Статья «Интеграция познавательной и физической активности обучающихся учреждений дополнительного образования в области военно-патриотического воспитания»
Кудряшова Н.Л.
\ Интеграция познавательной и физической активности обучающихся учреждений дополнительного образования в области военно-патриотического воспитания
Россия, Самарская обл., ж.-д. ст. Клявлино,
Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых. Все это приводит к утрате патриотических, гражданских понятий, которые имели прочное место в сознании людей в недавнем прошлом и которые сопровождали развитие и становление российского менталитета. Многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, утрате идеалов, пессимистическому восприятию жизни. Молодежь в своей массе негативно относится к понятиям гражданского долга, ответственности, общественной деятельности. В деле воспитания патриота необходима правильно организованная система обучения и воспитания, которая позволит сформировать граждан, способных сознательно действовать на пользу государства. Психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни Родины. И это развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок при целенаправленном воспитании патриотические чувства ребенка гораздо богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и воспитательной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Военно-патриотическое воспитание – важное направления воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи потому, что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими с молоком матери. Значит, это направление воспитания наиболее приемлемо сегодня и может быстрый эффект.
Для привлечения внимания и интереса детей и подростков к военно-патриотической направленности – методические приемы организации образовательной и воспитательной деятельности СП «Прометей» ориентированы на активную деятельность обучающихся, изучение и осмысление информации по освоению теоретических основ и законов, всестороннее физическое и творческое развитие, функциональную, общефизическую, морально-волевую и теоритическую подготовку. Поэтому для формирования нравственных ценностей и патриотического воспитания в СП «Прометей» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина отработаны эффективные практики по интеграции познавательной и физической активности в области военно-патриотического воспитания.
I направление - военно-спортивные игры.
Военно-патриотическое воспитание также включает в себя развитие у учащихся социальной активности и ответственности за свои действия и поступки. Поэтому детей привлекают к различным спортивно-массовым мероприятиям. Дети очень любят соревнования и спорт. Тем самым, они всесторонне развиваются и повышают уровень своей физической подготовки. Спортивно-массовые мероприятия помогают сохранять преемственность поколений и традиций различных военных формирований. А в глазах школьников повышается значение воинской службы.
Прежде всего, это “Зарница” и “Президентские состязания ”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
II направление - осуществление военно-патриотического воспитания непосредственно через образовательную деятельность, т.е реализация дополнительных общеобразовательных программ.
Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой образовательной программе прописана цель патриотического воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. Это детские объединения «КаДетство», «Кадетский хор». Актуальностью программ является необходимость ознакомления кадет с военным компонентом, который включает в себя краткую историю военных учебных заведений в России, а так же актуализацию знаний воспитанников по истории Отечества. Идеи и цели курса направлены на адаптацию воспитанника к обучению в кадетском классе, а также повышение уровня знаний, для раскрытия творческого потенциала воспитанника, выявление его способностей и осознания его принадлежности к кадетству.
Одно из учебных дисциплин, воспитывающей патриотическое начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Патриотическое воспитание учащихся д/о «Ортепиано» и «Хор» происходит через постижение шедевров классической и народной музыки. Слушая народную и классическую музыку, патриотические песни ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
В хореографических коллективах СП «Прометей» патриотическому воспитанию отводится важная роль. Коллектив строит свою творческую деятельность в области народно-сценической хореографии. Народные танцы являются достоянием и богатством общества. Питательная среда для них неисчерпаема. Через танец люди стремятся раскрыть душу своего народа, его самобытность, национальный колорит. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, ориентирует подрастающее поколение на возрождение национальной культуры русского народа, что является одним из важнейших аспектов патриотического воспитания. Педагог рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка танца, о быте, костюмах, традициях, образах и характерах.
В детском объединении «Светлица», в кадетском классе при Храме преподобного Александра Свирского, прошли интегрированные мероприятия военно-патриотической и декоративно прикладной направленностей: акция «Письмо не вернувшемуся солдату»; конкурс «Казачья застава»; «День народных ремесел» - знакомство и ремеслами Самарской области и Клявлинского района; «Праздник славянской письменности» - знакомство с историей возникновения славянской письменности, создателями азбуки Кириллом и Мефодием.
Педагог дополнительного образования Колмогорова Наталья Ивановна пишет стихи на военную и патриотическую тему, читает их ребятам, приглашает их на творческие вечера («Крылья», «Пилот Гордеев», «Корни», «Малороссь», «Русский чай»).
III направление – в детских коллективах СП «Прометей» уделяется большое внимание военной тематике при организации воспитательных мероприятий. При подготовке к мероприятиям на военную тематику, просматриваются видеоматериалы, проводятся беседы о героических подвигах наших соотечественников, о горе и радости на войне, значении Великой Победы. Ребята проникаются этой темой и воплощают лучшие качества в танцевальных образах, в созданных поделках, рисунках, стихах. В детских объединениях ежегодно проводятся воспитательные мероприятия, посвященные 23 февраля: «А ну-ка, мальчики», «Мальчишки, вперед», «Богатырские потешки», которые развивают чувство патриотизма, любовь к Родине, через песни, стихи ребята знакомятся с нелегким трудом военнослужащих, воспитывается уважение к ним. Проводится мероприятие «Юный патриот», посвященное Дню народного единства, где воспитанники вспоминают символы государства, цвета Российского флага, что значит понятие «малая Родина», кого можно назвать героем своей Родины, какие национальности живут в нашем районе, воинские звания российской армии. Стало доброй традицией ежегодное проведение праздничного конкурсного мероприятия совместно с папами. Участники вспоминают историю, участвуют в интеллектуальных и силовых состязаниях, примеряю на себя роли солдат, разведчиков, начальника службы безопасности.
IV направление - организация районных конкурсов патриотической направленности: конкурсов рисунков, буклетов, сочинений стихов и рассказов «Победный май», «Война глазами детей», «Этот День Победы»; конкурс презентаций «Семейные фотохроники Великой Отечественной – истории моей семьи», «Память о прошлом»; конкурс стенгазет «Салют Победы», книжно-иллюстративная выставка «Трудные шаги к Великой Победе».
Традиционно проводится районный конкурс - фестиваль национальных культур «Венок дружбы». Это приобщение молодого поколения к сохранению национальных обычаев, традиций; формирование уважительного отношения к представителям разных национальностей, проживающих в Клявлинском районе; формирование интереса молодежи к истокам народной культуры. Участниками представляют национальности, проживающие на территории Клявлинского муниципального района (мордва, татары, чуваши, русские, армяне и т.д.). В программах выступлений творческие коллективы и участников представляют национальный костюм и блюдо и фрагмент национального обряда.
V направление - одной из форм и методов работы в СП «Прометей» является тесное сотрудничество с Клявлинским государственным краеведческим музеем. Воспитанники являются частыми гостями и участниками мероприятий, организованных музеем. А педагоги дополнительного образования проводят мастер-классы, организовывают персональные выставки.
V направление - участие в различных конкурсах патриотической направленности. Это Областной конкурс «Символы Великой России», Международный интернет-конкурс «Поклонимся Великим тем годам», «Возрождение истоков», «С чего начинается Родина».
Таким образом, военно-патриотическое воспитание в коллективах СП «Прометей» опирается на разнообразие форм, методов и средств воспитательной работы, способствующих приобщению подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, ориентированным на возрождение национальной культуры русского народа. Дети – наше будущее, значит будущее страны – в наших руках.
Список литературы:
Колмогорова Н.И. Там, где пасется Пегас: Избранная лирика Клявлино-Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2016-126 с.
Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи будущее России: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М.. 1999.
Рудченко Л.Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста). М.,2009.