Конспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Типы химических реакций на примере свойств воды.
Цель: изучить новые понятия электролиз, фотолиз, фотосинтез, щелочные и щелочноземельные металлы, гидроксиды, условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, гидролиз; обобщить знания по теме «Типы химических реакций».
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. Момент |
Эпиграф. Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. |
|
Актуализация знаний |
Вода на Земле занимает 70%, но только 2%мировых запасов пресной воды. К 2025г. в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. И хотя в России, кроме рек, сосредоточено также более 26 тыс. км3 пресных вод в озёрах и существует 2000 водохранилищ, объем которых более 1млн. м3 каждое, проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных. Сегодня вы познакомитесь с удивительными свойствами воды, и повторим все типы химических реакций. |
Слушают учителя , записывают тему урока |
Новый материал |
По каким признакам классифицируют химические реакции? Назовите их? |
По числу и составу сходных веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, обмена, замещения. |
Реакция разложения Запишите реакцию разложения воды? Все правильно, но эта реакция протекает под действием постоянного эл.тока и называется электролизом. ( учитель дописывает условия реакции) Растения разлагают воду на Н2 и О2 в процессе фотосинтеза. Если веточку водного растения ЭЛОДЕИ поместить в прибор, слайд 7 и выставить на яркий солнечный свет, то через 10 – 15 мин. в верхней части пробирки соберется О2, который образовался в результате разложения воды на свету – фотолиза (фотос – свет, лизос – разложение) Из курса биологии вы знаете, что (Н2) водород образовавшийся в результате биохимических реакций образует с углекислым газам (СО2) органическое вещество – глюкозу С6Н12О6. Весь этот процесс называется фотосинтезом |
На доске один учащийся записывает уравнение реакции. 2Н2О = 2Н2 + О2
|
|
Реакция соединения Вы рассматривали этот тип реакций на свойстве воды соединяться с оксидами металлов и неметаллов с образованием соответственно щелочей и растворимых кислородсодержащих кислот. Если в фарфоровую чашечку поместить несколько кусочков уже известной вам негашеной извести — оксида кальция СаО, а затем приливать к ним постепенно воду, давая ей впитываться, над чашкой появится пар. Кусочки оксида кальция начнут разогреваться и превратятся в пушистые хлопья или порошок нового вещества — гидроксида кальция, или гашеной извести (рис. 110): Теперь вам стало понятно, почему эту реакцию называют гашением извести. Образуют щелочи при взаимодействии с водой все оксиды металлов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. II. Менделеева, поэтому эти элементы называют щелочными. Оксиды металлов главной подгруппы II группы Периодической системы Д. И. Менделеева — кальция, стронция, бария (их в старину называли землями) — также образуют при взаимодействии с водой щелочи. Поэтому эти элементы называют щелочноземельными . А вот оксиды неметаллов взаимодействуют с водой, образуя кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде: Теперь вам, очевидно, стало понятно, почему основания и кислородсодержащие кислоты называют в химии одним словом «гидроксиды». Вам следует запомнить несложное правило: вода реагирует с оксидами металлов и оксидами неметаллов в том случае, если образуется растворимый гидроксид (щелочь или кислородсодержащая кислота. |
СаО + Н20 = Са(ОН)2. негашеная гашеная N203 + Н20 = 2HN02, N205 + Н20 = 2HN03. Гидроксидами называют кислородсодержащие кислоты и основания. Li20 + Н20 = 2LiOH, но FeO + Н2О = S03 + Н20 = H2S04, но Si02 + Н20 =. Посмотрите таблицу растворимости. |
|
Реакция обмена. Ребята посмотрите еще раз в таблицу растворимости. Обратите внимание на прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или, как говорят, гидролизируется (гидро – вода, лизос – разложение). Обменное взаимодействие вещества с водой, приводящее к их разложению, называют гидролизом. |
Записывают определение. |
|
Гидролиз может бать обратимый и необратимый. Пример: Al2S3 + 6 HOH = 2Al(OH)3 + 3H2S Если в пробирку прилить на 1/3 ее объема воды, а затем опустить в нее кусочек карбида кальция СаС2 величиной с горошину, то можно заметить выделение газа — ацетилена С2Н2, а если затем в пробирку прилить раствор фенолфталеина, то появление малиновой окраски укажет на образование щелочи. реакции гидролиза органических веществ — жиров, белков и углеводов, протекающие в живых организмах, — это основа их жизнедеятельности. |
СаС2 + 2 НОН = С2Н2 + Са(ОН)2. |
|
Реакция замещения. .Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щелочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции другого типа — реакции замещения, например: 2Na + 2Н20 = 2NaOH + Н2|, Са + 2Н20 = Са(ОН)2 + Н2|. Нальем в чашку Петри, находящуюся на столике ко-доскопа, немного воды и добавим к ней несколько капель фенолфталеина. Затем опустим в сосуд кусочек очищенного натрия величиной со спичечную головку. На экране будет проецироваться происходящая при этом химическая реакция (рис. 111): кусочек натрия превращается в круглый шарик 'плавится, так как реакция экзотермическая), бегает по поверхности воды (натрий легче воды и подталкивается образующимся в результате взаимодействия водородом), оставляя за собой малиновый след (это изменяет окраску фенолфталеина получившаяся в результате реакции щелочь). Вывод: вода – не только самое важное вещество на Земле, но это и многоликое соединение, обладающее разнообразными химическими свойствами. |
2Na + 2Н20 = 2NaOH + Н2 Са + 2Н20 = Са(ОН)2 + Н2 |
|
Закрепление |
а) Н20 + S02-> б) К20 + Н20-» в) Ва + Н20-> г) К + HzO-> д) СаН2 + Н20-> |
Работа у доски |
Итог |
Что мы сегодня с вами повторили? Что нового вы узнали? Д\З §33 упр. 1,3 Учебник Габриелян О.С.Дрофа 2008г. |