Статья «Из опыта моей работы с детьми РАС»

3
0
Материал опубликован 19 September 2017

Удивительная штука жизнь. Я жила и даже не думала, что буду работать с детьми с ОВЗ и познакомлюсь с такими замечательными людьми. В 2015году устроилась в одну из школ с тяжелыми нарушениями речи воспитателем в группу продленного дня. И впервые я познакомилась с детьми с расстройствами аутического спектра ( так называемыми аутистами). Если речевых детей сравнивают с иностранцами, а аутистов – с инопланетянами, то мне пришлось все это видеть в одном лице. Особенность этих детей в том, что они не умеют общаться во всех смыслах этого слова и воспринимают окружающий их мир «по-своему».

В первый класс к нам пришли тогда четыре таких ребенка, и все они были разные по поведению и характеру. Нам предстояло их узнать каждого и найти подход.

Мне хочется рассказать об одном из них. У этих детей есть свое пространство, примерно в окружность 1-2 метра радиусом и туда не каждый может войти. Не знакомых людей там точно не должно быть. Ребенок сам решает, кого туда пускать, а кого нет. Если попытаться войти без разрешения, то ребенок всячески начинает защищать свое пространство. Он начинает быть руками и ногами этого «нарушителя». Может запретить на него смотреть (закрывает лицо руками), может бегать во время урока, может кричать, орать и т.п. А нам на занятиях приходилось иногда переступать его границы и часто доставалось. Пока он нас не принял в свой мир (примерно 2-3 недели).

Другая особенность этих детей в том, что даже при наличии высокого интеллекта у них присутствует задержка в развитии. Они могут не знать простых вещей. Этот мальчик не мог себя обслужить. Например, одеться самостоятельно не мог. Он очень хорошо запоминал. Пока учительница читает для ознакомления текст диктанта, он уже правильно напишет весь диктант с ужасным почерком, хотя может писать красиво, если постарается. Мог в первом классе складывать и вычитать трехзначные числа, даже знал таблицу умножения. Но вот надеть на себя брюки, куртку, шапку, варежки и т.п. это очень сложно. Он мог закатать скандал, если его не одеть. И кричать будет так, что школа поднимется по тревоге.

Чтобы избежать скандалов, мы с ним разработали алгоритм действий. Вначале мы одевали его и проговаривали наш алгоритм действий. Потом потихоньку в этот процесс вовлекали его самого. Затем в алгоритме убирали некоторые действия, которые он сам должен быть выполнить. В конце осталась одна фраза «пуговицу вперед». Так он начал одеваться сам.

Особые дети очень хотят общаться, просто не знают, как это делать. Им хочется играть с другими детьми. Этот же мальчик выражал свое желание играть с кем – то просто подойдя к выбранному ребенку, сильно мог обнять (до боли) или же просто ударить во всего размаха. Дети, конечно же, сторонились его, старались держаться от него подальше. Эту проблему мы тоже совместно решили. Мы проговаривали алгоритм и проводили разъяснительные беседы с другими детьми.

Но работать с такими детьми очень интересно. С каждым днем в процессе обучения начинают проявлять интерес ко многому, и у них на глазах появляется маленькая искорка. Что радует нас в двойне. Значит, мы не зря работаем...

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.