Инновационный подход джазового исполнительства на саксофоне на примере лекций Д.Либмана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа им.Дж. Файзи» Приволжского района г.Казани |
Методическая разработка |
Инновационный подход джазового исполнительства на саксофоне на примере лекций Д.Либмана. |
|
преподаватель по классу саксофона , флейты |
Кашпаров Константин Геннадьевич |
Казань 2024 |
Введение
В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят- семьдесят лет такого уникального явления, как джаз - едва ли не самый поразительный факт нового времени.
В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х — начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре. В настоящее время существует огромная палитра различных школ игры на саксофоне. Методические рекомендации, данные в этих пособиях, во многом схожи, но в некоторых вопросах различаются. До сих пор не существует основополагающего труда, в котором были бы изучены различные школы и методики игры на саксофоне и сделаны определенные выводы. Возможно, это проблема будущих исследований.
Не ставя перед собой задачу ответов на все вопросы в области изучения исполнительских традиций игры на саксофоне, настоящая методическая работа обращена к проблеме джазового исполнительства в методике и творчестве Дэвида Либмана. Эта проблема, в свою очередь, затрагивает вопрос о современном джазовом образовании, как за рубежом, так и в России.
Методическая работа представляет собой адаптационный перевод на русский язык с комментариями лекций Дэвида Либмана, осуществленных в «Летней джазовой мастерской» Дж. Эберсольда в университете Луивилла (2004г.)
Таким образом, объектом исследования в методической работе являются методические положения джазовых исполнительских традиций игры на саксофоне.
Предметом исследования в работе становятся методические установки современного джазового исполнения на саксофоне Дэвида Либмана.
Цель данной работы - сделать адаптационный перевод на русский язык лекций Дэвида Либмана.
Творческий метод ДЛибмана на примере его лекций, прочитанных в «Летней джазовой мастерской» Дж.Эберсольда (Университет Луивилла 2004 год).
Основой для настоящей работы послужили лекции Д.Либмана, прочитанные им в «Летней джазовой мастерской» Джейми Эберсолда в Университете Луивилла в 2004 году.
Эберсолд создал и проспонсировал джазовую программу Луивиллского университета, что помогло сделать ее одной из самых известных и влиятельных в США. Сейчас Джейми Эберсолд на пенсии, и программой руководит Майкл Трэйси. Итак, перейдем к Лекциям Д. Либмана. Мной предпринята попытка перевода этих лекций (от лица Д.Либмана)
Вступительные замечания: Что такое экспрессия (выразительность)?
Когда мы говорим на любом языке, мы используем такое понятие как выразительность. Это некое чувство. Даже если мы рассуждаем на какую-то сухую (обыденную) тему, то мы меняем ритм, артикуляцию и т.п. Например, если вам звонят по телефону, вы узнаете порядка 3, 5, 10 звонящих. Мы узнаем звонящего по эмоциональности, даже если мы его не видим. Мы не наблюдаем языка тела, язык обладает подтекстом, выразительностью.
Говоря о музыке, мы рассматриваем ее неотрывно от выразительности, эмоциональности, страсти. Мы можем это наблюдать в джазе, блюзе, классической и поп музыке, даже в балете. Она вызывает у нас определенные чувства. Например, если мы предложим 3-5 саксофонистам сыграть одну и ту же мелодию - чувства будут различными. Возьмем пример из области джаза - Кэннэнбол Эдерли. Какие ассоциации у вас возникают? Радость, изобилие чего-то, богатство. А если мы скажем «Стэн Гетс»? Что-то романтическое, приятное, лирическое, элегантное. И опять же, когда мы слушаем исполнителя, первое, что мы воспринимаем — это чувство. Мы воспринимаем мелодию. Например, мы исполняем джаз. Но это всего лишь репертуар. А главное — это личностные показатели, характер, которые мы чувствуем через звучание. Так же как те 5 ребят исполняют одну и ту же мелодию, используя одни и те же ноты. И все это выразительность, экспрессивность, к которым относимся как к чему-то само собой разумеющемуся. Но как можно этому научиться?
Экспрессия (выразительность) — это состояние души, то, кем ты являешься, каким ты стал. Даже за несколько лет человек может значительно измениться, вырасти эмоционально (духовно). Вопрос в том, как мы практикуем экспрессивность, можем ли мы разложить ее на части. Музыка — это импровизация, она стоит выше слов, это отдельный вид искусства. То, как мы ее интерпретируем, какие чувства вкладываем в нее, тем она и будет. Таким образом, она зависит непосредственно от исполнителя. Как он донесет ее до каждого отдельно взятого слушателя, и как тот в свою очередь воспримет ее.
Создание (постановка) хорошего звука на саксофоне.
Что касается саксофона, есть вещи, о которых мы должны знать. Это относится к звуку, мелодиям. Для того, чтобы воспроизвести звук, должны работать легкие, губы и т.д. Необходимо напрячь голосовые связки. Когда мы говорим, поем - мы дуем, т.е., иначе говоря создаем поток воздуха. Этот поток мы вокализируем через артикуляционный аппарат и далее направляем его в мундштук.
Предположим, что мы ораторы. Если мы будем вещать глядя в пол, вы будете нас слышать. Но наша речь будет затруднена, как если бы мы пели со сдавленным горлом. Играть на саксофоне, так же как и на фортепиано, на скрипке - не так просто. Это не дается человеку при рождении. Этому нужно учиться. А тем более на саксофоне — на таком непростом инструменте. Его форма изогнута. Если играть на саксофоне с опущенной головой, то наша гортань (глотка, горло) и легкие будут под давлением. Перед зеркалом нужно держать голову в свободном, расслабленном, натуральном состоянии. Плечи тоже не должны быть напряжены. Таким образом, нужно принять привычную позу, как если бы вы разговаривали с кем-то. Послушайте... [Д.Либман исполняет фразу]. Заметили ли вы разницу? Различие в том, насколько мы напрягаем свои голосовые связки. И тем самым передаем мундштуку определенный звук.
Следующий момент. Губы не должны быть сжаты до такой степени, как если бы вы говорили с «закрытым ртом». Напряжение должно быть легким. Губы должны образовывать такое отверстие, как если бы мы положили палец в ротик ребенку и он сосал его. Это очень важный аспект. Если вы научитесь этой технике, принцип игры на саксофоне станет вам понятен. Что касается создания хорошего звука, то представьте, что вы рассматриваете картину известного художника. Палитра очень богата. Один только голубой цвет, к примеру, может иметь различные оттенки. Так же как художник имеет дело с красками, так и поэт оперирует словами, так и мы - музыканты - со звуком.
Звуки окружают нас со всех сторон. И что интересно, нет понятий «правильный» или «неправильный» звук. Каждый решает это сам для себя и определяет, что такое яркий, тонкий, толстый, желтый и т.д. Вы сами выступаете в качестве судьи. Нравится ли вам что-то или нет, готовы ли вы это принять и т.д. Звук тоже имеет разные оттенки, формы. Итак, один из аспектов — это «окрашивание звука».
У нас есть гортань... Что мы делаем? Мы меняем позицию языка. Язык
важный инструмент. Так как поток воздуха устремляется из глотки в ротовую полость, звук становится высоким.
Следующий момент — дыхание: нижнее, верхнее. Яркость — темнота, легкость - тяжесть. И последний аспект — движение нижней губы. Самые сильные вибрации возникают на краю нижней губы.
О выразительных средствах звукоизвлечения на саксофоне.
Существуют пять типов выразительных средств звука, первое из которых
вибрация. Данное выразительное средство применимо к голосу, тону. Она может быть прямой, возрастающей, ниспадающей. Вибрация образуется за счет колебания голосовых связок, движения задней части языка, челюсти. Мы двигаем тело, точно также дрожит наш голос. Таким образом, вибрация создается за счет качания воздуха в диафрагме, несколько меньше у задней стенки гортани, также в этом процессе участвуют челюсть, двигаются губы. Мы можем контролировать скорость и диапазон. Конечная вибрация - когда мы замедляем вибрацию и филируем звук.
Помимо вибрации существует еще очень актуальное выразительное средство, называемое динамикой. Некоторые преподаватели не придают ему особого значения. Очень жаль, что это не практикуют, ведь джаз - это специфическая музыка. При ее воспроизведении участвует рот. Какой бы ни был инструмент - саксофон, пианино или барабан, - динамика имеет место быть. Звук должен быть мягким, он должен быть не громким и не слишком тихим - нечто среднее. Помимо этого нужно упомянуть о «звукоэффектах» (вокализация, шум, крик).
Что такое артикуляция! Существует два аспекта артикуляции: положение языка и позиция языка. Самая мягкая артикуляция - когда язык находится на краю. Нужно экспериментировать с позициями, чтобы прочувствовать это. Самая предпочтительная позиция — это, как если бы вы произнесли букву «и». «И» - язык наверху - мягкий звук, «а» - язык внизу - напряженный звук.
Смешанные (разнообразные) технические приемы игры на саксофоне:
В этой части я покажу различные приемы игры на саксофоне:
Дрожание (исполнение трели);
Ступени (исполнение интервальной трели);
Группетто-обыгрывание нот;
«Портаменто» - «скольжение»;
Глиссандо - исполнение нот вниз, вверх;
Поло — соединение фразы и глиссандо;
Не двигая губами - исполняется глиссандо без участия губ и пальцев рук Выводы: Итак, звук образуется при помощи дыхания, гортани (глотки), губ. Вибрация: Вибрация образуется за счет колебания голосовых связок, движения задней части языка, челюсти. Нужно уметь лаконично начать и закончить игру. Это нужно практиковать хотя бы пару минут в день.
Таким образом, чтобы стать профессионалом в своей области, мы должны обращать внимание на все детали, ничего не упускать из виду.Обучение джазу впервые началось в Нью-Йорке. Преподаватели были хорошие. Идея недельного семинара, в котором вы принимаете участие, принадлежит мне. Это огромная возможность пообщаться с опытными преподавателями, которые передадут вам свои знания.
Составление списка-Когда вы посещаете такой недельный семинар, который дает возможность послушать хорошую музыку, пошутить, узнать много нового, завести нужные знакомства, главное не впасть в состояние замешательства. Семинар в итоге заканчивается и вы задаетесь вопросом: «И что дальше?»
- «Вы понимаете о чем идет речь?» (обращается к аудитории)
Все дело в том, что за эти несколько дней приходиться усваивать большое количество информации. Это не как за 2-3 года учебы в институте. Или при изучении, например, истории, когда имеем дело с фактами, датами, которые можно “разложить по полочкам”. И эта информация проста в запоминании.
То, что вы получаете на семинаре, к точным наукам отнести нельзя. Вы должны в первую очередь научиться тому, как практиковаться и уложить в голове все эти мысли. Как это можно сделать? Вы должны составить список того, что вы изучили в течение этой недели (пусть это будет что-то новое или даже то, что вы уже знали). И каждый день по дороге домой просматривайте этот список, если вы за рулем - запишите на диктофон, чтобы освежить память.
Разделите этот список на несколько категорий: «Пятилетний план» (шутка). Например, вещи, которые вы можете сделать прямо сейчас. Что вы можете сделать через неделю, через 10 лет. Список того, что бы вам хотелось сделать.
В английском языке есть условное наклонение: «Если бы ... , то...». Вы не должны говорить: «если бы я мог/ могла». Нужно говорить: «я могу»! И сразу ставить для себя задачи на предстоящий месяц. Затем вы должны практиковаться. День за днем! С Вашим преподавателем!
Специфика практики.
Ритуал - самый важный аспект в практике. Каждая религия с целью
обратить человека в свою веру, заставить его поверить в себя, имеет ритуал. Молитвы по несколько раз в день — это и есть ритуал. Потому что, когда вы делаете что-то достаточное количество раз, это становится как нечто само собой разумеющееся.
В музыке все точно так же. Если вы чем-то занимаетесь, то это должно делаться определенное количество раз в день. Конечно же, я не могу определить для вас это количество времени. Этим должен заниматься преподаватель. Только он может определить индивидуально, сколько времени займет практика того или иного аспекта. Очевидно то, что это нужно делать каждый день, не тратя времени впустую. Расписание — индивидуально. Если смотреть на вещи реалистично — это 2-3 часа в день, 4- 5 часов - это прекрасно. Самое главное - это научиться тому, как организовать работу, связанную с музыкой.
Организация времени — следующая специфика практики.
Итак, как правильно распорядиться этими тремя часами? Вы должны разбить ваше время на части. Будет лучше, если это будут три части примерно по часу каждая. И каждую часть нужно посвятить отдельной области.
Область номер один — это конечно ваш инструмент. Он — на первом месте. Однажды освоив правила организации практики, вы будете делать это в будущем моментально каждый день. Ваша цель — добиться безупречной игры на инструменте.
Второй областью может быть все, что связано с теорией.
И, наконец, третье — это прослушивание музыки, история, репертуар и т.д.
Вот такие довольно обширные области. У вас много работы. И не нужно терять времени впустую, тренируя одно и то же. Нужно усложнить задачу. Ведь если мы будем поднимать легкие гири пусть даже большое количество раз, мы не накачаем мускулы.
Вы должны сконцентрироваться на нескольких вещах в неделю, углубиться в них насколько это возможно. И после чего отметить в своем списке. Не гонитесь «за двумя зайцами».
Что касается третьего часа - посвятите его слушанию. Но слушанию не для удовольствия, а с целью узнать что-то новое. Лучше разбираться достаточно хорошо в нескольких вещах, чем знать много, но поверхностно.
Итак, три часа сконцентрированного внимания на нескольких пунктах, и через несколько недель вы почувствуете результаты, даже если что-то не получается.
Смешанные (разнообразные) аспекты практики:
Рассеянность (отвлечение внимания)
Объективность
Расстановка приоритетов
Оценка результата (прогресса)
Совершенствование
Итак, еще раз о практике. Расставляем приоритеты, организуем приоритеты, организуем свое время, не отвлекаемся. Никого не должно быть рядом. В противном случае вы скажите себе: «Все. Я больше не могу». Практика сродни медицине. Это труд. Умственный.
Несколько слов о практике. Когда со мной занимался музыкант Чарльз Ллойд, он говорил: «Ты не объективен». Я спрашивал: «Что?» Он говорил: «Ты практикуешься, но это еще не значит, что ты играешь». В практике не должно быть эмоций. Ни объективно, ни субъективно. Это ни хорошо, ни плохо. Вы не чувствуете ничего: вы нейтральны. Только вы, ваш инструмент,
музыка, витающая вокруг, - и никого рядом. И когда вам скажут, что вы хорошо играете, вот тогда это будет объективной оценкой. И тогда вы испытаете радость и удовлетворение.
Заведите журнал, дневник. Записывайте туда трудности, которые у вас возникают в процессе практики. Благодаря этому вы будете ощущать прогресс. Оглядываясь назад, вспоминая свои трудности, - вы будете сами себе учителями. Нужно выявить свои слабые места. И расставить приоритеты — чем следует заняться в первую очередь. Что вы должны сделать для того, чтобы усовершенствовать свою игру.
Следующий момент. Похвалите себя, послушайте свою игру на кассете шестимесячной давности. Почувствуйте, что она стала лучше. И это не удивительно. Ведь вы практиковались, не стояли на месте. Вы не должны говорить: «Я не могу/я не смогу». Ведь есть настоящие гении, а остальные добились признания исключительно благодаря практике. Все дело в совершении/исполнении. «Я могу!» Может, кто-то и есть лучше вас, но есть и такие, кто хуже вас. Запомните, вы можете гораздо больше, чем вы думаете. Если вы правильно организуете свое время, будете серьезно к этому относиться. Практика - это самая важная вещь. Не важно с кем играете, какую мелодию вы знаете. Важно то, как вы организуете, свое время и насколько увеличите свои знания за счет чтения и общения с людьми.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что, конечно же, ситуация джазового образования западного во многом отличается от российского.
Это выражается в более практическом подходе вообще всей системы джазового образования, как например, в Америке. А также в более тонком и глубоком подходе на Западе к развитию слуховых навыков у исполнителей, к тонкой нюансировке звука, к своего рода «философии звука».
Таким образом, система преподавания джаза развивается. С течением времени возникают последователи того или иного направления. Среди многочисленных традиционных школ методическая концепция Д.Либмана имеет огромное значение. Его особое отношение к звукоизвлечению, к тончайшим параметрам звука (динамике, артикуляции, выразительности) становится главной идеей его творческого метода. И действительно, сегодня в XXI веке уже мало кого удивишь высоко техничным исполнением. Огромное влияние на исполнителей-композиторов в наше время оказывает прежде всего новизна музыкального языка, в сферу которой также входит и поиск новых оттенков, нюансов звукоизвлечения, своего рода «колорирование» импровизационной линии (недаром у самого Д.Либмана существует альбом «Colors» - «Цвета», где каждая пьеса - это создание «музыкального цвета» - «Red» (красный), «Black» (черный), «White» (белый) и т.д.).
В методической работе я неслучайно сделал акцент на творческом методе музыканта и педагога с опытом и стажем, и в то же время исполнителя «последнего» сегодняшнего поколения. Композитор и исполнитель Дэвид Либман — это еще и педагог, который тщательно и вдумчиво анализирующий всю историю музыки и роль великих джазменов в формировании новых направлений в искусстве, и потому предлагающий новую концепцию джазового исполнительства, принося тем самым новое понимание окружающего нас мира.