Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Муниципальное общееобразовательное учреждение
Ермаковская средняя общеобразовательная школа
Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Рыбинск,2021.
На современном этапе развития общества наблюдается тенденция снижения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей-инвалидов, на образование.
Реализация права на образование детьми с ограниченными возможностями особенно актуальна в связи с Федеральным законом "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, привержены развитию инклюзивного образования, включая образование для детей с ограниченными возможностями вместе с обычными детьми.
Наиболее общие требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, а для их более детальной разработки в Проекте-специальном федеральном государственном стандарте начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (под редакцией Н. Н. Малофеева, О. С., Никольской, О. И. Кукушкиной, 2010).
При комплексном рассмотрении вопроса о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе, за основу берутся методические рекомендации авторов.
Впервые в Законе "Об образовании в Российской Федерации" учащийся-инвалид определяется как лицо, имеющее недостатки физического и (или) психологического, подтвержденные комиссией, психологического, медицинского и педагогического характера и препятствующее получению образования без создания специальных условий.
Давайте попробуем разобраться, к какой категории детей относится это население:
Дети с ограниченными возможностями, дети с различными психическими и физическими отклонениями, вызывающими общие нарушения развития, не позволяют детям быть ответственными за всю жизнь.
Синонимами этого понятия могут быть следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми потребностями», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети».
В эту группу могут входить как дети-инвалиды, так и дети, которые не признаны инвалидами, но при наличии ограничений в питании.
Дети с ограниченными возможностями, дети с
* Нарушения слуха (потеря слуха, глухота);
* Тяжелые нарушения речи (ТНР);
* Нарушения зрения (слепые, слабовидящие) ;
* Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);;
* Умственная отсталость (УМСТВЕННАЯ отсталость);
* Расстройства аутистического спектра (РАС);
* Множественные расстройства (сочетание двух или более психофизических расстройств).
Причины появления детей с ограниченными возможностями:
1. ЭНДОГЕННЫЕ (или внутренние) причины делятся на три группы:
1) Пренатальный (до рождения ребенка): может ли это быть причиной ее болезни, нервных срывов, травм, наследственности;
2) Роды (время родов): может быть трудно доставить, слишком быстрая доставка, медицинское вмешательство;
3) Послеродовой (после рождения): например, ребенок разбился, упал.
2. ЭКЗОГЕННЫЕ (или внешние) причины: причинами социально-биологического характера являются экология, курение, алкоголизм, наркомания, СПИД.
Рассмотрим психолого - педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
У детей низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода получения и обработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Пространственные представления еще не достаточно сформированы. Дети с ограниченными возможностями часто не способны провести полный анализ формы, установить симметрию, идентифицировать части построенных фигур, организовать конструкцию на плоскости, соединить ее в одно целое. Внимание неустойчивое, рассеянно, это дети которым трудно переходить от одного вида деятельности к другому. Недостатки во внимании организации вызваны слабым развитием интеллектуальной деятельности детей , несовершенными навыками и навыками самодисциплины, этого недостаточно для развития чувства ответственности и интереса к учебе.
Память ограничена, кратковременная преобладает над долговременной, механическая над логической, визуальная над вербальной.
Снижается когнитивная активность, замедляется скорость обработки информации. Наглядно-действенное мышление развивается в большей степени, чем наглядно-образное, и особенно словесно-логическое. Потребность в общении снижена как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры общие, формы общения и роли в самой игре «бедны». Речь-имеются нарушения речевых функций, или не все компоненты языковой системы сформированы.
В результате повышенного потребления наблюдается низкая работоспособность. Наблюдается недостаточное формирование произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенности импульсов, учебной мотивации. Вследствие этого вычленяются типичные затруднения у детей с ОВЗ
Цель школы, в образовательном процессе в которой должны быть включены дети с ограниченными возможностями. Этот :
- создать систему инклюзивного образования;
- системное программно-методическое, нормативное и информационное обеспечение процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации;
- развитие различных форм альтернативного образования, всесторонняя поддержка всех учащихся.
Являются ли дети с особыми потребностями и без них, одаренные дети, учителя (т. е. для улучшения практики преподавания и повышения квалификации учителей) и все школьное сообщество с точки зрения улучшения общего климата и духа школы.
Комплексная форма обучения предполагает организацию системы обучения и всесторонней поддержки в процессе обучения детей с ограниченными возможностями, а также норма типичных детей в общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования: Создание общих условий для получения детьми образования с учетом их психофизических особенностей следует считать главной задачей реализации права на образование детей с ограниченными возможностями.
Кроме того, расширять охват нуждающихся детей специализированной педагогической помощью;
- предоставлять родителям (законным представителям), нуждающимся в консультативной помощи,
- оказывать квалифицированным преподавателям методическую помощь;
- доступно для детей с ограниченными возможностями для интеграции в среду норма типичных детей по развитию;
Давайте рассмотрим основные принципы обучения детей:
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
* ценность человека не зависит от его навыков и достижений;
* каждый способен чувствовать и думать;
*каждый человек имеет право общаться и быть услышанным;
* все люди нуждаются друг в друге;
* подлинное образование может происходить только в контексте реальных взаимоотношений;
* все люди нуждаются в поддержке и дружбе своих сверстников;
* для каждого ребенка выбирайте то, что они могут делать, а не то, чего они не могут;
* разнообразие улучшает каждый аспект человеческой жизни.
Работа с детьми с ограниченными возможностями предполагает кропотливую работу. Ведь такому ребенку нужно уделять гораздо больше внимания, чем норма типичному ребенку.
Для каждого дефекта в развитии разрабатывается своя собственная выбранная программа обучения. Но в целом большинство основных аспектов совпадает.
Ожидаемые результаты как в воспитании и обучении детей с нормальным развитием, так и детей с ограниченными возможностями личностные результаты или достижения. Что касается разницы между педагогической деятельностью по воспитанию детей с ограниченными возможностями и разработкой стандартов, следует обратить особое внимание на две позиции: методы и результаты.
В работе с первой из названных категорий детей, возможно результат менее прогнозируем и не всегда достижим в том объеме, который предполагал педагог. Что касается средств воспитания и обучения, то их подбор – действие буквально «ювелирное», а успех их применения еще менее гарантирован, чем в воспитании детей в норме развития
Исходя из этого, следует рассмотреть условия для инклюзивного образования.
Алгоритм включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс
Зачисление в общеобразовательный класс осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления, а для детей с ограниченными возможностями-по необходимой рекомендации ПМПК.
Для работы общеобразовательных классов оборудованы адаптированные помещения для занятий, отдыха, физкультурно - оздоровительной и коррекционно - развивающей работы.
Максимальная вместимость класса 25 человек. Количество детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек. По окончании общеобразовательных классов необходимо, по возможности, объединить в классе детей с отклонениями в развитии с рекомендациями ПМПК. для обучения по одной и той же общеобразовательной программе.
На основании рекомендаций ПМПК и Индивидуальной программы реабилитации для детей с ограниченными возможностями, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей), ОУ ПМПК разрабатывает и утверждает индивидуальный способ обучения детей с особыми образовательными потребностями.
(ООП) Под единым путем обучения детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении мы должны понимать определенную систему совместных действий администрации, главного учителя, междисциплинарной команды специалистов по поддержке образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Он может развиваться в течение одного учебного года, в течение шести месяцев или в течение каждого квартала.
ПМПК имеют право вносить изменения в индивидуальную учебную программу в любое время по просьбе учителей, родителей (законных представителей) и членов ПМПК.
Материал построен на принципиально новой логике: все области образования включают в себя два взаимодополняющих компонента: академический и «жизненной компетенции». Процентное соотношение компонентов, которое определяет вариативность содержания программы и результатов обучения, предоставляя возможности для выбора и реализации наилучшего пути развития для всех учащихся с учетом их особых образовательных потребностей.
В рамках психолого-педагогического совета школы индивидуальная образовательная программа разрабатывается специалистами по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке учителя (классный руководитель, учителями-предметиками под руководством заместителя директора по воспитательной работе (руководителя ПМПк).
Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного образования, организации индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий для детей с ООП и внедрении дополнительных образовательных услуг для детей с потребностями в качественном образовании.
Для учащихся с ограниченными возможностями учебная программа должна предусматривать :
- 3 часа занятий с дефектологом + 1 час в неделю-обязательная консультация для учителей и родителей;
- 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю-обязательная консультация для учителей и родителей;
- 1 час физиотерапии;
- 1 час коррекционного ритма;
В содержание образования необходимо ввести индивидуальные листы обучения. Суть метода заключается в том, что учащиеся получают так называемые индивидуальные учебные листы (ИЛО) перед изучением темы, где задаются вопросы по напечатанному материалу (абзац из учебника) и остаются места для ответов. Учащиеся на дому самостоятельно изучают предмет по содержанию, заполняют (ИЛО), активно включаясь в учебу.
Во время урока, заданий, обсуждения необходимо устранить пробелы в знаниях. Учителя, работающие в инклюзивном классе, должны иметь специальную профессиональную подготовку, личностной готовностью для работы в инклюзивном классе.
Функции учителя:
В его функции входит мониторинг реализации индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и проведение обучения в соответствии с индивидуальными учебными листами, использование вспомогательных технологий в обучении, оценка достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения. Для сопровождения ребенка- инвалида в штат вводится ставка тьютера.
Обязательным является:
оказание всесторонней поддержки учащимся в инклюзивном классе( клинической, логопедической, педагогической, психологической);
тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
педагогически обоснованное сочетание образовательных программ и участие во внеклассных мероприятиях является комплексным занятием.
Наличие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению в школе является необходимым условием приема детей с ограниченными возможностями и реализации инклюзивной практики.
О взаимодействии учителей, воспитателей и специалистов по поддержке не сразу и не всегда становится -командной работой, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи Однако опыт школ по внедрению инклюзивной практики показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по учету «особых» детей в образовательном процессе, работу школы в этом направлении нельзя считать успешной.
Ожидаемые результаты по предметам обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе:
- компонент академической компетенции-ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУН для личного и социального развития;
- компонент жизненной компетенции развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.
Преимущества инклюзивного образования.
Что предлагает инклюзивное образование?
- новый социальный подход к инвалидности.
- приветствуется разнообразие
- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
- личностное развитие и социальные навыки.
- развитие независимости и самоопределения.
- развивает равные права и возможности, а не дискриминацию.
Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается помощь. Инклюзивные школы также предлагают возможность учиться в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Они дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои уникальные таланты в общую деятельность, в процесс, в котором каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя частью.
Недостатки инклюзивного образования.
В идеале не должно быть никаких неблагоприятных условий для всестороннего образования, которое улучшало бы жизнь детей, особенно детей из социально уязвимых групп, и улучшало бы общество в целом.
Но, принимая во внимание наши социально-экономические условия и уровень информированности общественности, инклюзивное образование в России все еще является экспериментальным.
Всестороннее развитие системы образования в нашей стране требует коренных изменений в системе не только среднего образования (например, «общеобразовательная школа»), но и профессионального и дополнительного образования (например, «образование для всех»).
На данный момент существует несколько препятствий для инклюзивного образования:
- отсутствие гибких стандартов образования.
- несоответствие учебной программы и материала массовой школы образования для особых образовательных потребностей ребенка
-отсутствие специальной подготовки учителей в общеобразовательных учреждениях, недостаточные знания по основам коррекционного образования и психологии.
- отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах и технологиях организации образовательного и коррекционного процесса детей.
"Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы помогаем "" За этой рифмой скрывается весь смысл инклюзии.