12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Tatyana35
1

Статья «Повышение мотивации к изучению английского языка через проведение нестандартных уроков»

 

Статья на тему: Повышение мотивации к изучению английского языка через проведение нестандартных уроков

Подготовила: Т.И. Новикова, учитель английского языка


 

Всеми возможными способами нужно

воспламенять в детях горячее

стремление к знанию и к учению

Я.А. Каменский

Отсутствие интереса к изучению английского языка в школе на всех этапах обучения волнует многих учителей. Из-за огромной информации, которую воспринимают современные школьники сегодня, порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно во время объяснения материала. Интерес к обучению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания, развития учащихся. Недостаток мотивации к обучению (или полное отсутствие её у учащихся) стало для меня, как для начинающего педагога, огромной проблемой. В результате работы я направила свою деятельность на самоанализ урока, на поиск путей преодоления трудностей в обучении школьников и, конечно же, способов мотивации учеников к изучению иностранного языка. В процессе работы возникло много вопросов: «Какие образовательные технологии лучше: традиционные или инновационные? Чем мотивировать учащихся? Как сформировать у них желание к эффективной деятельности – и этим повысить результативность работы на уроках?»

Не секрет, что большинство школьников осознанно начинают изучать иностранный язык в средних и старших классах. Но при отсутствии интереса к предмету речевая активность школьников резко снижается, поэтому ученики чувствуют неуверенность в общении с учителем на иностранном языке, им становится все сложнее преодолеть языковой барьер. Организация активной речевой деятельности на уроке – сложная задача. Для её успешного решения необходимы совершенные приёмы обучения, организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления таких форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, стало анкетирование, проведённое с семиклассниками. Ребятам нужно было ответить на следующие вопросы:

- Какая форма проведения урока вам больше всего нравится?

- Как, по вашему мнению, должен быть проведен урок, чтобы вы лучше всего усвоили материал?

- Какие уроки вам нравятся? Почему?

- Если бы ты был учителем, как бы ты проводил уроки?

Проанализировав полученные ответы учащихся, я выделила наиболее интересные: «Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение», «Если бы я был учителем, то проводил бы уроки в виде дискуссии, соревнования, праздника», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы можем проявлять свои способности, лучше узнать друг друга», «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков». Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов для повышения речевой активности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися иностранным языком зависит не только от выбора формы урока, но и от профессионализма учителя, его языковой и теоретической подготовки.

Моё открытие – технология «Дебаты» как средство эффективного повышения мотивации учеников к учебному процессу, побуждение их к речевой активности и практическому применению английского языка. Дебаты – это обсуждение, публичный спор по какому-либо вопросу. В их основе лежит тезис-утверждение, который является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд. Мастерство публичных выступлений можно назвать основным коммуникативным умением, так как человека оценивают именно по эффективности устного общения. В частности, данная технология помогает в подготовке школьников к ГИА по английскому языку. Данная методика успешнее всего реализуется на усовершенствованном этапе обучения, когда лексический запас учащегося позволяет ему вести спонтанный диалог. Таким образом, она рассчитана на учеников старших классов.

Принципы организации групповой работы при проведении дебатов базируются на уважительном отношении к оппоненту, честности и открытости в игре. Вместе учимся держаться на публике, владеть вниманием аудитории, приобретаем уверенность в собственных силах. Диалоговая игра развивает критическое мышление, логику и речевые навыки.

Такой урок требует творческой подготовки: составить план, описать процедуру «Дебатов», учесть ментальные особенности действующих лиц.

Важно чётко организовать участников игры, определить режим работы, сформулировать цели, создать проблемную ситуацию. Нужно не только умело управлять процессом «дебатов», но и вовремя провести этап анализа и обобщения работы.

Итак, правила проведения урока. Две группы учащихся, в соответствии с регламентом, излагают свои аргументы и контраргументы, которые могут быть подготовлены заранее. Участники могут задавать друг другу перекрестные вопросы для разъяснения позиции, для выявления потенциальных ошибок у оппонента. Тематика дебатов должна быть понятной и вызывать интерес у учащихся. Для ребят старших классов можно предложить проблемные ситуации: «Mobile phone: assistant or enemy?» («Мобильный телефон: помощник или враг?»), «Whether genetically modified products are safe?» («Безопасны ли генетически модифицированные продукты?»), «Fast food: for and against opinion» («Фастфуд: вы «за» или «против»?), «Diets: for and against opinion» («Диеты: вы «за» или «против»?»), «Mass media play an important role in life of society. Are you agree with this statement?» («СМИ играют важную роль в жизни общества. Вы согласны с этим утверждением?»), «Violent computer games promote violence and crime as entertainment» («Жестокие компьютерные игры – криминал или развлечение»), «School uniform: for and against opinion» («Школьная форма: «за» или «против»), «Advantages and disadvantages of the Internet» («Преимущества и недостатки Интернета»), «Is it easy to be young?» («Легко ли быть молодым?»).

Разумеется, такие формы работы лучше использовать на обобщающих уроках. Участникам предлагается высказаться по выбранной проблеме. Доводы учителя и выступающих учеников звучат на английском языке. Команды отстаивают свою позицию по предложенным вопросам.

Учитель может привлечь учеников к диалогу с помощью карточек с заранее подготовленными вопросами.

Например:

- There are a lot of summer cafes in parks and squares of our city. Tell your opinion to this fact. (В парках и скверах нашего города обилие летних кафе. Ваше отношение к этому факту.)

- There are huge numbers of street markets all over the city. What is your opinion to this problem? (По всему городу огромное количество уличных рынков. Каково ваше отношение к этой проблеме?)

- Graffiti on walls in our city: the street art or vandalism? What do you think of it? (Граффити на стенах зданий нашего города: это уличное искусство или вандализм? Что вы об этом думаете?)

В конце дебатов необходимо поблагодарить обе команды за оказанное внимание к поставленным вопросам, за высказанную точку зрения. В споре ученики не чувствуют себя скованными в общении на иностранном языке, преодолевают языковой барьер.

И как здесь не согласиться с Аврелием Августином, что «для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость»?

Молодой учитель должен самосовершенствоваться, идти в ногу со временем. Только использование всевозможных ресурсов и современных технологий помогут педагогу успешно реализовать новые проекты и откроют путь к новым возможностям.

Список литературы:

Дебаты как средство обучения говорению на уроках английского языка на примере урока в 7 классе «There is nothing better than country life». [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: https://www.pedm.ru/categories/10/articles/ 1249

Логинова А.Н. Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов: сб. ст. Ярославль: ИРО, 2007. – 32 с.

Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // Начальная школа – 2001 – №11– с.49-51. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.nauka.x-pdf.ru/17raznoe/369011-2-sovremenniy-uchitel-angliyskogo-yazika-sbornik-statey-sankt-peterburg-metodicheskaya-kopilka-idey-uchiteley-angliyskogo.php

Львова О. В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку. Вестн. финансового ун-та. Гуманитар. науки. – 2014. – № 1 (13). – С. 76–79

Никулица И. Н. Использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка. Иностр. яз. в шк. – 2012. – № 7. – С. 38– 41.

«Поиск эффективных форм и методов обучения английского языка». [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://infourok. ru/poisk_effektivnyh_form_i_metodov_obucheniya_angliyskogo_yazyka_.-147386.htm

  «Технология дебаты». [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:        http://docme.ru:8180/doc

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.