12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чумакова Любовь Михайловна18
2

Доклад на тему «Инновационные методики обучения студентов технического колледжа дисциплине «Охрана труда»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ДИСЦИПЛИНЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Чумакова Л.М.

преподаватель спецдисциплин

 ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

 

Для раскрытия творческих способностей студентов, их заинтересованности визучении и освоении дисциплины преподавателю необходимо владеть методиками, которые стимулируютконструктивное мышление, развивают коммуникативные уменияи навыки. Именно этим требованиям отвечают инновационныеметоды обучения, теоретические аспекты которых рассматриваются в данном докладе.Важным фактором обеспечения требуемого уровня безопасности является обучение охране труда.

Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом, остается одной из ключевых проблем российского общества, имеющей колоссальный негативный социально-экономический эффект. Поданным Роструда из всех причин несчастных случаев на производствес тяжелыми последствиями, произошедших в 2019 году, более 60 % составляют организационные причины, в частности, недостатки в обучении работников безопасности труда, это говорит о недостаточной эффективности существующей системы обучения в области охраны труда.

Одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки квалифицированных специалистов среднего звена для различныхотраслей производства сегодня является формирование готовности будущих специалистов обеспечивать безопасность труда на производственном участке. Целью дисциплины «Охрана труда» в среднем профессиональном образовании является предоставление знаний, умений, способностей (компетенций) для осуществления эффективной профессиональной деятельности путем обеспечения оптимального управления охраной труда на предприятиях.

Качественно улучшить процесс обучения студентов охране труда возможно, прежде всего, применяя инновационные образовательные технологии. В современных условиях значение инноваций в обучении охране труда резко возрастает. Поэтому воспитание у студентов личной ответственности за соблюдение норм иправил охраны труда приобретает особую важность. Все это вызываетнеобходимость поиска новых подходов к обучению охране труда, в основе которого должна лежать не передача обучаемым готовых знаний,а создание условий для инновационной познавательной деятельностис учетом накопленного опыта.

Важным условием инновационного процесса и объективной необходимостью в инновационной деятельностипреподавателя является творчество. Поэтому главной составляющейявляется творческая инновационная деятельность, сущность которой заключается в совершенствовании педагогических аспектов работы, внесении в них творческихизменений. Занятия со студентами будут более эффективными, если наних будут использованы различные формы обучения, если у студентовбудет возможность не только слушать, но и знакомиться с визуальнымиматериалами, задавать вопросы, проходить практику на инновационном оборудовании на предприятиях.

Один из важнейших принципов инновационного обучения - связь теории с практикой, реализуется в методах, подтверждающих взаимосвязь и практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых вучебном процессе, эта связь обусловливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций.

Деловая игра наряду с другими методами обучения способствует накоплению управленческого опыта, который в дальнейшем будет широко востребован в реальных ситуациях.Деловая игра не только достаточно хорошо имитирует существующуюдействительность и создает динамичные организационные модели, нои более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Главная цель деловой игры - предоставить студентам достаточнопростой и доступныйалгоритм, с помощью которого можно производить любые аналого-логические преобразования массивов информации и выводить данные в удобном для визуального восприятия виде. В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент, основноеотличие которого от эксперимента реального заключается в использовании при имитации модели реального процесса. Причем в этой модели присутствуют некоторые начальные условия, ограничения и допущения.

Впроцессе изучения дисциплины «Охрана труда» я использую один из инновационных методов как «деловая игра», который применяется на практическом занятии при изучении темы «Расследованиеи учет несчастных случаев на производстве».Концепция деловой игры заключается в формировании грамотного подхода к использованию существующих и новых технологическихметодов, и материалов, а также в создании психологических условийдля быстрого и качественного усвоения сложного материала. Группа делится пополам или на минигруппы по 6 человек, каждой группе дается ситуация, связанная с несчастным случаем на предприятии. Ребята в течение 10-15 минут обдумывают все возможные последствия и действия с точки зрения трудового и административного кодексов РФ, а затем обыгрывают эту ситуацию, остальные команды соглашаются с правомерностью действий или нет. Если нет, то показывают в чем была ошибка и как необходимо поступить в данном случае.

В деловой игре обязательно рассматривается деятельность владельца предприятия, инженера поохране труда, руководителей структурных подразделений, специалистов предприятия, свидетелей несчастного случая, членов комиссии порасследованию несчастного случая. При этом игровым комплексом является несчастный случай, который реально произошел на территорииконкретного предприятия. До начала деловой игры студенты изучаютзаконодательные акты по охране труда, нормативные документы, организационные аспекты проведения обучения, инструктажей по безопасности труда, виды контроля за состоянием охраны труда, а такжепорядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.Студенты при помощи исходных данных знакомятся с объектом игрового моделирования, а также с системой оценивания и функциямиэкспертной группы. Далее студентам излагается порядок проведенияигры: провести общий анализ производственной ситуации; установитьпричины, которые привели к несчастному случаю с учетом всех его обстоятельств; подготовить обоснованные варианты коллективного заключения по результатам расследования; предложить свой вариантмероприятий, который исключил бы повторения подобных ситуаций вбудущем; обсудить варианты принятых решений.

Деловая игра, используемая мной на уроках Охраны труда, учит студентов держать в поле зрения одновременно достаточнобольшое число элементов, отделяя главные от второстепенных.Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания, которые обучающиеся находят либо в библиотечных источниках, либо на просторах глобальной сети.

Почему я использую деловые игры на своих уроках? Выбор данной технологии обучения не случаен. Он обеспечиваетинтерактивное обучение студентов, способствует организации коллективной деятельности, развитию мышления и использованию группыкак средства развития индивидуальности. Самое основное, по моему мнению, то, что в деловойигре моделируется реальная ситуация и пройдя через нее студент - в будущем специалист, может четко, логично и безошибочно применить полученные знания на практике, не боясь последствий своих действий. Ведь на уроках, мы разобрали, проговорили и обыграли все возможные ошибки.

Кроме того, при изучении дисциплины «Охрана труда» я применяю ситуационные тестовые задания, кейс-задачи. Основныеинновации в обучении студентов во многом связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения на основе использования информационных технологий. Широкое использование видеоинформационных и компьютерных обучающихкомплексов можно рассматривать как самое современное средствоповышения эффективности обучения. Ведь научно доказано, что система проведения занятий в виде обычной лекции позволяет студентамусваивать учебный материал не более чем на 5…10 %. Использованиемультимедийных технологий в процессе обучения позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном для восприятия студентами визуально-вербальном виде, позволяяповысить степень усвоения материала до 50 %.

Для развития творческих способностей, формирования образногомышления студентам выдаются творческие задания в виде компьютерных презентаций, это позволяет развивать творческое воображение студентов,формируя образное мышление. Данная форма позволяет представитьучебный материал как систему ярких, опорных образов, дающих необходимую информацию, что облегчает запоминание. В этом случае использование принципа «обучение других/немедленное применениезнаний» позволяет довести степень усвоения материала до 90 %.

Используя инновационные технологии обучения, можно отметить, что они предусматривают не просто получение знаний, но и творческое отношение к ним, способствуют формированию и воспитаниюобразованного, творческого, квалифицированного специалиста, способного грамотно решать конкретные задачи в своей практической деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.