнения в нем построены так, что это могут быть и занятия только с родителями, и совместные занятия «родитель+ребенок».

А теперь несколько слов непосредственно о самом клубе. Итак, структура занятий:

  1. этап. Упражнения на сплочение коллектива, создание позитивного настроя. Ритуал приветствия.
  2. этап. Информационный момент и упражнения по интересующей родителей теме.
  3. этап. Рефлексия. Релакс-упражнения. Ритуал прощания.

Встречи клуба в задумке будут проходить в традиционном формате: комната со стульями, желательно наличие экрана для демонстрации, ноутбук для проигрывания композиций на релакс-упражнениях, карандаши, фломастеры, краски, листы формата А3 и А4 и др. Всё нужное для каждого занятия я расписала в конспектах. 

4. Ведет группы в социальных сетях, где освещает необходимую информацию

Группу нашего отделения с социальной сети ВКонтакте (адрес –   https://vk.com/club171931869) я создала сразу же (по определенным причинам это закрытая группа). В современном мире вообще всё переместилось в социальные сети. Там люди знакомятся, учатся создавать семью и воспитывать детей, саморазвиваются и т.д., и т.п. Поэтому идею освещать нашу работу в социальных сетях я поддержала.

И вот что интересно: когда группа только была создана (кажется, 2018 год), многие родители отказывались от публикаций фотографий детей в ней. Прошло около двух лет и вот уже подавляющее большинство мам не против того, чтобы их дети оказались в ленте нашей группы. Более того, если это не просто фото с занятий, а пост с вручением детям грамот или благодарностей, родители с еще большей радостью лайкают и комментируют его.

5. Проводит индивидуальные консультации

         А теперь несколько слов по поводу проведения консультаций. Раньше это была скорее просто беседа о том, что ребенок делал на занятии, как себя вёл, или рекомендации по вопросам воспитания. Со временем, посидев в Интернете и почитав интересные статьи, приняв участие в вебинарах/семинарах, я дополнила свои консультации такими любопытными  для психолога элементами как метафорические ассоциативные карточки и рабочие тетради с упражнениями.

         На сегодняшний день в сети можно найти рабочие тетради на любые темы. Я же остановилась на тетрадях и методических рекомендациях к ним, разработанных Людмилой Депутатовой – довольно известным игропрактиком и психологом. В них вся информация четко систематизирована, преподнесена в доступном виде, легко читается и проста для понимания разными слоями населения. Также занимательные рабочие тетради на развитие эмоционального интеллекта я нашла у Т.П. Трясоруковой. И на сегодняшний день решила для себя, что лучше остановится на паре-тройке понравившихся авторов и использовать их методы для работы, чем кидаться из крайности в крайность и пробовать всё, что предлагает Интернет.

         Теперь несколько слов о МАК. Несколько лет назад я была уверена, что это гадальные карты. Так думала не только я. Очень многие пользователи сети принимали их такими. Однако в один прекрасный день, познакомившись с ними поближе и поняв принцип их работы (на основе свободных ассоциаций) я купила/распечатала на цветном принтере несколько видов. Для работы с детьми и родителями подходят отлично. Ведь каждый в одной и той же карточке увидит что-то своё, то, что для него актуально на данный момент.

Надеюсь, данная информация кому-то пригодится. Была бы рада помочь. Успехов, коллеги!

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.