Презентация «Организация информационно-просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи»
«Организация информационно - просветительской деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников с нарушением речи». Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 методический кабинет УО Подготовила: учитель-логопед Онищенко Н.В.
Современная семья Поддержа-ние необходимо-го уровня жизни Развитие и воспитание ребенка
Родители: !!!!!! Не имеют представления о речевом развитии детей; !!!!! Не слышат нарушений звукопроизношения.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия для развития и воспитания детей; Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями; Разработать методические рекомендации для логопедов и родителей; Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Родители сталкиваются со следующими ошибками: адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей. II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка. III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются. IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально. V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются. Родители:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями: Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время. Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей. Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
Коррекционно-педагогичекий процесс: Ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза Просветительский Индивидуальная форма работы с семьей. Помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Консультативный Создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. Коррекционная работа
Формы работы: Словесная Наглядная Практическая Индивидуальная
Словесные формы работы: Консультации Представление о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома Анкетирование с целью выявления отношения родителей к речевым проблемам их ребенка Родительские собрания обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Беседы Оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи ребёнка Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др).
Наглядные формы работы: Буклеты Листовки Информационные стенды Речевой уголок
Практические формы работы: Открытые занятия Тетрадь взаимодействия с родителями Занятия-практикумы
Индивидуальные формы работы: Индивидуальные практикумы Беседы Анкетирование
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение опросов, анкетирование Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций , педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, листовки, буклеты. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
Дети лучше усваивают пройденный материал Дети с интересом занимаются с логопедом и с родителями Эффективность: Повысился уровень речевого и эмоционального развития детей