ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВА»

1
0
Материал опубликован 22 December 2024


ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ИСКУССТВА»

Интеграция – объединение в одно целое каких либо частей , элементов.

Интегрированный урок –это урок изучения определённых тем на основе двух, трёх учебных предметов.

ЦЕЛЬ. Формирование целостного взгляда на мир путём создания безбарьерного образовательного пространства.

ЗАДАЧИ:

1. Научиться систематизировать знания по предмету музыка» в единстве с другими предметами (литература, изобразительное искусство, история).

Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, направленные на восприятие ребёнком комплекса знаний .

Воспитать духовно нравственную личность через приобщение к ценностям мировой культуры

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусств неразрывно связаны друг с другом, т.к. любой вид искусства черпает своё содержание из жизни.

Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись - в красках, поэзия и проза – в слове. Связь музыки и литературы очевидна. А.С.Пушкин подчёркивал «музыкальность» стихотворной речи, определил её как «союз волшебных звуков, чувств и дум».

Наиболее полно диалог музыки и литературы» представлен в содержании уроков 5 класса.

Первое полугодие посвящено выявлению связей музыки и литературы. Цель уроков – создать такую систему знаний , которая позволили бы сформировать в сознании ребёнка целостность музыкально- художественного образов, понять, что музыка не мыслима без литературы.

Одним из ярких представителей «музыкальных» писателей, является К. Паустовский. Всё его творчество пронизано любовью к музыке. Главными героями его произведений являются хорошо известные нам композиторы: Ф.Шопен, В.-А.Моцарт, Э.Григ. И на уроке, тема которого «Волшебная сила музыки» по рассказу К.Паустовского«Старый повар», идёт ретроспектива. Ребята вспоминают, что они уже знакомы с творчеством этого писателя. В начальной школе они читали и обсуждали рассказ «Корзина с ёловыми шишками», одним из героев которого был Э.Григ. и где звучала музыка норвежского композитора (иллюстрация к рассказу «Корзина с ёловыми шишками») .

В рассказе «Старый повар» главному герою в самый тяжёлый момент своей жизни, именно музыка помогает на время забыть свои душевные страдания, окунуться в прошлое, увидеть зримый образ своей любимой жены, почувствовать себя счастливым, как много лет назад.

Писателю удалось околдовать всех нас волшебной музыкой Моцарта и убедить во всепобеждающеё силе искусства. Автор уверен, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Продолжая изучение темы, ребята размышляют над тем, как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновлённая поэтическими образами литературного произведения. На уроке «Поэзия С.Есенина, воплощённая в музыке», ребята впервые услышат музыку Г.Свиридова. Необходимо сказать, что «Поэма памяти С.Есенина» написана в жанре кантата. Вспомнить: «Кантата- многочастное произведение, в исполнении которого участвуют хор, солисты, симфонический оркестр» Здесь происходит взаимопроникновение двух жанров, поэмы и кантаты, литературного и музыкального. Ив подтверждение этих слов, дать возможность ребятам выразительно прочитать это стихотворение , проникнуться его настроением , что мы сейчас с вами и сделаем.

На экране – текст стихотворения. Прошу прочитать одного из присутствующих Дать характеристику какое состояние природы передаёт нам это произведение? -взволнованное, мятежное.

После прослушивания 2-ой части, обратить внимание какими музыкальными красками композитор рисует картину зимы: это непрерывное развитие главной интонации на фоне взволнованного звучания оркестра, тембр которого переходит от яркого, насыщённого звучания к почти прозрачному за счёт смены оркестровых групп (струнной и духовой),чередование партий мужского и женского хора, волнообразной мелодии, контрастности динамики, пульсирующего ритма и мажорный аккорд, который даёт тёплую надежду на весну. Именно выразительными средствами музыки Г.Свиридов создаёт образ поэта, как образ художника, с безграничной любовью к родному краю.

На уроке «Роль либретто в оперных сочинениях» ребята знакомятся с новым понятием либретто Либретто – краткий пересказ содержания оперы или балета. Здесь же ребята знакомятся с оперой «Садко» русского композитора-сказочника Н.А.Римского - Корсакова . Садко- былинный герой русского эпоса. Основой для либретто стали народные предания, сказания о новгородском мореплавателе. Вот мы подошли к тому, когда музыку можно не только услышать, но и увидеть. Картина И. Репина помогает создать зрительный образ певца, гусляра, путешественника. (На экране - картина «Садко»). Через всё эпическое полотно оперы лейт- мотивом проходит образ величественного грозного моря, который по своей музыкальной коллористике созвучен творчеству русского художника И.Айвазовского. (Звучит вступление к опере «Садко» на фоне картин Айвазовского) Все три линии, которые органично соединились в этом произведении, помогают воссоздать , раскрыть и понять музыкальные образы героев оперы, передать всю красоту и многогранность русского искусства, неразрывную связь музыки, литературы и живописи.

На уроке «Богатырская» тема в творчестве русских композиторов» ребята знакомятся т с симфонией №2 А.Бородина. В этом произведении звучат две контрастные темы : мужественная, богатырская и нежная, лирическая, в которой выражена тихая красота русской земли. Если мужественность можно представить в образе картины Васнецова «Три богатыря», то по второй теме я даю задание на дом: отразить свои впечатления в рисунке. И в этом нам очень помогает учитель изобразительного искусства Савельева Т.В. Цель этого урока дать более полное представление об образном содержании музыкального произведения, создать зрительный образ , созвучный данному произведению.

Многие направления, которые получили начало в живописи, нашли своё отражение в музыке. На уроке тема которого «Импрессионизм в музыке и живописи»,ребята знакомятся с историей возникновения этого направления, которое появилось во Франции во второй половине 19 века. Своим названием оно обязано картине К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Импрессионизм в переводе с французского – впечатление. Художники и композиторы этого стиля стремились передать тончайшие цветовые оттенки, изменчивость настроения, наиболее естественно отобразить реальный мир в его подвижности. Художник- красками, композитор- нотами. На уроке «Музыкальные краски в произведениях композиторов- импрессионистов» мы познакомимся с творчеством К.Дебюси, который является основоположником этого направления в музыке. Для образного восприятия своих произведений, композиторы этого стиля вводят новые понятия, а именно: звуковые краски, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра. «Живописцами счастья», «поэтами мгновенья», так называли представителей этого направления. Желание запечатлеть зыбкую красоту момента, радость бытия присутствует уже в названиях произведений композитора, таких как «Море», «Весна», «Облака», «Сирень», «Празднества» и др. Сам композитор считал, что высшим источником вдохновения является природа. И в подтверждении этих слов, сейчас прозвучит одна из частей фортепианной сюиты» «Лунный свет». (звучит «Лунный свет» на фоне картины К.Моне «Парламент»). Давайте постараемся ответить на вопрос: Какие краски звуковой палитры помогли композитору передать это чудное состояние природы? Ответы: нежная спокойная интонация, плавная, бесконечная, не имеющая чётких очертаний мелодия, изменчивость ритмического рисунка, прозрачность фактуры- всё это помогает создать свой зримый образ ночного пейзажа.

На уроках музыки в 6 классе, тема которого «Выразительность и изобразительность оперы «Снегурочка», хочется отметить, что это собирательный образ. Он представлен и в устном народном творчестве (сказки, предания), и в изобразительном искусстве – картина Васнецова «Снегурочка». И мы подошли к самому полному воплощению этого чудесного сказочного образа, опере Н.А.Римского- Корсакова «Весенняя сказка», написанная по пьесе русского драматурга А.Н.Островского. Именно здесь соединились три основных линии: музыкальная, литературная, изобразительная, которые помогли из собирательного создать реальный образ главной героини, прекрасной Снегурочки. Музыка оперы настолько изобразительна и выразительна, что мы можем услышать голоса певчих птиц, пастушьи наигрыши, раскаты весеннего грома. Вся опера пронизана красотой русской песенности. Ив этом мы ещё раз сможем убедиться, послушав Песню Леля в необычном исполнении. (Звучит Песня Леля в исполнении Колотиловой Д.) В какой форме написана Песня Леля? – ответ: куплетно –вариационная, она включает напев -речетатив, что ещё больше её сближает с народной музыкой.

Следующий пример взаимопроникновения музыки и литературы- романс С.Рахманинова «Весенние воды». Композитор настолько точно проникся настроением поэзии Ф.Тютчева, что создал почти ощутимый образ весеннего пробуждения природы. Этот романс звучит в преддверии весны, и главной героиней при знакомстве с вокальным произведением выступает её величество Природа. Давайте послушаем этот замечательный романс и постараемся определить какие средства музыкальной выразительности помогли композитору создать столь стремительный и неудержимый образ. (Звучит романс «Весенние воды» на фоне картины И.Левитана «Март».) Ответы: фортепианное сопровождение, вокальная линия, которая состоит из непрерывно видоизменяющихся интонаций, передающие образ обновления, ярко выраженная мелодия, и ,конечно же. кульминация на словах «…….она нас выслала вперёд». Хочется отметить, что именно русский поэт и русский композитор создали необычно одухотворённый и трепетный образ Весны.

На уроке, тема которого «Героический образ музыки Л. ван Бетховена, Полина Ткаченко покажет свою презентацию. (идёт показ презентации).

Сегодня на уроке прозвучит увертюра к опере И.И.Глинки «Руслан и Людмила». С какими фрагментами из оперы мы уже знакомы? Ответ: - марш Черномора и песня Фарлафв.-ретроспектива. Вопрос: - Что является первоисточником ? Ответ: -одноимённая поэма А.С.Пушкина. Давайте вспомним, как начинается поэма. (на экране «У лукоморья дуб зелёный….». Что такое увертюра? Ответ: -Увертюра- вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, где в сжатой форме даётся краткое содержание всего произведения. (определение высвечивается на экране). Данную увертюру называют «симфоническим конспектом» всей оперы, т.к. в ней очень красочно прописаны основные сюжетные линии, даны яркие звуковые характеристики героев. Вспомнив литературное вступление к поэме, мы настроились на сказочный сюжет увертюры и постараемся определить и охарактеризовать образный ряд сочинения. (звучит увертюра) Ответ: В этом произведении две основные темы: главная- образ света, радости, богатырской удали; побочная- нежная, певучая, лирическая. Два основных образа хотя и контрастны, но они лишь дополняют друг друга, раскрывают разные грани одного содержания. Как вы думаете, интонации какого героя прозвучали в конце увертюры? Ответ;- Черномора, Это единственный герой , который не имеет вокальной партии. Сказочная поэма А.С.Пушкина вдохновила Глинку на создание оперы. Это ещё одно доказательство, что музыка и литература не разрывны.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации