Статья на тему «Мотивация как эффективный метод обучения студентов колледжа»
МОТИВАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Статья на Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Автор статьи: Шишкина Людмила Николаевна, мастер производственного обучения ОСП «Алчевский строительный колледж» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ».
Введение
Мотивация играет немаловажную роль в жизни человека. Мотивация – это те стимулы, приемы, которые побуждают человека к определенным действиям. Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом. В своей статье хочу поделиться своими размышлениями по вопросу мотивации на обучение студентов.
Мотивация в учебном процессе колледжа
«Рассказывает посредственный учитель.
Хороший, — поясняет.
Отличный учитель демонстрирует на примерах.
Великий учитель — вдохновляет»
Уильям Уорд
Мотивация является одним из факторов, определяющих уникальность человека. Каждый человек определяет свой набор ценностей. Для кого-то - это деньги, для другого - впечатления, для третьего – умение преодолевать препятствия. Хороший учитель всегда чувствует особую ответственность за формирование личности. Поэтому учитель должен постоянно развиваться и мотивировать своих учеников.
Мотивация в учебном процессе представлена целым комплексом мероприятий. Ключевым понятием в этом направлении является мотив – это определенное направление учебной деятельности студента, которая связана с его отношением к предмету. Каждый колледж нацелен не на то, чтобы привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, но и на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки.
Давно доказано то, что интересным делом заниматься гораздо легче и проще, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Поэтому в нашем строительном колледже действует не только единая система мотивации студентов, но еще и каждый преподаватель использует какие- то свои подходы, чтобы мотивировать студентов на своих занятиях. Мотивация – это процесс двусторонний. Считаю, недостаточно того, чтобы педагог пытался заинтересовать студента и не получал от него отдачи. Важно, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.
В мотивационном учебном комплексе можно выделить два основных вида мотивов:
1.Внешние мотивы
2. Внутренние мотивы
Внешние мотивы
Данная разновидность представлена внешним воздействием на студента, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила учебного заведения. Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила. Иногда мотивирую и родителей, считаю, что любому родителю приятно услышать доброе слово о своем сыне или дочери, поэтому в конце семестра обязательно обзваниваю родителей и благодарю за хорошее воспитание их ребенка, родители лучших студентов получают благодарственные письма.
Из моего личного опыта примером внешнего мотива является мое предложение как преподавателя ставить автомат на экзамене тем студентам, у кого все тематические аттестации сданы на «5»; всегда отвечает на семинарах, практикумах; готовит сообщения и рефераты; нет пропусков занятий, кто принимает активное участие в различных конференциях. Внутренние мотивы призывают студента хорошо учиться, заложены в его подсознании, мозге, душе, то есть внутри него.
Если рассматривать мотивы и мотивацию в этом ракурсе, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для этого достаточно просто понимать, для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе.
Например, студенту нравится определенная дисциплина, поэтому он готов днем и ночью читать по ней литературу, углубляться в предмет и прочее. Высокий результат у таких студентов будет достигнут благодаря тому, что им нравится предмет, поэтому выполнять задания они будут качественно, стремиться доделать свою работу быстрее, чтобы посмотреть как будет оценен результат их труда. На своих занятиях стараюсь рассказать студентам, где и как пригодятся знания по преподаваемому мной предмету, как важен предмет для получения данной специальности, и в конечном итоге, привожу сравнительный анализ заработной платы специалиста данной профессии с другими (рис.1.)
Рис.1. Слайды презентации с внутренней мотивацией студентов
Внутренние и внешние мотивы могут оказывать различное влияние. Порой принуждение и настояние со стороны родителей вызывают отвращение к учебе. В то же время натиск преподавателя может заставить студента изучить предмет. В последнее время все чаще уделяю внимание внешним мотивам, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.
Некоторые способы мотивации студентов, которые я использую в своей деятельности:
1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов
Данный метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, практикумах и прочих мероприятиях (рис.2.).
Рис.2.Грамота и благодарность студентам за участие в смотре – конкурсе
Ежегодно в колледже проводится смотр - конкурс «Фестиваль профессий», всегда стараюсь привлечь студентов к участию в этом конкурсе, а в результате - обязательное поощрение благодарностью, грамотой, дипломом.
Вручение наград (даже если было занято далеко не первое место) делает участие студента в мероприятии более важным и знаменательным, он понимает, что преподаватель и администрация ценят его успехи и достижения. Данный подход позволяет заинтересовать студента в достижении больших успехов, установлении нового личного рекорда.
2.Присуждение стипендий и дополнительных выплат
С развитием рыночных отношений люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. Если студент старательно и на «отлично» учился в течение семестра, принимал участие в конференциях и семинарах республиканского или международного уровня, то ему полагается повышенная стипендия, а иногда и получение дополнительной «денежной награды». Это тоже, своего рода, мотивация, побуждающая студента учиться.
3. Мотивация от преподавателя
В процессе обучения одну из ведущих ролей играет преподаватель и его умение заинтересовать студентов. В начале изучения предмета стараюсь обозначить, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы и получения специальности. Применяю и личные мотивационные меры: всегда говорю о том, что готова поставить «автоматы» по зачетам и экзаменам, но оговариваю правила их получения. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно - коммуникационные технологии. ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.
4. Взаимоотношения преподавателя и студента
Еще одним вариантом мотивации к учебе могут стать взаимоотношения педагога и студента. Всегда даю понять своим студентам, что любой из них может получить консультацию и помощь, и если студент это понимает, может обсудить с преподавателем вопросы по предмету, учебе в целом, то он становится более заинтересованным в тотальном изучении предмета. К факторам, снижающим мотивацию студентов к обучению, следует отнести низкую удовлетворенность индивидуальной помощью и поддержкой студента преподавателем. Формирование теоретической логики изучаемой дисциплины, принятой в развивающем обучении, должно стать нормой на каждом занятии. Преподавателям следует выстраивать занятия так, чтобы у студентов не возникало чувство беспомощности перед учебным материалом. Делать, то он сможет с легкостью решать профессиональные задачи, анализировать свои действия, вносить какие - либо коррективы - это, бесспорно, будет основой для повышения мотивации.
5. Игры на занятиях
Одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету является игра. Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике почти все педагоги. Студентам нравится занятия в форме деловых или ролевых игр. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.
Рис.3. Проведение деловой игры по предмету «Основное оборудование для производства сварных конструкций»
Ведь игра позволяет заинтересовать студентов изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия к столкновению с «настоящей» практикой.
Из опыта своей работы делаю выводы, что важным элементом игровых программ является включение наиболее активных и подготовленных игроков - студентов в работу по организации и проведению самой игры. Еще есть опыт проведения семинарских занятий в игровой форме, при этом разделяю студентов на 2 команды, поручая им выполнение определенных заданий. Иногда создаю нестандартные ситуации на своих уроках, например, ставлю перед ними проблему, которую нужно решить. У студентов появляется интерес. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать студентов к их обсуждению и решению.
Провожу нестандартные уроки, использую "скрытую" дифференциацию студентов по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
6. Метод «кнута и пряника»
Данный метод фактически сейчас действует в виде «рейтинговой системы» оценки успеваемости студентов. За активность на занятиях, участие в различных мероприятиях студенты получают определенные баллы. К концу семестра каждый студент получает столько баллов, сколько он заслужил, т.е. заработал. Кнутом выступают «штрафы» за прогулы, неаттестации по предметам, пряником – бонусы за активное участие на занятиях и конференциях, олимпиадах, посещение всех занятий. В колледже «рейтинговая система» применяется не только среди студентов одной группы, но и среди групп колледжа. Слабым студентам это заставляет подтягивать знания, а сильным - побуждает помочь более слабым по предметам (рис.4.).
Рис.4. Грамоты группы за 1место в рейтинге успеваемости колледа
7. Личный пример
С туденты ценят пунктуальных, ответственных, творческих и целеустремленных педагогов, которые своевременно проверяют задания, дают возможность исправить ситуацию, сдерживают обещания и сами стараются участвовать во всероссийских и международных конкурсах, показывая пример своим ученикам. А еще лучше, если преподаватель является научным руководителем студента и помогает ему в написании той или иной работы.
8. Уважение к студентам
Независимо от успеваемости и поведения студента, его отношения к дисциплине, преподавателю, в колледже должны уважать его. Уважение проявляется, прежде всего, в отношении к студенту: обращение к нему (на «ты» или на «вы»), отсутствие оскорблений, поощрения за успехи в учебе или просто похвала. Ведь «доброе слово и кошке приятно»!
9. Формирование положительного отношения к профессии и навыкам
Порой привлечь внимание студента к определенной дисциплине можно, подчеркнув ее важность и нужность в жизни. Например, профессия сварщика нужна в любой отрасли промышленности, без строителей не было бы ни одного здания, и это важно! Указываю на профессиональную направленность учебного материала, показываю, где и как студенты воспользуются полученными знаниями. И особенно важно техническое и дидактическое обеспечение занятия, использую видео - ролики и разработанные к темам урока презентации (рис.65.).
Рис. 5. Презентации к темам уроков
10. Наличие творческих кружков и кружков технического, прикладного творчества
Работники колледжа должны мотивировать студентов различными способами. Важно, учитывать желания и способности студентов. Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения специальных умений, которые обеспечивают творческую готовность к профессиональной деятельности. Современная трудовая деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным предметам, объединение их в конкретном труде. На это и направлено последовательно организованное обучение техническому творчеству, осуществляющееся на межпредметных занятиях, в курсовом и дипломном проектировании, в процессе производственной практики и других видах учебной и внеучебной деятельности. В нашем колледже организованы дополнительные секции:
- спортивные (баскетбол, волейбол, мини-футбол и пр.),
- художественные (театральный кружок, вокал, танцевальный),
- кружки технического, прикладного творчества.
Подобные секции раскрывают таланты и склонности студента, помогают ему в развитии и становлении как профессионала и личности. Итогом работы секций является проведение конкурсов технического и художественного творчества, которые способствуют мотивации студентов к научно-техническому творчеству и их вовлечению в проектную деятельность, созданию макетов, моделей, формирует навыки изобретательства, конструирования, моделирования и внедрения разработанных инновационных проектов (рис.6.). Внеурочная деятельность направлена на воспитание у студентов активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма.
Рис.6. Поделки на выставки технического и прикладного творчества, грамоты за призовые места
11.Мотивация на проект
Уровень проекта является более высоким. Он позволяет с удовольствием работать даже над не очень интересными задачами ради успешного завершения проекта. При подборе темы проекта ориентируюсь на интересы и потребности студентов, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Мотивация на проект связана с обратной связью, которая показывает, насколько цель близка. Тем самым даже неинтересная задача становится позитивным опытом. Проектные технологии используются в нашем колледже давно и результат их довольно хороший (рис.7.). Так как этот метод направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, который предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание студентами конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности. Поэтому проектная мотивация в форме обратной связи особенно важна в студенческих коллективах для того, чтобы студенты могли успешно справлялись с поставленными задачами. а уметь применять их на практике.
Рис. 7. Презентация проекта на тему: «Оборудование для плазменно-дуговой резки»
Заключение
Из всего сказанного можно сделать вывод, что повысить профессиональную мотивацию не так уж сложно. Главное – это желание преподавателя. Все предложенные мною способы формирования и внедрения мотивации на обучение рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий.
В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом. Исходя из моего личного опыта, описанного выше, мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.
Признаки мотивированности:
-проявление инициативы;
-активность. Попытка повлиять на быстрое завершение дела;
-действует сам, а не ждет, что кто-то сделает за него;
-студент любит свое занятие;
-уверенность. Он горд за взятую на себя ответственность.
Мотивированные студенты добиваются в жизни гораздо лучших успехов, чем живущие без цели. Мотивированные студенты знают, чего хотят получить от жизни, стремятся достичь своей мечты, поэтому по факту живут лучше тех, кто не ставит перед собой жизненных целей. Но мотивировать студентов нужно так, чтобы у них не пропало желание двигаться вперед при появлении трудностей. Считаю, что основная цель обучения – это помочь студенту пробудить все заложенные в нем задатки при помощи мотивации к учебной и внеурочной деятельности, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать хорошим человеком и специалистом своего дела!
Считаю, что эта тема актуальна и заслуживает пристального внимания. Так как без обновления методов обучения, как и без обновления его содержания, невозможно решение задач, стоящих сегодня перед современной школой. Очень интересно будет узнать о других интересных и продуктивных способах мотивации студентов от своих коллег.
Литература:
1. Бобрович, Т.А. Методика преподавания общепрофесссиональных и специальных предметов и дисциплин / Т.А. Бобрович, В.Д. Соломахин. – Минск: РИПО, 2012. – 24 с.
2.Мартынова Т.Н., Особенности системы ценностных ориентация студентов с различной мотивацией выбора исследования/ Т.Н. Мартынова // Социс. – 2004. – №3. – с. 27–31.
3 .Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // Социс. – 2007. – №4. – с. 30–32.