Интегрированный подход в преподавании «Обществознания» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Бурдина М.Г.
Интегрированный подход в преподавании «Обществознания» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся
Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства.
Большое значение в формировании гражданственности и патриотизма, формировании социальной ответственности и правовой культуры школьника имеет учебный предмет «Обществознание». Обществознание – интегрированный курс, включающий в себя основы многих гуманитарных наук, в том числе и права.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости воспитания гражданственности и патриотизма, любви к Отечеству, необходимости на выходе из школы обладать основами правовых, нравственных и моральных правил поведения в обществе.
Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста числа преступлений, совершенных подростками. Деятельность учителя права призвана формировать установки на уважение к закону, интерес к праву, осознание своего гражданского долга в правовой сфере.
Задачами отдельных уроков, содержащих правовые знания, может быть формирование собственно правовых знаний и знаний о способах деятельности в правовой сфере, отношения к праву как социальной ценности, организация усвоения навыков положительного правового поведения.
Известно, что дети, а особенно подростки, не принимают назидательные рассказы о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитание социальной ответственности, правовой культуры, толерантной личности, любви к Отечеству, готовности выполнять конституционные обязанности гражданина должно осуществляться другим способом, который не связан с принуждением.
Овладение базовыми знаниями по праву — обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.
Седьмой класс – время возрастания социальной активности школьника. Дети активно осваивают пространство, работают в разновозрастных группах, находятся в поиске своих интересов и предпочтений. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое. Дети этого возраста не воспринимают (даже отвергают) монотонную деятельность
В это время целесообразно:
-вводить в образовательный процесс крупные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность
-вести работу по активному освоению предметных и надпредметных компетентностей, целенаправленному развитию интеллектуального потенциала ребенка.
-обеспечить возможность пробы себя в самых различных видах и формах деятельности
-работать над удержанием обучающимися целей, планированием долгосрочной деятельности, умением осмысливать ее результаты и отслеживать «свое» в быстроменяющейся среде.
Правовое сознание и поведение подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, необходима интеграция различных знаний об обществе, включая правовые.
Одним из аспектов правового образования является успешная социализация школьников. Приобретённые предметные знания должны быть адекватны характеру и стилю поведения, взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д.
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития нашего государства. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, её духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе правового образования у учащихся должен сформироваться определённый гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.
Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий «справедливости», «равенства», «свободы», «достоинства», «прав человека» и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.
Такое понимание должно быть осознанным и основываться как на опыте, так и на чувствах. Поэтому немаловажной задачей является формирование у школьников рационального и эмоционального восприятия гражданско-правовых ситуаций. Такое образование позволяет ребёнку действовать в сложноорганизованных ситуациях, где сталкиваются разные позиции и мнения. Это обеспечивает формирование способности анализировать свои и чужие действия, искать формы их координации, быть терпимым к чужому мнению и отстаивать собственную позицию. Таким образом, происходит интенсивное формирование самосознания через принятие ответственной позиции, формируется критическое мышление, развивается устная речь. Последние компоненты, в свою очередь, составляют основу коммуникативных навыков.
В своей практике, я, как учитель истории, обществознания и права, использую приемы интеграции разных учебных курсов для достижения основных целей обществоведческого и правового образования.
Один из приемов моей работы – это проведение интегрированных уроков истории, обществознания и права, так как прошлое неразрывно связано с настоящим. Интегративные уроки, как правило, сопровождаются использованием метода проблемного изложения материала, с применением игровых технологий, групповых форм работы, информационных технологий, что позволяет достигать высоких результатов обучения, развивать познавательную активность школьников.
Система интегрированных уроков апробирована мной в рамках учебного предмета «Обществознание» в 7-х классах. Например, занятия, посвященные правовым документам «Права человека, права ребенка».
Игровые ситуации, исследование поставленных учебных проблем, на уроках права сочетаются с групповыми методами работы и заканчиваются дискуссией, целью которой является выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Метод проблемного обучения – прежде чем излагать учебную задачу ставится проблема, а затем, сравнивая различные точки зрения, различные подходы, учитель и обучающиеся находят решение проблемы.
Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности. Для погружения в историческую эпоху обучающиеся в группах исследуют исторические источники, в роли которых выступают правовые документы, законы, решения, принятые на заседаниях органов власти. С информационными технологиями тесно связан исследовательский метод обучения, в котором после анализа материала, постановки проблемы, обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, для ответа на поставленные перед ними вопросы, то есть выполняют действия поискового характера.
В результате учебные занятия завершаются выступлением групп и дискуссией, в ходе которой каждый участник образовательного процесса может высказать свое отношение к решаемой проблеме, предложить свое решение.
Интегративная цель изучения истории и обществознания состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом; социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Такая взаимосвязь уроков превращается в систему учебных занятий, направленных на формирование универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов обучения.
В качестве примера приведу систему учебных заданий для 7 класса общеобразовательной школы по истории, обществознанию и праву.
Урок «Права человека, права ребенка» (7 класс) был проведен в рамках открытого мероприятия на базе образовательной организации.
Задание 1. Обучающимся седьмых классов нужно поделиться по жребию на группы, в каждой группе необходимо распределить предложенные роли.
Целью этого задания является развитие личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, таких как умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Задание 2. Работа с текстами-отрывками из сказок, в которых, по мнению автора, нарушены права человека или права ребенка (см. Приложение 2).
Познавательные УУД:
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
- анализ предложенных ситуаций, сравнение и классификация ситуаций. В данном случае выделенные нарушения прав сравниваются с конкретными статьями Конвенции или декларации, классифицируются по видам (социальные, экономические и т.д.)
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из предложенного источника в формат резолюции).
Коммуникативные УУД:
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками (работа в группе).
-овладение этическими нормами и правилами ведения диалога.
Регулятивные УУД:
-умение сознательно организовывать свою деятельность (принимать и осознавать свою роль в группе для достижения общего результата).
Задание 3. Выступление группы
Коммуникативные УУД:
-овладение различными видами публичных выступлений (монологическое выступление представителя группы, дискуссия между группами).
Межпредметные связи данного урока с курсами «Обществознание» и «История».
На уроках истории в 7 классе в ходе изучения таких тем, как «Социально-экономические изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв.», «Изменения в социальной структуре общества в XVI-XVII вв.», «Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени» обучающиеся знакомятся с историей XVII века. XVII век – это время, когда меняется политическое устройство государств, проводятся реформы во многих областях жизни общества, начинает складываться системность правовых норм во многих государствах. Это время обмирщения мировоззрения человека, развития общественно-политической мысли и культуры.
На уроках обществознания в 7 классе в ходе изучения таких тем, как «Социальные ценности» «Социальные нормы», «Нормы и принципы морали», «Правовая культура личности», «Права ребёнка и возможности их защиты» обучающиеся знакомятся с тем, что такое общероссийская идентичность, гражданская ответственность, социальные нормы. Эти знания необходимы им для формирования умения решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений. Знакомятся с международными источниками права – Женевская Декларация прав ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребенка.
Главный вывод, который обучающиеся должны были сделать в результате данного занятия: все люди обладают равными правами и обязанностями вне зависимости от того, какая у них национальность, цвет кожи и как они выглядят. Толерантное отношение друг к другу – это выражение своей гражданско-правовой позиции.
8
Трефилова Раиса Поликарповна