Конспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

2
0
Материал опубликован 27 March 2016

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Цель: изучить новые понятия электролиз, фотолиз, фотосинтез, щелочные и щелочноземельные металлы, гидроксиды, условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, гидролиз; обобщить знания по теме «Типы химических реакций».

Задачи:

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

Эпиграф.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.

 

Актуализация знаний

Вода на Земле занимает 70%, но только 2%мировых запасов пресной воды. К 2025г. в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты.

И хотя в России, кроме рек, сосредоточено также более 26 тыс. км3 пресных вод в озёрах и существует 2000 водохранилищ, объем которых более 1млн. м3 каждое, проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

Сегодня вы познакомитесь с удивительными свойствами воды, и повторим все типы химических реакций.

Слушают учителя , записывают тему урока

Новый материал

По каким признакам классифицируют химические реакции?

Назовите их?

По числу и составу сходных веществ и продуктов реакции.

Реакции разложения, соединения, обмена, замещения.

 

Реакция разложения

Запишите реакцию разложения воды?

Все правильно, но эта реакция протекает под действием постоянного эл.тока и называется электролизом. ( учитель дописывает условия реакции)

Растения разлагают воду на Н2 и О2 в процессе фотосинтеза.

Если веточку водного растения ЭЛОДЕИ поместить в прибор, слайд 7 и выставить на яркий солнечный свет, то через 10 – 15 мин. в верхней части пробирки соберется О2, который образовался в результате разложения воды на свету – фотолиза (фотос – свет, лизос – разложение)

Из курса биологии вы знаете, что (Н2) водород образовавшийся в результате биохимических реакций образует с углекислым газам (СО2) органическое вещество – глюкозу С6Н12О6.

Весь этот процесс называется фотосинтезом

На доске один учащийся записывает уравнение реакции.

2О = 2Н2 + О2


6 СО2 + 6 Н2О → С6 Н12 О6 + 6О2 фотосинтез  

 

Реакция соединения

Вы рассматривали этот тип реакций на свойстве воды соединяться с оксидами металлов и неметаллов с образованием соответственно щелочей и растворимых кислородсодержащих кислот.

Если в фарфоровую чашечку поместить несколько кусочков уже известной вам негашеной извести — оксида кальция СаО, а затем приливать к ним постепенно воду, давая ей впитываться, над чашкой появится пар. Кусочки оксида кальция начнут разогреваться и превратятся в пушистые хлопья или порошок нового вещества — гидроксида кальция, или гашеной извести (рис. 110):

Теперь вам стало понятно, почему эту реакцию называют гашением извести.

Образуют щелочи при взаимодействии с водой все оксиды металлов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. II. Менделеева, поэтому эти элементы называют щелочными. Оксиды металлов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева — кальция, стронция, бария (их в старину называли землями) — также образуют при взаимодействии с водой щелочи. Поэтому эти элементы называют щелочноземельными .

А вот оксиды неметаллов взаимодействуют с водой, образуя кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде:

Теперь вам, очевидно, стало понятно, почему основания и кислородсодержащие кислоты называют в химии одним словом «гидроксиды».

Вам следует запомнить несложное правило: вода реагирует с оксидами металлов и оксидами неметаллов в том случае, если образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородсодержащая кислота.

СаО + Н20 = Са(ОН)2.

негашеная гашеная

N203 + Н20 = 2HN02,

N205 + Н20 = 2HN03.

Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания.

Li20 + Н20 = 2LiOH,

но FeO + Н2О =

S03 + Н20 = H2S04, но Si02 + Н20 =.

Посмотрите таблицу растворимости.

 

Реакция обмена.

Ребята посмотрите еще раз в таблицу растворимости. Обратите внимание на прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или, как говорят, гидролизируется (гидро – вода, лизос – разложение).

Обменное взаимодействие вещества с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом.

Записывают определение.

 

Гидролиз может бать обратимый и необратимый.

Пример: Al2S3 + 6 HOH = 2Al(OH)3 + 3H2S

Если в пробирку прилить на 1/3 ее объема воды, а затем опустить в нее кусочек карбида кальция СаС2 величиной с горошину, то можно заметить выделение газа — ацетилена С2Н2, а если затем в пробирку прилить раствор фенолфталеина, то появление малиновой окраски укажет на образование щелочи.

реакции гидролиза органических веществ — жиров, белков и углеводов, протекающие в живых организмах, — это основа их жизнедеятельности.

СаС2 + 2 НОН = С2Н2 + Са(ОН)2.

 

Реакция замещения.

.Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции другого типа — реакции замещения, например:

2Na + 2Н20 = 2NaOH + Н2|,

Са + 2Н20 = Са(ОН)2 + Н2|.

Нальем в чашку Петри, находящуюся на столике ко-доскопа, немного воды и добавим к ней несколько капель фенолфталеина. Затем опустим в сосуд кусочек очищенного натрия величиной со спичечную головку. На экране будет проецироваться происходящая при этом химическая реакция (рис. 111): кусочек натрия превращается в круглый шарик 'плавится, так как реакция экзотермическая), бегает по поверхности воды (натрий легче воды и подталкивается образующимся в результате взаимодействия водородом), оставляя за собой малиновый след (это изменяет окраску фенолфталеина получившаяся в результате реакции щелочь).

Вывод: вода – не только самое важное вещество на Земле, но это и многоликое соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами.


 


 

2Na + 2Н20 = 2NaOH + Н2

Са + 2Н20 = Са(ОН)2 + Н2

Закрепление

а) Н20 + S02->

б) К20 + Н20-»

в) Ва + Н20->

г) К + HzO->

д) СаН2 + Н20->

 

Работа у доски

Итог

Что мы сегодня с вами повторили?

Что нового вы узнали?

Д\З §33 упр. 1,3 Учебник Габриелян О.С.Дрофа 2008г.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.