Статья «Инклюзивное образование на уроках географии»
Инклюзивное образование на уроках географии.
Стекленёва Светлана Юрьевна, учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
steklenewa@yandex.ru
Всем школьникам свойственно учиться и использовать полученные знания по-разному.
В школах надо помогать детям с ограниченным состоянием здоровья, но всё зависит от возможностей самой школы, коллектива учителей и детей и, конечно, от способностей ребенка с особенностями развития. Чтобы школа ввела инклюзивную практику, она должна действительно полностью измениться и поменять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия учеников.
Современное развитие общества ставит во главе угла воспитания и обучения новые задачи и новые приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционной школе, без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы встал вопрос: А как это осуществить? Каков механизм внедрения инклюзивного обучения? Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно: Выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание. Использует различные пособия, технические средства для достижения целей. Организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п. В программах по предметам педагоги учатся дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития. Осуществлять учебные цели педагогу помогает тьютор, который есть у некоторых "особых" детей. Учитель прописывает индивидуальные упражнения и задания для ребенка, т. е. некоторую инструкцию, а тьютор, действуя по ней, помогает осуществить задуманное учителем. Я черный страшный великан Что делать мне - решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать А ну, попробуй угадать Как же меня звать? (Тема урока «Вулкан».) Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Главные требования к ведению физкультминуток на уроках: Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. На основании требований выделяются виды физкультминуток: Упражнения для снятия общего или локального утомления. Упражнения для кистей рук. Гимнастика для глаз. Гимнастика для слуха. Упражнения, корректирующие осанку. Дыхательная гимнастика Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность. «Мировой океан» А над морем чайки кружат «Ветер» Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться. |
Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
Жизнь - это разноцветная радуга, где красный – это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый – цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый – цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.
Литература:
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М.: Политиздат, 1989. – 335с.
2. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного
образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
3. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
4. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис
и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.