Методические рекомендации на тему «Музейная педагогика как инструмент для познания мира»
Пояснительная записка к презентации
Музейная педагогика
PPTX / 9.06 Мб
(Музейная педагогика)Никитушкина Ирина Петровна
Россия, Самарская область, город Похвистнево, ГБОУ СОШ № 1
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ МИРА
Чтобы приобщить ребёнка к ценностям, накопленным в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею. Сегодня происходит смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя к ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать их в практической деятельности.
Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Она направлена на решение задач активизации творческих способностей ребёнка, повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии (Музейная педагогика, творческая лаборатория: сб. трудов. Выпуск 4, 2003, С. 102). В последнее время усиливается интерес к истории родного края – налажена организация различных видов краеведческой образовательной деятельности, включая научно-исследовательскую деятельность.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, например, копии документов, ордена, фронтовые письма, почётные грамоты, автобиографии, фотографии из семейных архивов.
Музей рассматривается как фактор развития человека, его воображения и фантазии, познавательный потенциал (Золотова Н. Музей и дети. Искусство в школе, 2009, № 4, с. 58-59). Одним из этапов работы с одарёнными детьми можно считать опыт личного участия ребёнка в создании временных музейных экспозиций. Используем такие формы организации работы с детьми, как коллекционирование вместе с детьми, игры-путешествия, выполнение домашних заданий – составить коллажи, нарисовать, придумать, выполнить и т.д.
Активные методы обучения с использованием средств музейной педагогики:
1) поисковая деятельность: общение и переписка с ветеранами войны, тружениками тыла, их родственниками, сбор информации и документов, работа в архивах, библиотеках и других учреждениях. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования разрабатывается любая тема, интересующая детей. Итогом краеведческой работы становится участие ребят в научно-практических краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях.
2) оформительское направление – разработка макета будущей экспозиции в музее, погружение в эпоху, использование музейных предметов, проектирование дизайна будущих буклетов, фотоальбомов.
3) экскурсионное направление – в детских музейных экскурсиях используется метод вопросов-ответов, приёмы игры, театрализации. Проведение экскурсии – непростое дело, так как оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
В работе с одарёнными детьми используем также и такие интерактивные формы работы, как:
1) «театрализация», которой можно завершить каждый крупный раздел темы. На основе изученного материала учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, соответствующих историческому контексту эпохи;
2) перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя;
3) игровая ситуация - при проведении экскурсий по теме Великая Отечественная война младшим школьникам можно предложить игру «Зарница», попросить разыграть сценку «Водрузи знамя», «Бой за высоту» и т.д. Дети с признаками одарённости могут создавать своим поведением нестандартные ситуации.
4) виртуальные экскурсии.
В нашей школе уже накоплен достаточный опыт и разрабатываются новые проекты для привлечения музейных средств (предметов, документов, фотографий и т.д.) для организации исследовательских процессов у детей, стремящихся к углубленному изучению наук, представленных в музейных направлениях – природа, история, этнография, археология.
Используем различные формы работы с применением информационных технологий, широко применяем их для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов. Сотрудничаем со школьной газетой, публикуя свои материалы и статьи на их страницах, публикуем свои статьи в «Учительской газете». В практике и издание собственных брошюр, буклетов, фотоальбомов. Опыт работы показал, что использование этих активных методов даёт высокий результат в обучении одарённых детей.
Елена Владимировна
Кадырова Ольга Игоревна