Эмоциональная разгрузка.
Техники и методики развития эмоциональной компетентности.
Автор
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог УВО
Человек, научившийся управлять своими эмоциями,
становится хозяином своей жизни.
Человеку свойственно накопление эмоционального опыта и энергии, долгое сохранение которых сказывается на общем состоянии. Эмоциональная разгрузка оказывает положительное влияние на все системы организма, делая его более стрессоустойчивым, гибким, пластичным.
И в данном случае мы говорим об эмоциональной гибкости и пластичности.
Под эмоциональной гибкостью мы понимаем способность личности к изучению собственных эмоциональных состояний и поиска оптимального выражение накопившейся энергии, порожденной различными эмоциональными состояниями.
Под пластичность же понимается, способность человека переживать одну и ту же модальность эмоций в различных оттенках.
Сохранение психического здоровья – базовая потребность человека. Поэтому, важно заботиться о том, чтобы своевременно избавляться от накопленного напряжения, ведущему к ухудшению самочувствия не только на психоэмоциональном уровне, но и соматическом.
Существует множество способов нормализации психического состояния, представляющих из себя различные техники эмоциональной разгрузки.
Эмоциональная разгрузка – один из важнейших элементов гармонизации эмоционального и физического баланса сил.
Эмоциональная разгрузка эффективно способствует восстановлению организма.
Но важно помнить о грамотном применении этих техник, так как неправильное следование методикам, может не только не способствовать улучшению самочувствия, но и усугубить его.
Техники эмоциональной разгрузки.
Арт-терапия.
Техника, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека, через вовлечение его в изобразительное творчество.
Главная цель данной техники –гармонизация психического состояния через развитие способности визуализации эмоционального состояния. Ценность техники арт-терапии заключается в том, что через символическую систему трансляции состояний из субъективного в объективное, человек учится преодолевать эмоциональное напряжение.
Техника арт-терапии базируется на понимании того, что содержание внутреннего «Я» человека получают визуальное отражение всякий раз, когда он воплощает его в образах, в ходе чего происходит гармонизация психического состояния.
Песочная терапия.
Еще один способ с собой и окружающей действительностью - техника песочной терапии.
Уникальный способ снятия внутреннего напряжения, на бессознательном уровне воплощая его и придавая ему вид и форму, повышая, тем самым, собственную эмоциональную гибкость.
Техника песочной терапии дает возможность прикоснуться к более глубинным состояниям, собрать их в образ, тем самым придать им некую осознанность, ведущую к восстановлению психической целостности.
Отличительная уникальность техники песочной терапии – это простота манипуляций и кратковременность существования создаваемых образов.
Возможность разрушения и реконструкции образов, многократное создание новых сюжетов, создание последовательных композиций отражает цикличность и динамику психических изменений.
Танцевальная терапия.
Форма терапии, при которой интегрируется форма эмоциональной и физической разгрузки.
С древних времен танец является одним из важнейших элементов эмоционально-коммуникативной культуры человечества. Язык жеста способствует развитию коммуникации и пониманию людей друг друга на уровне эмоций. Трансляция психического состояния через движение, сродни кодификации процесса самопознания.
Элементы танцевальной терапии используются не только для эмоциональной разгрузки, но для личностного роста и саморазвития, т.к танец способствует раскрепощению и выводу собственного ресурса изнутри в объективную реальность.
Yoga-dance.
Техника Yoga dance основана на интеграции гимнастики и танца, сводящимся, главным образом, к развитию умения выражать эмоции по средствам поз, плавных жестов, движения.
Отличие Yoga dance от танцевальной терапии заключается в том, что данная техника, базируется больше на дыхательных упражнениях, направленных на стабилизацию эмоционального состояния. Движения и пластика, также, являются ключевыми особенностями техники. Интеграция движения и дыхания дает возможность полной физической и эмоциональной разгрузки.
Музыкотерапия.
Одна из древнейших техник регулирования эмоционального состояния и душевного равновесия. Человек , по природе своей, является уникальной системой вибраций. В любом состоянии системе нашего организма свойственно сочетание гармонических колебаний. Можно сказать, что человек сам по себе является достаточно сложным музыкальным произведением.
Музыка оказывает положительное влияние на психическое состояние, как ребенка, так и взрослого. Особое воздействие оказывает стилизованная музыка - звуки живой природы в сочетании с плавной инструментальной музыкой.
В момент прослушивания музыки в работу включается наше воображение. Представляя различные образы, переплетая их воедино с музыкой, порождая новые сюжетные линии, мы ощущаем себя более расковано и свободно.
Полное отключение от объективной действительности, и погружение в мир воображаемый, организм перезагружает все системы, что дает возможность более продуктивного распределения ресурсов, и при этом, получить полную эмоциональную разгрузку.
Это лишь некоторые из большого количества техник и методик эмоциональной разгрузки. Подбор техник напрямую зависит от особенностей психического состояния и развития личности.
Не существует универсальных техник, дающих сто процентный положительный эффект. Более высокий эффект разгрузки можно получить при гармоничном сочетании различных техник.
Важно помнить и о том, как проводить занятия по эмоциональной разгрузке. Дабы эффект оказывал положительное воздействие на психоэмоциональное состояние, занятия должны проводится только специалистом компетентным в данной области, в противном случае, эффект может быть абсолютно противоположенным.
Рекомендуемая литература.
Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. – М.: Когнито-центр, 2006.
Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. - М.: «АСТ», 2003.
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. -М.: ООО «ЦГЛ РОН», В. Секачев, 2001.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. – Ростов н\Дону.: Феникс, 2008.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. - СПб.: Питер, 2001.