Публикация «Формирование метапредметных результатов через интегрированные уроки»

6
0
Материал опубликован 4 July 2022 в группе

Эккардт Галина Анатольевна,

учитель истории и обществознания МАОУ "СОШ №2"

г.Заводоуковск

Тема: «Формирование метапредметных результатов через интегрированные уроки».


Современное общество характеризуется как информационное. Одним из важных признаков является производство информации, знаний. Как современному человеку научиться отбирать то, что пригодиться в жизни? Другими словами необходимо уметь «сортировать» на нужное и второстепенное. В решении данного вопроса важная роль отводиться системе образования. Именно в школе происходит формирование тех умений, которые помогут каждому умело использовать полученные навыки при работе с текстами, критически относится к происходящим событиям, умение работать в команде.

Быстротечно меняется мир и вместе с ним система образования. Поэтому неслучайно в настоящее время в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Образование». Проект состоит из нескольких проектов. Одним из них является проект «Современная школа». Целью данного федерального проекта является: внедрение к 2024 во всех образовательных организациях на уровнях основного общего и среднего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение учащимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Для реализации данной цели создаются условия: применяются механизмы сетевых форм; применяются современные технологии обучения и другое. Результатом реализации данного проекта должно стать: предоставление каждому ребенку право выбора и формирования своей образовательной траектории развития; консолидация возможностей смежных участников образовательного процесса, обладающих необходимыми ресурсами; внедрение системы зачета результатов освоения соответствующих модулей у различных участников образовательного процесса. Все эти подходы находят отражение в различных нормативных документах, в том числе президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно подчёркивал в своих выступлениях о необходимости изменений в системе образования. В своём ежегодном обращении к Федеральному Собрании он отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире».

Опыт работы в школе показал, что для достижения поставленных задач необходимо формировать у учащихся метапредметные компетенции. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения, как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах метапредметные компетентности тесно связаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

стратегические;

исследовательские;

проектировочные;

сценирующие;

моделирующие;

конструирующие;

прогнозирующие.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому важным аспектом формирования метапредметых результатов являются межпредметные связи. Уроки истории тесно связаны с уроками обществознания, литературы, географии и если глубоко поразмышлять, то можно найти связь и с другими предметами.

Для формирования метапредметных компетенций в системе образования используются различные технологии, приёмы. К таким можно отнести проектную деятельность, критическое мышление, проблемное обучение, игровые технологии. Наиболее эффективным в данном случае я вижу использование интегрированных уроков. Что такое интегрированный урок? Для себя я взяло такое определение: Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Когда встал вопрос о проведении таких уроков в образовательном процессе, столкнулись с рядом проблем. Одной из них является разрозненность программного материала, который можно совместить для интеграции, в том или ином классе. Например, в 10 классе на уроках литературы творчество Пушкина изучается намного раньше темы «Декабристы» на уроках истории (при концентрической системе история XIX века изучалась в 10 классе). Для проведения интегрированного урока по теме «Декабристы. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина» возникла необходимость изменить планирование по литературе. Переносить уроки по истории нет возможности, т.к учебный материал строится на причинно-следственных связях. Но результат таких уроков оправдывает вносимые коррективы в планировании. Именно такой урок позволил проявить интерес, как к истории, так и к творчеству А.С.Пушкина, позволил по другому осмыслить события декабря 1825 г.

Чем больше изучаешь методические материалы об организации интегрированных урок, тем больше убеждаешься, что именно такие уроки отвечают современным требованиям образования.

Опыт педагогов и свой собственный привёл к таким выводам:

- учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний;

- по-новому осмысливаются события;

- есть возможность для синтеза знаний;

- формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую;

- стимулируется аналитическая деятельность учащихся.

Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки к нему, продумывание каждого этапа.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Ещё одна проблема при организации интегрированных уроков – где вести записи, в тетради по какому предмету? Что сделать, чтобы у учеников сформировалось целостное представление об изучаемом событии? Выход найден. Для интегрированных уроков разрабатываю специальные рабочие тетради. В рабочих тетрадях аккумулируется вся информация, которая изучается в ходе конкретного урока. В своей практике интегрирую предметы история и обществознание, история и право, история и литература. Были проведены уроки:

- Изменения в политической системе России. Начало российского парламентаризма. 9 класс.

- Современники о революции 1917 г. 11 класс.

- Роль политических лидеров в истории.11 класс.

- Социальная структура российского общества в начале XIX в. 8 класс.

- Государственная система управления при Александре I. 10 класс.

К каждому уроку были разработаны специальные рабочие тетради (Приложение №1).

Одним из важных условий успешности интегрированных уроков является формулировка темы урока. В данном случае эффективно использовать элементы критического мышления. Ученикам предлагается иллюстративный ряд, видеоролик, который поможет подобрать ключевые слова и выйти на формулировку темы. Например, на уроке «Современники о революции 1917 г.» ученикам был предложен видеоролик с исполнением песни «Варшавянка». Данный приём позволил определить ключевое событие – революция 1917 года. На уроке «Социальная структура российского общества в начале XIX в.» ученикам был предложен иллюстративный ряд из представителей разных сословий и изображение молекулярной структуры. Так как понятие «структура» постоянно рассматривается на уроках обществознания, то ученикам оказалось не сложно сформулировать тему урока. Использование приёма «мозговой штурм» позволяет сконцентрировать внимание, вызвать интерес к уроку, дать эмоциональный настрой на урок.

Большим преимуществом в использовании рабочих тетрадей в том, что в неё можно внести различный дополнительный материал, высказывания различных людей, интересные факты. Если урок интегрируется с литературой, то размещаются литературные произведения, которые позволят глубже понять изучаемые вопросы. На уроке «Роль политических лидеров» ученики познакомились с документом «Письмо к XII съезду (продиктовано В. И. Лениным 23–26 декабря 1922 г.)», который отсутствует в учебнике. Именно после изучения данного документа, ребята смогли быстро сформулировать причины внутрипартийной борьбы в 20-ые годы. Размещение дополнительных материалов позволяет экономить время на уроке, снижается нагрузка на учеников и если это интересные факты, то и формировать интерес к предметам.

Умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, переносить информацию из одного формата в другой – это один из результатов деятельностного подхода. Как его использовать на интегрированных уроках? Опыт работы показал, что одним из эффективных приёмов, является составление схем. Составление схем позволяет ученикам на уроках быстро выделять главную информацию, развивать логическое мышление. Чаще всего на своих уроках использую логические и структурные схемы. На уроке «Государственная система управления при Александре I» ученики составляли структурные схемы. Первая схема «Политическая система» – при работе с учебником права, вторая «Система управления при Александре I – при работе с учебником истории. В рабочих тетрадях ученикам предложен скелет схемы, а они заполняют его содержание. Использование такого приёма снова позволяет экономить время на уроке, быстрее запоминать информацию, развивать логическое мышление.

Ещё одним из преимуществ рабочих тетрадей заключается в том, что в ней и выполняется домашнее задание. Оно тоже носит интегрированный характер: написать сочинение (используется как на литературе, так и на обществознании), заполнить таблицу, схему (один из приёмов по формированию метапредметных результатов).

Интегрированные уроки требуют от учителя большой подготовки, поэтому они проходят не так часто, но после таких уроков ученики чувствуют себя комфортно, уверенно, заинтересованно, особенно им нравится работать в рабочих тетрадях и просят учителя провести ещё такой урок.

Анализируя свой опыт работы по проведению интегрированных уроков с использованием, разработанных рабочих тетрадей, я пришла к выводам:

Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:

способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

снимают перенапряжение, перегрузку;

интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;

интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;

формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда;

способствуют росту профессионального мастерства учителя, осуществления деятельностного подхода в обучении.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации