Информационно-просветительская и консультационная работа с родителями детей с ОВЗ
Информационно-просветительская и
консультационная работа с родителями
Одно из направлений работы психолога отделения дневного пребывания детей-инвалидов и детей с ОВЗ это психологическое просвещение. Родители в данном случае, являясь главными воспитателями, как правило, не владеют необходимыми знаниями и умениями в области психологии, которые необходимы для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, его успешной социализации.
Психологическая помощь родителям таких детешек имеет следующие основные цели:
- изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
- оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
- оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги.
Для достижения этих целей в отделении психолог:
1. Участвует в организации и проведении родительских собраний, круглых столов
Очень интересный пример выступления на родительском собрании по теме «Профилактика эмоционального выгорания семей, воспитывающих детей с ОВЗ» я нашла в Интернете, если это кого-то заинтересует - могу поделиться. В книге он представлен в одном из приложений.
2. Разрабатывает буклеты, памятки, рекомендации, оформляет стенды
Много писать об этом не буду. С составлением памяток и оформлением стендов, думаю, знакомы все. Вот пример одной из памяток:
Памятка "Самые важные слова для ребенка"⠀
Это нормально - злиться. Я помогу тебе успокоиться.
Это нормально - грустить. Я посижу с тобой рядом, если ты хочешь.
Это нормально - чувствовать себя разочарованным. Я это тоже чувствовала.
Это нормально - совершать ошибки.
Это нормально, что ты передумал.
Это нормально — просить о помощи.
Ты важен для меня.
Ты больше, чем твои эмоции, потому что они пройдут.
Я верю в тебя.
Я доверяю тебе.
Ты можешь справиться с этим.
Я горжусь тобой.
Я прощаю тебя.
Прости меня.
Ты очень много значишь для меня.
Я люблю тебя.
Лишь немногие дети слышат это в своём детстве. Как правило, все происходит ровно наоборот. Сейчас выросло поколение взрослых, которым в детстве не хватало этих слов. И они до сих пор несут в себе груз этих детских обид, недолюбленности, неоцененности. Отсюда многие комплексы, заниженная самооценка и отсутствие веры в свои силы.
Новые дети - другие. Они более самодостаточные и осознанные, чем были мы в их возрасте. Они меньше зависят от мнения окружающих. Они точно знают, чего они хотят. Они более чувствительные и эмпатичные. Они совсем по-другому чувствуют и воспринимают этот мир. Главное - не сломать эту хрупкую силу. Не навязывать свою парадигму, восприятие. Не делиться своими детскими страхами и комплексами. Отстать от своих детей, пытаясь взрастить из них "кого-то" и уделить, наконец, внимание себе и своему внутреннему ребенку.
⠀ Какие ещё фразы вы бы добавили в список?
Каких слов вам не хватало в детстве?
3. Организовывает и проводит тренинги, встречи родительского клуба
Родительский клуб я хотела организовать сразу, как только пришла работать в отделение. Но столкнулась с таким моментом – почти всем родителям я была не знакома. Поэтому пришла мысль подождать, а уж потом…Потом так и не наступило.
Спустя полгода я, как и планировала, провела опрос среди родителей на тему «А нужен ли нам родительский клуб?». Он подразумевал встречи без детей, потому что цель его – немного разгрузить родителей, дать им пообщаться с теми, кто попал в похожую ситуацию после рождения ребенка. Более того, я решила сделать не просто встречи родителей, а внести в них элементы тренинга. В итоге с помощью тестирования и бесед выяснилось, что далеко не все родители могут оставить своё чадо с кем-то. А оставлять детей-инвалидов одних в квартире (даже при условии, что им уже исполнилось лет 10-12) нельзя.
Тогда я решила проводить встречи клуба совместно с детьми и родителями. Но… Нам помешала пандемия (небезызвестный COVID-19 разыгрался на просторах России).
Несмотря на всё это, клуб-таки образовался, пусть и только на бумаге. Упражнения в нем построены так, что это могут быть и занятия только с родителями, и совместные занятия «родитель+ребенок».
А теперь несколько слов непосредственно о самом клубе. Итак, структура занятий:
- этап. Упражнения на сплочение коллектива, создание позитивного настроя. Ритуал приветствия.
- этап. Информационный момент и упражнения по интересующей родителей теме.
- этап. Рефлексия. Релакс-упражнения. Ритуал прощания.
Встречи клуба в задумке будут проходить в традиционном формате: комната со стульями, желательно наличие экрана для демонстрации, ноутбук для проигрывания композиций на релакс-упражнениях, карандаши, фломастеры, краски, листы формата А3 и А4 и др. Всё нужное для каждого занятия я расписала в конспектах.
4. Ведет группы в социальных сетях, где освещает необходимую информацию
Группу нашего отделения с социальной сети ВКонтакте (адрес – https://vk.com/club171931869) я создала сразу же (по определенным причинам это закрытая группа). В современном мире вообще всё переместилось в социальные сети. Там люди знакомятся, учатся создавать семью и воспитывать детей, саморазвиваются и т.д., и т.п. Поэтому идею освещать нашу работу в социальных сетях я поддержала.
И вот что интересно: когда группа только была создана (кажется, 2018 год), многие родители отказывались от публикаций фотографий детей в ней. Прошло около двух лет и вот уже подавляющее большинство мам не против того, чтобы их дети оказались в ленте нашей группы. Более того, если это не просто фото с занятий, а пост с вручением детям грамот или благодарностей, родители с еще большей радостью лайкают и комментируют его.
5. Проводит индивидуальные консультации
А теперь несколько слов по поводу проведения консультаций. Раньше это была скорее просто беседа о том, что ребенок делал на занятии, как себя вёл, или рекомендации по вопросам воспитания. Со временем, посидев в Интернете и почитав интересные статьи, приняв участие в вебинарах/семинарах, я дополнила свои консультации такими любопытными для психолога элементами как метафорические ассоциативные карточки и рабочие тетради с упражнениями.
На сегодняшний день в сети можно найти рабочие тетради на любые темы. Я же остановилась на тетрадях и методических рекомендациях к ним, разработанных Людмилой Депутатовой – довольно известным игропрактиком и психологом. В них вся информация четко систематизирована, преподнесена в доступном виде, легко читается и проста для понимания разными слоями населения. Также занимательные рабочие тетради на развитие эмоционального интеллекта я нашла у Т.П. Трясоруковой. И на сегодняшний день решила для себя, что лучше остановится на паре-тройке понравившихся авторов и использовать их методы для работы, чем кидаться из крайности в крайность и пробовать всё, что предлагает Интернет.
Теперь несколько слов о МАК. Несколько лет назад я была уверена, что это гадальные карты. Так думала не только я. Очень многие пользователи сети принимали их такими. Однако в один прекрасный день, познакомившись с ними поближе и поняв принцип их работы (на основе свободных ассоциаций) я купила/распечатала на цветном принтере несколько видов. Для работы с детьми и родителями подходят отлично. Ведь каждый в одной и той же карточке увидит что-то своё, то, что для него актуально на данный момент.
Надеюсь, данная информация кому-то пригодится. Была бы рада помочь. Успехов, коллеги!