Статья «Инновационные направления в обучении и воспитании»
Инновационные направления в обучении и воспитании
Развитие общества на современном этапе ставит перед системой образования и воспитания дошкольных образовательных учреждений задачу качественного преобразования , ориентированного на обеспечение педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие личности ребенка, его умственных компетенций, на отношение к ребенку, как главной ценности педагогического и детского творчества . А значит, перед педагогом ставится условие, предполагающее готовность педагога к нестандартному решению воспитательных и образовательных ситуаций, самостоятельному осмыслению условий, выбору путей для реализации основных вопросов воспитательно-образовательной деятельности, способствующих разностороннему развитию педагога, его профессиональному росту. В условиях создания более качественного уровня педагогической деятельности возрастают требования к профессиональной компетентности педагога, уровню развития педагогического мастерства, его психологической стрессоустойчивости. Педагог , идущий в ногу со временем, работающий на начальной образовательной ступени развития, должен быть грамотным во всех направлениях . Для успешной самореализации педагогу необходимы определенные знания, умения , которые проявляются в развитии личностных особенностей, уровня саморазвития и профессионального совершенства. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Благодаря тому, что в настоящее время возрос интерес со стороны родителей к более раннему развитию своего ребенка, воспитатель , как первый наставник , профессионально ведет своего воспитанника по пути приобретения опыта познания окружающего мира, направляя в образовательном процессе на поиск ответов на вопросы и предоставляя в последующем самостоятельный выбор для решения возникающих проблемно- поисковых ситуаций. Воспитателю доверяют родители ребенка и отдают в его руки, порой возлагая и ответственность за воспитание своего чада педагогу. Нет, наверно, ни одного взрослого, кого бы не волновало, как будет чувствовать себя ребенок в детском саду, какие взаимоотношения у него сложатся со всеми участниками образовательного процесса- сверстниками, педагогами, социальными работниками, и самое важное, насколько полезным и радостным станет образовательная деятельность для дошкольника. Именно от воспитателя в настоящее время во многом зависит, будут ли найдены точки для соприкосновения в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения. На каждого сотрудника ДОУ возлагается ответственность по оказанию помощи ребенку в построении прочного фундамента для знаний, образовательного роста и гармоничного развития. Это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности , его индивидуальности и личностного роста.
Инновационное образование подразумевает комплексный подход к практической составляющей познавательной деятельности дошкольников
На современном этапе творчески мыслящий педагог, способный самореализовываться и непрерывно развиваться , в работе должен использовать современные образовательные технологии , которые передаются не только традиционным способом, но и эффективными средствами мультимедийных компонентов.
Важными направлениями систематизации основных подходов к профессионально- педагогической инновационной подготовке являются:
-формирование виртуальной информационной среды ;
-интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных опытно- экспериментальных исследований.
Модель инновационной деятельности воспитателя определяет систему структурных компонентов : мотивационный , креативный , технологический, рефлексивный.
Критериями инновационной деятельности воспитателя являются:
-творческая восприимчивость к педагогическим инновациям;
-творческая активность,
-методологическая и технологическая готовность к введению новшеств.
Характер инновационной деятельности педагогов дошкольного образования зависит от уровня профессиональной компетенции и направлен на обеспечение высокой эффективности образовательного процесса. Это осуществляется путем освоения педагогами и применения на практике современных педагогических, информационных технологий, методической осведомленности и разработки содержания профессионального обучения на основе изучения , мониторинга, анализа технологических, технических и практических нововведений, включения педагогов в исследовательскую и творческую образовательную деятельность для дальнейшей реализации своих достижений в процессе профессиональной подготовки, благодаря созданию образовательной среды , обеспечивающей мотивационную сторону обучения в информационной области познания, управления личностно- профессиональным развитием дошкольников( начальный этап профориентации) с помощью разработки индивидуальных образовательных маршрутов на основе объединения образовательной теоретической и практической деятельности педагогов для обеспечения социально- профессиональной адаптации будущего специалиста , владеющего новшествами и технологическими новаторскими взглядами.
Вопросы педагогического мастерства на современном этапе затрагивают процесс формирования всесторонне развитого , здорового, подрастающего поколения, требующего от педагога как глубоких знаний, разнообразных способностей, так и творческого подхода, связанного с новыми педагогическими технологиями и способностями управлять всем педагогическим процессом в постоянно меняющихся условиях. Успех в обучении и воспитании детей в значительной степени зависит от образовательного уровня воспитателя, его культурного облика и профессионального мастерства. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-технология портфолио дошкольника и воспитателя;
-игровая технология;
-технология «ТРИЗ» .
Доступными работами инновационного характера для самостоятельного выполнения являются: организация и проведение занятий различных типов с использованием информационных технологий, изготовление наглядных пособий( папок, лэпбуков, дидактических игр),разработка и изготовление тематических презентаций, проведение тематических утренников, участие в концертных номерах , разработка творческих проектов и выставок совместно с воспитанниками ДОУ, психологическое сопровождение и анализ образовательной деятельности одного взятого воспитанника( с согласия родителя), совместная творческая деятельность по созданию предметно- развивающей среды с родителями воспитанников, организация выступлений на конференциях, РМО, участии в конкурсах профессионального мастерства, творческих конкурсов для воспитателей и педагогов, распространение педагогических идей через сетевые информационные каналы и интернет - сайты образовательного направления.
Владение всеми педагогическими технологиями, создание благоприятных условий для профессионального развития открывают молодому специалисту путь к вершинам личностного роста и вершинам педагогического мастерства.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую технологию развивающих игр Б.П.Никитина, технологию ТРИЗ в речевом развитии, технологию личностно- ориентированного развивающего процесса , технологию дифференцированного(индивидуализированного) подхода, технологию коллективного способа обучения А.Н.Звягина, технологию коллективной творческой деятельности. Практика проектной деятельности набирает обороты , расширяя поле деятельности для дошкольников совместно с родителями в познавательном развитии.
Детский сад- это страна поиска , вечное движение навстречу друг к другу. Педагог не должен стоять на месте. Упорство, целеустремленность, креативность, способность к самосовершенствованию, ответственный выбор, инициативность и позитив - обязательные качества его профессионального роста. Воспитатель должен идти в ногу со временем , а иногда и на шаг вперед.
Современные дошкольники отличаются от тех ребят, кого мы воспитывали 10-20 лет назад... Они другие, живущие в своем особом мире, двери в который порой закрыты для нас, взрослых. Это "новое поколение "Z", вовлеченное с раннего детства в цифровые технологии, чьи умы уже заняты всепоглощающей компьютерной сетью, ограничивающей двигательную деятельность и уничтожающей способность межличностного общения со сверстниками и взрослыми. Эти дети "со смартфонами в руках" по данным медиакомпании Блумберг представляют треть мирового населения. Поэтому педагог должен переосмысливать многие привычные жизненные постулаты образования и использовать новые педагогические технологии, открывающие путь для успешного творческого и личностного развития дошкольников. Нужно понимать, что их надо воспитывать и обучать по- другому, при этом серьезнее относиться к их здоровью и психологическому климату в ДОУ.
Каждый педагог – своеобразный творец технологии, пусть даже имеющий дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества, нового взгляда на жизненные постулаты. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках .Главное - творить , обучать и учиться самому , двигаться вперед вместе со своими воспитанниками.