Интеграция строевой подготовки и психологических упражнений как средство снятия психоэмоционального напряжения у курсантов-подростков

9
0
Материал опубликован 18 February 2022 в группе

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рулевые-мотористы» содержит раздел «Строевая подготовка» (Программа – лауреат Всероссийского конкурса авторских образовательных программ ДОД, 2008г., автор – педагог ДО Кузнецова Г.И.) [1] . Программа рассчитана на 4 курса (года обучения), и данный раздел присутствует во всех курсах в объеме от 28 часов (на первом курсе) до 16 часов (на 4 курсе). Во время обучения юнги проходят судоремонтную и судоводительскую практику на учебном двухпалубном теплоходе «Юнга Камы», участвуют в патриотических (Героические и памятные даты, Дни воинской славы, Вахты Памяти и др.) и профессиональных мероприятиях (День Военно-морского флота, День работников речного флота, День Андреевского флага и др.) мероприятиях.

Актуальность. Раздел «Строевая подготовка» приобрел особую актуальность, когда в Российской Федерации было создано общероссийское детское движение «Юнармия». Увеличилось число мероприятий, связанных со строевой подготовкой (ВСИ «Зарница», «День призывника», городские и краевые патриотические слеты юнармейцев, ежегодные краевые слеты юных моряков и т.д.) В прошлом учебном году Краевым штабом отделения ОДД «Юнармия» было решено создать профильные флотские отряды «Юнфлот» (вероятно, в 2022г. эти отряды буду переименованы в «Юнги Камы», идет процесс регистрации).

Однако, как показывает мой тридцатилетний опыт работы в объединении «Рулевые-мотористы», исходный уровень владения строевыми приемами у пяти-шестиклассников (возраст приема в объединение), как правило, ниже среднего. Еще ниже уровень мотивации к занятиям строевой подготовкой. По результатам опроса новичков – строевая подготовка – это «нудно», «скучно», «это долго неподвижно стоять» или «тупо шагать в затылок друг другу»…

По неписанным правилам всех патриотических объединений ДО, учебные занятия начинаются и (или) заканчиваются элементами строевой подготовки (построение, пересчет, ответ на приветствие педагога или поздравление с праздником, движение по кабинету – расхождение из колонны по одному (общее построение) в колонны по два, по три при рассадке по местам и т.д.).

Чтобы не снизить мотивацию у обучающихся к занятиям в объединении «Рулевые-мотористы» в адаптационный период (первые 2 месяца, когда ребенок «голосует ногами», т.е. или он остается, или уходит искать другое направление для занятий во внеучебное время), важно наполнить строевую подготовку не просто игровыми приемами, а приемами, имеющими к тому же позитивный психоэмоциональный заряд или способствующими снятию психоэмоционального напряжения у обучающихся после трудного учебного дня в школе.

Практическая значимость. Интеграция психологических упражнений (на знакомство, на установление коммуникаций, на включение новичков или их адаптацию в уже имеющемся коллективе, на снятие психоэмоционального напряжения) с элементами строевой подготовки – данное направление работы пока мало изучено, имеет военно-профессиональную ориентацию – оно является элементом научно-обоснованных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у обучающихся психологической готовности к различным ситуациям в условиях неопределенности. Данная статья с комплексом упражнений будет полезна не только для педагогов аналогичных патриотических объединений. Эти упражнения можно использовать как элемент физминутки (двигательная активность + позитивный настрой, психологическая разрядка) на уроках и во внеурочной деятельности. Все упражнения легко поддаются адаптации под возраст 5-7 класс «плюс-минус» 2-3 года. Проведенный мастер-класс со взрослыми участниками – педагогами учреждений ДО, также подтвердил эффективность и практическую значимость этих упражнений.

Эффективность. Упражнения помогают обучающимся оценить свой потенциал с точки зрения правильности выбранного направления, объединения, группы, спрогнозировать возможные образовательные перспективы, способствуют созданию положительной мотивации к занятиям в данном объединении.

Упражнения, с одной стороны, соответствуют познавательным и физическим возможностям среднего обобщенного образа обучающегося, а с другой стороны предоставляют возможность действовать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию

Методика применения упражнений. Педагог, объясняя условия упражнения, должен продемонстрировать перед строем образец выполнения, обратить внимание обучающихся на точность и последовательность движений строевого приема, на условия вербальной или невербальной коммуникации в упражнении, общую культуру и этику взаимоотношений между участниками.

Педагог не должен допускать возможности возникновения ситуаций «некомфорта», «неуспешности», «исключенности из круга общения». Если предполагается работа в парах, а количество участников нечетное – педагог сам должен стать одним из участников, либо предусмотреть поточную систему смены партнера в парах (по принципу 2 кругов хоровода).

Для выполнения некоторых упражнений участников, в зависимости от их числа в группе (классе), необходимо объединить в экипажи (команды, группы) по 6-8 человек.

В моем «арсенале» более тридцати подобных «строевых упражнений с психологическим уклоном». Но каждый педагог может подобрать или придумать упражнения, актуальные для его детского коллектива, для решения других насущных задач. Последовательность упражнений в данном приведенном комплексе из 6 упражнений не определяющая. Педагог вправе начать с любого понравившегося или подходящего к его коллективу детей (или ситуации, цели) упражнения.

«Комплимент»

Обучающиеся стоят в колонну по одному. Первый в строю выполняет поворот налево, затем поворачивает голову влево, как при пересчете, и произносит фразу, содержащую комплимент следующему в строю с называнием его имени, например, «Маша, ты красивая девочка» или «Андрей, тебе очень идут очки». Затем данный участник выполняет поворот головы вправо. На первом этапе подросткам, мало знакомым друг с другом легче произносить комплименты с поворотом головы, а не «глаза-в-глаза». Услышав комплимент, обучающийся в ответ должен сказать «Спасибо, Саша» и повторить алгоритм действий (поворот налево, поворот головы налево, произнесение фразы). Последний в строю делает комплимент первому. Повторять фразы-комплименты нельзя.

Примечание: Данное упражнение можно применять на начальном или на завершающем этапе вводного занятия. Задание развивает коммуникативные и творческие способности, обучающиеся чувствуют себя включенными в группу. Напомнить, что поворот налево выполняется по команде, которую в данном случае участник сам себе в мыслях ее подает по разделению: «Нале-ВО! Раз-два». «Нале-» - команда предварительная. «-ВО!» – исполнительная. «Раз»- поворот на левой пятке и правом носке. «Два» - приставление правой ноги к левой.

Как более сложный вариант – выполнение каждым участником поворота «Кру-ГОМ!» (то есть последовательно каждый участник будет говорить следующему участнику свой комплимент, глядя прямо в глаза).

«Я люблю себя за...»

Обучающиеся сидят за общим столом или на стульях в кругу. Каждый участник по очереди называет свое имя и произносит фразу, начиная словами: «Я – Илья, я люблю себя за ...», затем выходит на указанное место строя в шеренге. Повторяться нельзя. Когда все обучающиеся занимают место в строю, подаются команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» (в этом случает педагог объясняет условия нового упражнения), «Разойдись!» (тогда обучающиеся занимают место за столом).

Примечание: Упражнение способствует развитию навыка говорить о своих качествах без стеснения, создает условия для формирования самовыражения, повышения самооценки, проявления самоуважения. Выполняется при достаточно доверительной обстановке в группе.

«Фигуры»

По команде педагога (ведущего) обучающиеся должны построиться в соответствующую геометрическую фигуру, букву или знак. При этом можно задавать разные параметры построения – например «Треугольник – колонна» (тогда участники встают в колонну, образуя так каждую сторону треугольника) или «Треугольник – шеренга». Возможные варианты: квадрат, треугольник, ромб, угол, круг, параллелограмм, трапеция, плюс, кавычки, N (номер) и т.д.

Примечание: Упражнение способствует установлению взаимопонимания, слаженности работы в группе. В упражнении всегда выделяются неформальные лидеры, готовые взять на себя общее руководство построением. Упражнение может выполняться на скорость (мотиватор: установление рекорда кружка в этой фигуре или по экипажам – кто быстрей). До начала выполнения оговорить условие – «участвуют все!».

«Признак»

Обучающиеся строятся по росту или произвольно в одну колонну или шеренгу. По команде педагога участники должны перестроиться согласно заданию. Возможные варианты заданий:

- по цвету волос, начиная с самого светлого (темного) в одну шеренгу СТАНОВИСЬ!;

- по первой букве полного имени, начиная с А (Я) в колону по одному СТАНОВИСЬ! и т.д.:

- по длине волос, начиная с самых длинных (коротких);

- по основному цвету рубашки (блузки, кофты) в соответствии с цветами радуги;

- по размеру телефона, начиная с самого маленького (большого);

- по размеру обуви;

- по дню рождения, начиная с 1 января;

- по длине одежды от пояса к палубе (шорты, юбки, бриджи, брюки: целесообразно в теплое время года) и т.п.

Задание считается выполненным, когда участники принимают строевую стойку по команде «Смирно!». Педагог перепроверяет правильность построения.

Примечание: Упражнение помогает осознанию относительности любой системы оценки (критерия), повышению самооценки участников, сплочению группы или экипажей, эмоциональной разрядке (перестроения происходят живо, весело).

«Правый борт / левый борт»

Участники стоят в центре свободной части помещения и представляют, что они на корабле в шторм. Если ведущий кричит: «правый борт!», все бегут направо и выстраиваются в колону по одному. Если «левый борт» – бегут влево и выстраиваются в одну шеренгу лицом к центру. Если объявляется «выровнять корабль!», то все бегут обратно в центр, выстраиваясь в колонну по два. Завершить игру можно командой «Места в шлюпках занять!» (обучающиеся занимают свои места за столами).

Примечание: Это очень энергичное упражнение на внимание, участники вовлекаются в игру, активно выполняя задания. Следует иметь в виду, что после упражнения участники могут быть возбуждены.

«Переход через реку»

Обучающиеся выстраиваются по команде «В колонну по одному СТАНОВИСЬ!». Затем они связывают линями на уровне лодыжки свою левую ногу с левой ногой впереди стоящего участника. Длина линей после завязывания узлов должна быть достаточной, чтоб обеспечить положенную дистанцию в колонне для движения, но не слишком свободно (чтобы линь не лежал на палубе). Проводится тренировочная попытка – «На месте ШАГОМ – МАРШ!» Все участники должны начать маршировать на месте, но это у них получится, только если все действительно одновременно выполнят первый шаг левой ногой и будут соблюдать ритм шагов. Затем группе объявляется задание – пройти строевым или походным шагом по помещению. Можно впоследствии, при достаточном уровне владения приемом, усложнять задачу, например «Пройти круг по кабинету, выйти в коридор (для этого надо всем перешагнуть через порог), спуститься или подняться по трапу (по школьной лестнице; присутствие и контроль педагога при этом во избежание падения ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!) Можно приготовить препятствия («бревно», «яма» и т.п.), которые нужно перешагнуть или обойти. Можно так же попарно связать и правые ноги.

Примечание: Упражнение позволяет отрабатывать слаженность и одновременность движения в строю, правильность выполнения этого строевого приема (начинать движение с левой ноги, соблюдать дистанцию), стимулирует участников кооперироваться для выполнения задания, принимать совместно решения, слушать друг друга, доверять друг другу.


Источники:

1. Общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Рулевые-мотористы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_programma_obe_110847.html (Дата обращения 07.02.2022)

2. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. Минск, «Высшейшная школа», 1994г., 319с.

3. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., «Народное образование», 1994г., 144с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации