12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тютина Татьяна Геннадьевна187
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Интеграция видов искусств как фактор развития читательских интересов и творческих способностей обучающихся на учебных занятиях литературы.

В настоящее время среднее профессиональное образование переживает сложный период развития. Изменились цели и задачи, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центре внимания результативность обучения, формирование общих и профессиональных компетенций, что связано с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. В связи с этим актуально обращение преподавателей к разным видам интеграций.

(слайд) Интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. 

Виды интеграций

Интегрированные Интегрированные Интеграция Интеграция

учебные занятия предметы искусств всей системы образования

 

Мне хотелось бы остановиться именно на интеграции видов искусств на учебных занятиях литературы.

Обучающиеся воспринимают разные виды искусств обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Позволяют каждому воспринимать мир в его единстве. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция видов искусств на учебных занятиях литературы помогает глубже развивать эстетические особенности обучающихся.

Проблема развития способностей у обучающихся - одна из самых актуальных в воспитании и обучении. Она волнует психологов, преподавателей, родителей и самих студентов.

Говорят, что каждый человек талантлив по-своему, только не каждый может этот талант проявить.

Существует такая легенда. Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, и он лишил их этого дара. После чего крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор - человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане - но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать: в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.

Удивительно красивая и мудрая легенда!

Так вот, преподаватель – один из тех немногих людей, которые могут дать возможность обучающемуся вникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, найти у него росточки таланта, пробудить творческое начало.

Как обучать и что предпринять, чтобы обучающийся раскрыл свои способности? Я считаю, что одним из средств развития творческих способностей студентов является синтез искусств на учебных занятиях литературы. По мнению Д.С. Лихачёва, синтез искусств является той культурной средой, которая и создает почву для художественного развития.

Литература – демократична по своей природе: создается личностью, к личности обращена и личностью потребляется. В ходе чтения и после знакомства с произведениями нас не оставляет желание обдумывать их, представлять себе героев и их поступки. В этом как нельзя лучше помогают киноискусство, живопись, музыка, которые делают литературных героев «зримыми» и «живыми».

Литературное развитие обучающихся протекает интенсивнее при внедрении интегрированного подхода к организации взаимодействия читательской, зрительской и слуховой деятельности.

Современные студенты с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы занятие литературой было интересным, чтобы обучающимся захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после занятий. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый обучающийся должен почувствовать свою нужность на учебном занятии, проявить личную активность, способности, интересы. Пробудить творческий интерес обучающихся к занятиям литературой помогают, как правило, нетрадиционные обучения.

(слайд) Нетрадиционные формы учебных занятий – не относятся ни к одной из известных классификаций, им присуща большая вариативность структуры, они основаны на творчестве, импровизации, на взаимодействии обучающегося и преподавателя при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления обучающихся при организации нетрадиционной формы учебного занятия применяются (слайд) современные педагогические технологии, такие как: развивающее обучение, игровое, проблемное, дифференцированное, информационное и проектное.

Нетрадиционные формы учебного занятия формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на занятиях, где интегрируются разные виды искусств, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение.

Курс литературы сам по себе уже является интегрированным, так как содержит в себе науку о литературе, читательский опыт обучающихся, основы сочинительства.

Занятие литературой – это начало какого – то литературного маршрута, открытие какой – либо эстетической, нравственной, философской проблемы. Путей повышения интереса к предмету множество.

Хочу остановиться на своём педагогическом опыте в области интеграции искусств на учебном занятии.

В моей преподавательской деятельности были учебные занятия, посвященные пейзажной лирике, где предполагалось знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов, режиссёров. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор ноты, режиссёр различные кинематографические приёмы.

Это был первый мой опыт проведения нетрадиционного урока, где была интеграция литературы и живописи.

На занятии « Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева», мы проанализировали стихотворение « Листья» и попытались это изобразить акварельными красками на бумаге. Вот что у нас получилось ( слайд с рисунками), а потом, в конце занятия, мы попытались сравнить наши ощущения при чтении и при зрительном восприятии этого произведения.

Используя такую форму обучения, удается провести аналогию в тематике художественных произведений, произведений живописи (брала иллюстрации из печатных изданий), а также восприятие обучающихся, перенесённое на бумагу. Таким приёмом можно показать, как представлена одна и та же тема в литературе, профессиональной живописи и в восприятии

обучающихся.

Так же мне хотелось остановиться на рабочей тетради по литературе, которую я и моя коллега А.М. Брянская создали для студентов 1 курса нашего колледжа (УУКЖТ).

Для того, чтобы разнообразить заполнение рабочей тетради и сделать это занятие более увлекательным, так как время от времени встречаю различные «художества» на страницах этой тетради, я решила давать задания творческого характера, связанные с рисованием в этой тетради. Например, после выполнения задания в тетради по теме « Поэма Н.А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо», ребята должны были нарисовать прямо на этой теме иллюстрации к поэме. И результат не заставил себя ждать! Вот что у них получилось (слайд с фото и рисунками в рабочей тетради). Причём выполняли они это творческое задание с большим удовольствием. А в конце текущего учебного года, я решила провести конкурс на « Лучшую иллюстрированную рабочую тетрадь».

Таким образом, при интеграции видов искусств на учебном занятии появляется возможность выйти за рамки учебной дисциплины, наглядно в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения предмета.

Все мы с вами понимаем, что научиться воспринимать искусство – трудная задача. Разве чтение серьёзного романа не есть душевная работа? Чтобы отличить действительное произведение искусства от дешёвой его имитации требуется культура, то есть постоянный труд по обогащению ума и души.

Вообще, понимание искусства требует труда. Труда умственного – знакомство с теорией и историей тех или иных видов искусства, воспитание вкуса – посещение музеев, театров, чтения книг, привычки к «умному чтению», « умному» посещению картинных галерей и кинозалов.

Несколько лет назад мною было проведено открытое занятие на тему « Роман М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита» - это роман обо всём». На занятии я использовала фрагменты из фильма Владимира Бортко « Мастер и Маргарита», для того чтобы проанализировать ершалаимские главы и главы московские 30-х годов XX века. А на последнем этапе урока сравнили видение автора и режиссёрскую интерпретацию. (слайд фото с урока).

Я считаю, что методика изучения литературы имеет полное право использовать различные аспекты и кинематографической культуры, чтобы подобный процесс отразился в каждом обучающемся. Следствием этого является то, что знание языка кино обогатит опыт «общения» с языком литературы и наоборот, и это позволит развиваться интеллектуальным способностям и психологической гибкости.

В книге Ю. Лотмана и Ю. Цивьяна « Диалог с экраном» читаем: « Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них – искусство слова и кинематограф используются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры».

Если учитывать тот факт, что в истории культуры наблюдается влияние искусства литературы на искусство кино (поскольку наше мышление словесно), и в частности влияние романа на развитие киносюжета. ( Лотман, Цивьян с.124), то методика изучения литературы имеет полное право использовать различные аспекты кинематографической культуры, чтобы подобный процесс отразился в каждом обучающемся. Следствием этого будет то, что знание языка кино обогатит опыт и « общения» с языком литературы и наоборот, и это позволит развиваться интеллектуальным способностям и психологической гибкости.

Кроме того, следует учитывать и то, что кино сейчас – самый массовый вид искусства, а значит, наблюдая тенденцию к снижению интереса к классической (и не только) литературе, я не исключаю, что кино сможет вернуть интерес к литературе (разумеется, если это хорошее кино).

Но, к сожалению, следует отметить, что современный массовый зритель (в частности и наши студенты) не знакомы с хорошим кинематографом вообще и отечественным в особенности.

Иногда при просмотре каких – либо эпизодов из фильмов, мы пытаемся анализировать и музыкальные партитуры, которые сопровождают фильм. Порой находим интересные факты об этом. Например, в этом учебном году мы анализировали некоторые эпизоды из фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

После просмотра обучающиеся стали по–другому воспринимать некоторые эпизоды романа, а потом и роман в целом.

А итогом любого сопоставления книги и кино может стать рецензия на фильм. Многим студентам этот вид работы тоже нравится. ( слайд) Для рецензирования я даю такой план рецензии:

1) Общее впечатление.

2) Режиссёрский замысел и соответствие авторскому замыслу.

3) Игра актёров:

а) самая удачная, на ваш взгляд, роль и почему;

б) самая неудачная, на ваш взгляд, роль и почему;

4) Музыка.

5) Операторская работа.

6) Самая сильная, на ваш взгляд, сцена.

7) Вывод, итоги, рекомендации зрителям, не видевшим картины.

Также после просмотра мы с ребятами обмениваемся впечатлениями. Очень важно, на мой взгляд, создать соответствующую обстановку, поэтому можно сесть за «круглый стол». Это свободный обмен впечатлениями. Здесь мы говорим об игре актёров, отмечая понравившееся и непонравившееся, говорим о самом ярком эпизоде, о самом смешном, самом трагичном и т.д. Отмечаем достоинство режиссёрской работы, говорим о музыке, о мелодии, звучащей лейтмотивом. И, говоря о режиссёрской работе, мы не забываем и о первоисточнике.

В качестве домашнего задания можно предложить каждому стать режиссёром и подобрать свой актёрский состав. Конечно, работа с кинофильмами на занятиях литературы носит иногда и игровой характер, и это, как правило, помогает лучшему усвоению материала.

Или можно посмотреть фильм после изучения произведения того или иного автора, а затем в самых различных формах провести заключительное учебное занятие: в форме диспута по заранее данным вопросам, в форме пресс-конференции, когда обучающиеся « становятся актёрами и режиссёрами» и отвечают на вопросы зала от их имени.

(слайд) На своих занятиях я использую такие кинематографические работы:

«Жестокий романс» - А. Н. Островский «Бесприданница».

« Несколько дней из жизни Обломова» - по одноимённому роману И.А Гончарова «Обломов».

« Отцы и дети» - по одноимённому роману И.С Тургенева « Отцы и дети».

«Преступление и наказание» - по одноимённому роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание».

«Гранатовый браслет» - по одноимённому рассказу А.И Куприна « Гранатовый браслет».

« Табор уходит в небо» - по мотивам ранних рассказов М.Горького.

« Тихий Дон» - по одноимённому роману М.А. Шолохова « Тихий Дон»

«Война и мир» - по одноимённому роману Л.Н. Толстого « Война и мир».

« Собачье сердце» - по одноимённой повести М.А. Булгакова « Собачье сердце».

« Роковые яйца» - по одноимённой повести М.А. Булгакова « Роковые яйца».

« Мастер и Маргарита» - по одноимённому роману М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита» и т. д.

Кроме вышеперечисленных видов искусств на своих учебных занятиях я использую и литературное актёрское чтение, особенно, если это небольшие по объёму произведения.

Например, при изучении сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина я использовала такой приём. А после по прослушанному обучающиеся прямо на учебном занятии попытались изобразить героев сказок. ( Слайд)

Я считаю, что создание презентаций к учебному занятию тоже, своего рода, творчество, поэтому обучающиеся иногда получают такое задание, но только выполняют его дома. А на занятии демонстрируют результат своего труда.

И в заключении хотелось бы сказать, что через синтез искусств преподаватель находит путь к общению с обучающимися, общению на основе духовности, нравственности, красоты.

Синтез искусств на учебном занятии развивает у студентов не только творческие способности, но и способности к широким ассоциациям, развивает художественное мышление и воображение, пространственные и цветовые представления, тонкость слуха и яркость взгляда. Широту художественного кругозора и речь. Просветление души – так оцениваю обучающиеся общение с искусством.

Д. Кабалевский писал: « Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни»

Такая работа, конечно, даёт свои результаты.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.