12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльвира36
1

Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе «Жаворонок»



Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе.

В.А. Жуковский «Жаворонок». М. Глинка «Жаворонок»


 

Цель: ознакомление с лирическим стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок», музыкальным произведением Ф. Глинки «Жаворонок»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения;

познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»;

работать над навыком выразительного чтения стихотворения

Коррекционно-развивающие:

обогащать активный словарный запас учащихся, путем ввода в него новых слов из стихотворения;

развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения, музыкальных произведений;

развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.

Коррекционно -воспитательные:

воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.

Оборудование: презентация; грамзапись романса Ф. Глинки «Жаворонок» (минусовка), «Весенняя песня» Мендельсона, грамзапись голоса жаворонка, ролик с картинами и чтением стихотворения «Жаворонок».

Ход урока

Орг. момент (рапорт)

Актуализация знаний. Звучит весенняя мелодия (любая). Ребята, угадайте с помощью музыкального произведения, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке? Почему в так решили?

Сейчас я вам задам загадку, отгадайте, пожалуйста, о каком времени года говорится в загадке:


 

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весна) слайд


 

Учитель литературы: действительно, речь пойдет о весне. Эмоц. настрой. Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Сегодня вас ждёт игра с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

Сегодня у нас урок необычный. Мы проведем его в форме игры. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку? ( 2 команды). Также урок наш будет не совсем обычен тем, что это одновременно и урок чтения, и урок музыки. Как вы думаете, имеют ли эти два предмета что-то общее?

(ответы учащихся)

Учитель музыки: Действительно, ребята, музыка и поэзия всегда живут рядом. И слово, и звук – способны выразить необъятный мир человеческих чувств, и находятся они в единстве, взаимно обогащаясь, и дополняя друг друга.

Учитель литературы: Как я вам уже сказала, что урок будет в форме игры, то давайте познакомимся с правилами игры.

Слайд с правилами игры.

2. Учитель литературы: Проверка домашнего задания. Начнем с проверки д/з. Фронтальный опрос.

Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня»).

Кто автор этой сказки? (Георгий Скребицкий).СЛАЙД

О каком времени года идет речь в сказке?

С кем ведет диалог Весна?

Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?

Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Слайд. Выполнить задание, вам поможет музыкальное произведение с таким же названием " Весенняя песня"

Уход Зимы.
Пение птиц.
Звенящая песнь жаворонка.
Хитрая Зима.
Оживление животных.

Проверка по слайду.

Поработали ребята, сейчас немного отдохнем. Проведем музыкальную физминутку. Приглашаю наших юных артистов с текстом слов для исполнения песни, которая называется «Весенняя песенка». А остальных ребят я приглашаю встать и подпевать, а на припеве выполнять движение «Пружинка». Физминутка с дуэтом.

Продолжим работу.

Отгадывание кроссворда. Я предлагаю вашему вниманию кроссворд, но он не совсем обычный. Вам дана сетка самого кроссворда, но нет никаких заданий. Ваша задача, вспомнить:

Какие птицы помогали Весне?

И записать их в том порядке, в каком они предлагали свою помощь. По карточке с кроссвордом работают 2 ученика. У них есть загадки с названием птиц. Их задача угадать и отгадки записать в кроссворд.

Проверка по слайду.

Смогли они ей помочь? Почему?

Чья песня помогла прогнать Зиму?

Ключевое слово в кроссворде выделено красным цветом, может кто-то догадается, какое следующее произведение мы будем изучать?

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский, более тонко понять стихотворение нам помогут музыкальные произведения. Но раз, ребята, мы с вами будем читать стихотворение, то какую же цель поставим перед собой? Слайд с темой и целью урока

4. Краткая справка о писателе. Слайд.

- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 234 года тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 166 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

5. Знакомство с новым материалом (работа в парах с приметами весны, заполняя на листочках)

а) вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка.

В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением как весну. Ребята, а вы ждете весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, теплой одежды. Все мы ждем первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и теплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьев. Раздать листочки по парам. Необходимо убрать лишние приметы. Проверка по слайду. (Показ картин и иллюстраций, беседа по ним).

Вернемся к теме нашего урока. Кто помнит, какая тема урока? Кто знает, как выглядит жаворонок?

- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка) слайд

б) Первичное прочтение стихотворения (ролик с прочтением и картинами природы), нацеливание: какую картину можно нарисовать к произведению? Также проведем беседу по стихотворению.

Проверка восприятия.

О каком времени года идет речь в стихотворении?

Кто принес песню о весне?

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?

Учитель музыки: Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс).

Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение М. Глинки, которое тоже называется «Жаворонок». Слайд с портретом М. Глинки. Прошу вас послушать очень внимательно произведение, так как после прослушивания проведем небольшую беседу.

- Какие звуки весны вы услышали?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?

Учитель литературы: Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями

Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более двухсот лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.

Слова и словосочетания находятся на слайдах, в них поставлено ударение.

Долина

Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Кто был ближе всего к правильному ответу? Посмотрите, как пишется это слово, как можно его проверить?

В лазури

Какого цвета бывает небо весной?

Посмотрим в толковом словаре объяснение этого слова.

Лазурный – светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово лазурь на слово из толкового словаря. Что получилось? (светло-синее небо). Сравним эти два словосочетания – лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему?

Лес зардел

Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?

Зардел, это значит, что лес еще не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.

Пар белеет тонкий

Как вы думаете, от чего возникает пар?

Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.

Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий.

Перед изучением стихотворения давайте подготовим наши глаза. Проведем физминутку. Я внимательно смотрю за вами и та команда, которая дружно подпевает и следит за двигающимися фигурками, получает жетон.

г) Физминутка («Надо в дорогу скорей торопиться» - детская песенка. Ребята подпевают, получают жетон)

Глаза подготовили для чтения, давайте вспомним и хором прочитаем правила выразительного чтения.

Для работы на уроке нужно подготовить наш язык (проговаривание скороговорки). Для чего проводим это упражнение? Что отрабатываем? (закрыть экран)

V. Вторичное чтение (самостоятельное) – 2 раза.

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова. Разбор слов, если есть.

VI. Чтение вслух по строке - эстафета. Сначала читают сильные ученики по одному из той и другой команды. Далее кто не читал, читают по одной строке, передавая эстафету.

VII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, как «диктор» - 3 раза.

VIII. Выразительное чтение от команды по 1 человеку.

IX. Итог урока. Слайд

1. - Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

X. Дом. задание. Слайд

Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.

XI. Рефлексия (закончи предложение) Слайд


Презентация к уроку "Жаворонок"
PPTX / 18.01 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.