12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр36
Россия, Кировская обл.
0

Интегрированный урок истории и географии «Господин Великий Новгород»



Интегрированный урок истории и географии «Господин Великий Новгород»

Шибанов Александр Владимирович, учитель истории и обществознания КОГОАУ Кировский физико-математический лицей г.Киров, Кировской области.

Урок истории в 6 классе.

Тема урока: «Господин Великий Новгород»

/data/files/l1478022581.ppt

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

Образовательная цель - способствовать формированию представлений об особенностях экономико-географического и политического строя Великого Новгорода

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления, применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения.

Воспитательная цель - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину

Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Основные методы - частично-поисковый и проблемный.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.

Средства обучения- тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник, текст с ошибками.

Структура и содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает на активную деятельность.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на активную работу.

2. Мотивация и целеполагание

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в один из древнейших городов России, Великий Новгород, который несколько лет назаад отметил свое 1150-летие(показываются слайды Кремля, храма Святой Софии).

Какое путешествие без карты?

Давайте посмотрим, где располагался этот необычный географический объект.

Вашему вниманию предлагается карта Великого Новгорода ХIIвека. Какие данные мы из нее можем извлечь?

А что вы уже знаете о Великом Новгороде из курса Истории России?

Только подумайте, в средние века Великий Новгород называли землей, а не княжеством, и даже очень почтенно- Господин Великий Новгород. Интересно, а вы сможете объяснить эти исторические парадоксы ?

Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?

Внимательно слушают учителя.

Отвечают, что город был разделен рекой Волхов на 2 части: Торговую и Софийскую. Кроме этого, город делился на 5 районов(концов) :Плотницкий, Словенский, Неревский, Людин и Загородский.

Отвечают, что Великий Новгород- один из центров Русского государства, торговый город, именно здесь правил легендарный Рюрик.

Отвечают, что данные названия отражают особенности экономико-географического положения, место Великого Новгорода во взаимоотношениях с соседями. Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

 

Отвечают, что целью урока будет всестороннее изучение Великого Новгорода, выявление его особенностей как одного из центров Руси.

3. Изучение нового материала. Работа в группах

Продолжим наше путешествие с изучения исторического источника(См.Приложение №1), прочитав который вы ответите на вопрос:

Какие особенности Великого Новгорода упомянуты в документе?

Интересные зарисовки Великого Новгорода встречаются в драме А.К.Толстого «Посадник».

Прочитайте отрывок из драмы и ответьте на вопросы

 

Фома Григорьевич

Ну да посадник обещает- и значит,

Оно и так. И Новгород за ним

Твердит: побьем, побьем низовых! Ну-тка!

Посмотрим, как побьете их!...

Про самого, сказать вам было вот что!

Свою-де он, Глеб, выгоду блюдет!

Догадлив, чай; он знает, что не правят

Долгов в войну…

Одной Святой Софии тысяч тридцать

Стоит должон

А с любскими купцами

И до ста наберется…

Известно, что летописи фиксировали важнейшие события из жизни княжеств. Тем интереснее следующее задание…

В отрывке из Лаврентьевской летописи встречаем следующие факты: «В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем»(свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»

Какое отношение этот отрывок имеет к истории Великого Новгорода

Продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить особенности политического устройства Великого Новгорода, прочитав материал учебника- с. 90-92.

Известно, что характерной чертой политического строя Великого Новгорода было вече. Послушаем известного историка В.О.Ключевского : «На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Решение составлялось на глаз, лучше сказать, на слух, скорее, по силе криков чем по большинству голосов». Сегодня историки опровергают эту точку зрения. Каким образом?

Внимательно слушают учителя.

Выполняют задание учителя, отвечают на вопросы.

Прочитав познавательное задание, отвечают на заданные вопросы в группах

«Низовые»-земли северо-восточной Руси

«Править долги»-требовать возвратить долг(во время войны это было делать запрещено)

«Любские купцы»- торговый союз Ганза

Жителей юга Древней Руси называли русинами, а севера- словенами. Обычай париться в бане пришел к нам в т.ч. из Древнего Новгорода

Прочитав текст учебника, отвечают, что Великий Новгород- это боярская республика, имевшая вечевые традиции. Должностными лицами были посадник, владыка, тысяцкий. Роль князя была минимальна.

Отвечают, что есть версия, согласно которой в вече принимали участие только богатые горожане Великого Новгорода.

4. Закрепление

В завершении урока вам предлагается выполнить задание «Текст с ошибками»

Великий Новгород (см.Приложение №4)

Выполняют задание, находят ошибки в тексте.

5. Домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание.

Придумайте и нарисуйте герб Великого Новгорода периода феодальной раздробленности

Параграф учебника 11, с.89-92. ? 5-6

Сравните политическое и экономико-географическое Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси.

Записывают домашнее задание.

Приложения

Документ

Приложение №1.

Новгородская земля была до крайности бедна земледельческими произведениями. Благосостояние Новгорода опиралось на торговлю и ремесла. Поэтому для Новгорода было насущной потребностью находиться в добрых отношениях с Северо-Восточной Русью, откуда он мог получать хлеб для собственного продовольствия и разные сырые произведения, служившие предметом вывоза за границу(торговля шла с немецкими и датскими купцами, Византией и странами Востока): пушнина, мед, воск. Всякая вражда Новгорода с князьями Владимиро-Суздальской земли отзывалось пагубно на хозяйстве Новгорода и его торговых интересах; поэтому-то в Новгороде были всегда богатые и влиятельные люди, хотевшие, во что бы ни стало, находиться в ладах с этим краем.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Приложение №2

Драма А.К.Толстого «Посадник»(отрывок)

Фома Григорьевич

Ну да посадник обещает- и значит,

Оно и так. И Новгород за ним

Твердит: побьем, побьем низовых! Ну-тка!

Посмотрим, как побьете их!...

Про самого, сказать вам было вот что!

Свою-де он, Глеб, выгоду блюдет!

Догадлив, чай; он знает, что не правят

Долгов в войну…

Одной Святой Софии тысяч тридцать

Стоит должон

А с любскими купцами

И до ста наберется…

Приложение №3

Отрывок из Лаврентьевской летописи

«В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем»(свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»

Приложение №4. Текст с ошибками.

Центр Новгородской земли- Нижний Новгород- возник еще в Х веке до нашей эры и располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли торговые пути в немецкие земли, Данию, Китай. Территория Великого Новгорода по площади едва превосходила территорию Киевского княжества. Большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия. Поэтому, с его многочисленным населением не хватало своего хлеба, который привозили из Галицко-Волынского княжества. Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Политической особенностью Новгорода была президентская республика, где главным должностным лицом был князь.

Использованная литература:

Данилов А.А. История. 6 класс. Россия с древнейших времён до конца XVI века. Учебник. ФГОС-М, 2014 А.К.Толстой. Собрание сочинений в 5 томах. Том III. Упырь. Семья вурдалака. Встреча через триста лет. Дон Жуан. Посадник. Фантазия- М., Терра, 2001; Н.И.Костомаров. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятеле –М, Эксмо, 2009; Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л., 1950. — Ч. 1–2.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.