Статья «Умение работать с информацией как метапредметный результат обучения»
Умение работать с информацией как метапредметный результат обучения
Накипова Занфира Харисовна учитель математики
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Кильмезь Кировской области
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обозначил одним из требований к Метапредметным результатам освоения основной образовательной программы «умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и принимать решение в условиях неполной и избыточной информации». Новые условия задают новые целевые ориентиры, поэтому возникает необходимость разработки эффективной методической системы по формированию навыков работы с информацией. За годы работы в школе я заметила следующее:
1) учащиеся затрудняются в построении таблиц по тексту и диаграмм по таблице;
2) при подготовке к ОГЭ некоторые учащиеся не могут проинтерпретировать информацию, представленную в форме таблиц, диаграмм, графиков;
3) нередко сталкиваюсь с проблемами, возникающими у учащихся при работе с текстовой информацией, при этом слышу объяснение: «Прочитал, но ничего не понял»;
4) школьники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию;
Задача учителя - сформировать комплекс знаний и умений в сфере работы с информацией: овладение методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах, а также работы по хранению информации в форме знаний для дальнейшего использования.
Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, зависит степень интереса школьников к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию. Практически на каждом уроке обучающиеся самостоятельно работают с различными источниками информации: учебником, справочной и научно – популярной литературой, периодическими журналами, интернетом, где им предлагается найти дополнительный материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул, происхождении математических терминов, найти изображения геометрических фигур в природе, архитектуре, живописи, найти исторические меры длины, массы. Систематическая работа с различными источниками развивает интерес к предмету, предоставляет возможность самореализации, выражающейся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого те не найдут в учебнике. Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Для учеников информация предлагается в виде текста, который содержит неполную или избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти слова, факты которые необходимы, используя при этом приемы: «верные и неверные утверждения», «логическая цепочка», «лишнее слово». Например, изучение темы «Внешний угол треугольника». Учащимся предлагается дать определение внешнего угла треугольника самостоятельно, применяя прием «логической цепочки». Ученики из предложенных слов и частей предложений составляют логическую цепочку, объединяющие их в целое определение.
1.Внешний угол треугольника -
2.геометрическая фигура
3. угол смежный
4.продолжение стороны
5. это угол вне стороны треугольника
6.с каким – нибудь углом
7. угол в сумме со смежным углом 1800
8. этого треугольника
9. угол, прилежащий к углу этого треугольника
10. это угол с наружной стороны треугольника
Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания, поэтому включаю в содержание задачи данные, которые представляются также в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Также, развивая умение работать над информацией, решаем расчетные задачи на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Ученики собирают эти данные, используя доступные им источники.
На этапе обработки ученик должен репродуктивно воспроизводить информацию типа: подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и объясни причинно-следственные связи в виде связного устного или письменного текста. На этапе осмысления информации учащиеся работают над завершением незаконченных определений, дописывают формулы, продолжают доказательство теорем, заполняют пропуски в выражениях, заканчивают решение уравнений, дорисовывают графики функций, отвечают на вопрос теста. Например при изучении темы «Четные и нечетные функций» учащимся предлагается графическая информация. Построена ветвь графика функций у=f(х), построить весь график этой функций, если известно, что: а) у=f(х) – четная функция; б) у=f(х) – нечетная функция.
Нужно найти такие способы и приемы преподавания, которые бы сделали уроки интересными, а главное, значимыми для ученика. Надо стремится к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания, полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, учился ставить для себя задачи и выбирать пути их решения. Ученик должен осознавать, что не всякая информация хранится в форме знаний и нужна для дальнейшего использования. Как сказал Джон Нейзбитт «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний».
Литература:
1.Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б и др. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 70с
2.Маркова В. И. Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения математике – Киров: КИПК и ПРО, 2009. – 68с
3. Мордкович А.Г, Мишустина Т.Н, Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2006. – 71с
4.Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 8с
5. Пахутина Г.М. Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики https://infourok.ru
6.ПопкоТ.П.Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики https://moluch.ru