12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Павловна Колесова1188
Я - школьный логопед, психолог, друг и наставник.
Россия, Алтайский край, Целинный район с. Воеводское

Статья «Здоровьесберегающие технологии в обучении»

В наш современный динамичный век педагогика не стоит на месте. Она развивается, прогрессирует и ориентируется прежде всего на ученика. Все ли условия созданы для нормального функционирования всех жизненно важных систем организма учащихся? Правильно ли построен учебный процесс? Учитывает ли он смену деятельности для более продуктивной работы организма учащихся? Данные вопросы поднимали такие ученые как М.М. Безруких, А.В. Левченко, Н.К. Смирнов и др. В результате исследования они выявили, что здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов.

Создание здоровьесберегающей среды – вот основная задача, которая должна решаться в современных образовательных организациях, в том числе и в школе. А решением данной задачи является построение фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности – сохранение ее физического и духовного здоровья.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации основывается на следующих принципах:

– диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;

–единство личной психологической потребности в здоровом образе жизни и профессиональной подготовки субъектов образовательного процесса;

– социальная ответственность за здоровье свое и окружающих;

– новизна и разнообразие используемых средств;

–стимулирование здорового образа жизни.

Проанализировав причину возникновения «школьных болезней», ученые пришли к выводу, что основным фактором, влияющим на заболеваемость школьников, является неудовлетворительная организация обучения.

. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:

 - недостаточная освещённость классов;

  -плохой воздух школьных помещений;

 -неправильная форма и величина школьных столов;

 -перегрузка учебными занятиями.

Учитывая данные недостатки образования, ученые пришли к выводу, что, если исключить данное неблагоприятное воздействие на учащихся, то возможно снизить общую заболеваемость детей и повысить продуктивность образовательного процесса.

            Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Знакомые большинству педагогов методы работы, психолого – педагогические приемы, технологии правильного построения урока, стремление самого педагога к самообразованию и совершенствованию является основой для здоровьесберегающей образовательной технологии. Стремление педагога сохранить здоровье учащихся, вот основная подоплека данной технологии. Только при условии этого можно сказать, что учебно – образовательный процесс идет по данному направлению.

Педагог обязан построить свой урок рационально, он должен стремиться сохранить здоровье нового поколения, ведь в детстве формируется ряд жизненно важных функций и от того как организм будет работать сейчас в детстве, зависит дальнейшая судьба человека, уже во взрослом состоянии.

Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

Правильная организация урока. Включает 3 обязательных этапа: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); ученики формулируют вопросы и задают их; учитель и ученики отвечают на вопросы. Результатом урока становится общий интерес, который подавляет утомление.

Использование каналов восприятия.

Учет зоны работоспособности учащихся.

Распределение интенсивности умственной деятельности.

На чем же строится здоровый урок? Существуют несколько принципов.

Плотность урока 60-80%;

Количество видов учебной деятельности - 4-7;

Продолжительность видов учебной деятельности не более 10 минут;

Смена видов учебной деятельности через 7-10 минут;

Не менее трех видов преподавания (наглядный, словесный, аудиовизуальный)

Наличие 2-3 эмоциональных разрядок;

Место и длительность применения ТСО (15-30 минут);

Физкультминутки и гимнастика для глаз (20-я и 35-я минуты урока);

Чередование позы;

Создание ситуации успеха.

Такая работа приведет к снятию у детей мышечного напряжения, повысит умственную работоспособность учащихся.

Так же каждый учитель должен на своих уроках проводить физкультминутки. В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Так же важно учитывать специфику своего предмета и попеременно давать нагрузку мышцам, которые не работали активно на уроке и мышцам, которые испытывали наибольшую нагрузку.

Используя в своей работе здоровьесберегающую технологию, учитель не только повысит успеваемость, общую работоспособность учащихся, но и снизит школьную заболеваемость. Поэтому так важно применять данную технологию в работе современного педагога.

 

Используемые интернет – ресурсы:

1.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/27/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-obuchenii

2. https://moluch.ru/archive/99/22388 /

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.