Инновационные методы развития творческих способностей детей на занятиях по изодеятельности

0
0
Материал опубликован 13 January 2020

МКУ отдел образования муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан

муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества








Методическая разработка

«Инновационные методы развития творческих способностей детей на занятиях по изодеятельности»







Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна

педагог дополнительного образования

муниципального образовательного бюджетного

учреждения дополнительного образования детей

Дом детского творчества муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан











2019г.

Содержание:

1.Пояснительная записка 3 стр.

2. Развитие творческих способностей по средствам инновационных технологий 5 стр.

3. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся 7 стр.

4. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изодеятельности 9 стр.

5. Базовая модель занятия, направленная на развитие творческих способностей обучающихся 15 стр.

5. Используемая литература 17 стр.

Пояснительная записка

Данная методическая рекомендация подготовлена для педагогов дополнительного образования детей.

Цель: развитие творческих способностей учащихся с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения , создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения.


Задачи:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

вооружение знаниями о родном языке;

развитие представления о прекрасном в языке и речи;

формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

овладение нормами литературного языка;

умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях по изодеятельности.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению основных техник рисования, изучение истории и развития изобразительного искусства, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта коллектива; методы создания художественной среды средствами изодеятельности.

Мой инновационный опыт  представляет собой применение комплексного способа изучения изодеятельности на основе приема «от простого к сложному» для развития художественных способностей обучающихся.

Данный способ включает:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми техниками на основе видеоматериала, просмотр мастер- классов);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения работ с учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (изучение и прорисовка художественных элементов , закрепление путем многократного повторения;);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к ранее нарисованным работам для анализа  и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы;  также дается установка на домашнее задание).

Развитие личности ребенка в Доме детского творчества идет на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях. Большое внимание уделяется разработке методических материалов, предназначенных для родителей, которые помогут организовать досуг ребенка.

В своей работе стараюсь, чтобы применяемые мной формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям обучающихся. Для достижения результатов в педагогической деятельности необходимо быть в курсе всех инноваций в сфере образования, обобщать опыт работы, взаимодействовать с другими учреждениями. Представленные материалы будут полезны при организации педагогических чтений.

Надеюсь , что предложенные материалы помогут организовать эффективную работу педагога с детьми на занятиях по изодеятельности.


Развитие творческих способностей по средствам инновационных технологий

На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных качеств личности, обеспечить ориентацию учащихся на активизацию творческой деятельности;
- использовать при подготовке к активной творческой деятельности интеграцию основ гуманитарных дисциплин, производственно-технические ситуации и задачи поисково-исследовательского характера;
- отобрать и задействовать в учебном процессе инновационные методы (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающие развитие творческой активности учащихся;
- обеспечить эмоциональное восприятие творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста;
-обосновать и осуществить отбор тестов для педагогической и
психологической диагностики личности

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Цель средней школы - дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.

Поэтому целью моего образовательного процесса, прежде всего, является подготовка обучающихся, способных к самообразованию, имеющих развитие творческой деятельности, стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию и имеющих желание и умение применять полученные знания в общественной практике.

Вот это направление и является главным в моей работе.. Вот потому, я столь значимо рассматриваю вопрос формирования творческих способностей учащихся.

Исходя из вышеизложенной я формирую основные цели создания творческой атмосферы путем:

- актуализации изучаемого материала, его направленности на цели, осознаваемые учеником как полезные для него лично;

- введения системы индивидуальной работы учащихся, кружковой работы;

- участия в научной работе и техническом творчестве;

- работы с одаренными детьми;

- компьютеризации обучения.

Но, необходимо помнить, что успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Я определяю следующие виды стимуляционного развития:

- соблюдение принципа "права на ошибку";

- переход к учету динамики успехов каждого школьника, т.е. сравнение новых успехов ученика с прошлыми успехами того же ученика, а не сравнение друг с другом;

- оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

- познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие. Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С.Выготского

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

Основная цель образования сегодня - создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Результаты академических знаний – все менее и менее важный показатель образования.


Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся

Природные задатки превращаются в способности только в деятельности, творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.

Необходимость внутренней мотивации учения. Только на ее основе возможно успешное развитие способностей, создание благоприятных возможностей для развития одаренности. Основное отличие интеллектуально одаренных детей от обычных - высокая умственная активность, потребность к умственной работе, к познанию (Н.С.Лейтес).

При "субъект - субъектных" отношениях педагога и обучающихся начинать занятие надо с постановки цели, но не цели обучающей деятельности педагога, а цели познавательной деятельности обучающегося! Только в этом случае цель воспринимается как проблема, которая будучи реально субъективной, для обучающегося выступает как объективная.

Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Обучающиеся должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни

4. Другой способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащенная программа обучения, качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Как на сегодняшний день на практике реализуется цель – развитие творческих способностей обучающихся?

Эта цель реализуется с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения (имеется в виду и педагогические, и компьютерные технологии,), создание дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения (это и система индивидуальной работы обучающихся, обучение спецдисциплинам по авторским программам, участие в научно-исследовательской работе каждого ребенка (в рамках исследовательского практикума), Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать обучающимся обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога.

Как же на практике проявляется творчество педагога в его методической системе? Прежде всего, я считаю, сам педагог должен правильно понять цели обучения, а его творчество проявляется в умении приложить эти цели к своим условиям работы. Это, как показывает практика, требует учёта множества факторов. Естественно, это и уровень обученности и развития обучающихся, и прогнозирование трудностей, и умение наметить перспективы развития для каждого ребенка, то есть дифференциация целей, и преобразование и оригинальная формулировка задач на каждом этапе обучения.

К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся относятся ролевые игры, занятия-конкурсы, занятия- викторины, разработку и защиту проектов по теме. Занятия- спектакли, а так же уроки-конференции, пресс-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-телемост, урок - смотр знаний и другие. Но, конечно же, педагогу необходимо уметь разграничивать эти занятия и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.


Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном деятельности.

 

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.

Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания – исходя из специфики деятельности.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина).

Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.

Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей.

В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

- способность оценивать пропорции;

- способность оценивать степень приближения  данного цвета к белому;

- способность оценивать перспективные сокращения [2, С. 38].

Целая серия экспериментов, проведенных В.И. Киреенко, направлена на выявление качественных различий этих сторон зрительного восприятия у школьников и учащихся средних художественных школ, преподавателей, имеющих специальное художественное образование, а также взрослых и нерисующих детей. Эти эксперименты дают любопытные ответы на вопросы о количественных и качественных особенностях зрительного восприятия у рисующих и нерисующих, у взрослых и детей, то есть ответы на вопросы о мере выраженности способности к изобразительной деятельности в зависимости от ряда факторов.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.

Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).

Второй компонент – специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способности – эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.

Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г. Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности.

Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы выделенная А.Г. Ковалевым структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способностей.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом.

В 1959 году вышла одна из интереснейших работ Н.П. Саккулиной по проблеме способностей к изобразительной деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием».

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н.П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.

Из трех компонентов развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы – владение мелкими дифференцированными движениями рук (кисть руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В этой же работе Н.П. Саккулина выделяет показатель уровня развития способности к изображению – степень реальности изображения и делает выводы о возможностях создания реалистического изображения ребенком, дошкольником. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детский рисунок следует только приближать  к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности. По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма.

Н.П. Сакулина отмечает, что способность к изображению обуславливает создание любого рисунка с различными целевыми установками.

Затем она рассматривает те качества, которые необходимы для создания художественного рисунка, то есть способность к художественному выражению. Она предполагает и другой термин – «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей.

Однако, четкого выделения компонентов этой способности Н.П. Саккулина не дает. Из рассуждений автора о возможной выразительности детского рисунка можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к образному выражению:

1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

А это, как отмечает Н.П. Саккулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности) [17, С. 45].

2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта[17, С. 49].

Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности  ребенка на создание нового, оригинального образа.

В дальнейших исследованиях Н.П. Саккулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

5. Способность восприятия создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представлению.

6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.

Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности [17, С. 58].

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима), плавность движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине [17, С. 61].

Разработав детальную методику, формирования у детей этой сложной способности, Т.С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

Действительно, ручная умелость в данном понимании и вышеназванные сенсорные способности (восприятие создаваемого и законченного изображения и сенсорная оценка его согласно имеющемуся представлению; оперирование представлениями и преобразование их при помощи воображения) по существу, составляют основы исполнительской части изобразительной деятельности. Эта способность – пример сложного диалектического единства взаимосвязи, взаимопереходов разных способностей. Относительно изобразительной деятельности в целом, ручная умелость выступает как способность и специальная и общая. Относительно способности творческого самовыражения она выступает как средство – комплекс знаний, умений и навыков.

В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности.

1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению. 


​​​​​​​ Базовая модель занятия, направленного на развитие творческих способностей обучающихся(возможные элементы)

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникаль­ности каждой человеческой индивиду­альности - это и есть творческий акт.

Таким образом, творческие прояв­ления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Чтобы любое занятие было направлено на развитие творческих способностей обучающихся и реализовало их, педагогу необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:


1. Принцип «пользователя».

Педагог должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности обучающегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.


2. Принцип «принятия другого».

Согласно данному принципу педагог должен изначально принимать ребенка как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми. Это означает, что отношение обучающийся - учитель уже не может стро­иться по логике объект-субъектного взаимодействия.


3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей обучающихся.


4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему обучать, как обучать и зачем обучать.


5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения занятя, направленного на развитие творческих способностей обучающихся, можно сформулировать следующим образом.

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас­тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).


Необходимо обеспечить независи­мость выбора и принятия решений обучающимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.


Ошибка ребенка должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при­вычное.


Непременным условием проведения занятия является положительная поддержка личности каждого ребенка.


Во время занятия исключается всякая критика личности и де­ятельности детей.


6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные воз­можности ребенка.

Таким образом, на основании проведенного краткого анализа образовательного процесса выявлены следующие внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития творческих способностей:

Наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса; творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка.

Раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения на основе личностно - деятельностного подхода.

Наличие образцов творческого поведения.

Мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны педагога.

Гибкая диагностическая система взаимосвязи «педагог-обучающийся» (разные методы этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала (ЗУН).

Высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей.

Комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей обучающихся.


Используемая литература

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

5. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей: Пособие для педагогических учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

8. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005.

9. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.

10. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

11. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

12. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М., 1995.

13. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

14. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность. – М., 1982.

15. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.

16. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.

17. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.

18. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.

19. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.

20. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.









17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации