Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе «Жаворонок»
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе.
В.А. Жуковский «Жаворонок». М. Глинка «Жаворонок»
Цель: ознакомление с лирическим стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок», музыкальным произведением Ф. Глинки «Жаворонок»
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения;
познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»;
работать над навыком выразительного чтения стихотворения
Коррекционно-развивающие:
обогащать активный словарный запас учащихся, путем ввода в него новых слов из стихотворения;
развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения, музыкальных произведений;
развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.
Коррекционно -воспитательные:
воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.
Оборудование: презентация; грамзапись романса Ф. Глинки «Жаворонок» (минусовка), «Весенняя песня» Мендельсона, грамзапись голоса жаворонка, ролик с картинами и чтением стихотворения «Жаворонок».
Ход урока
Орг. момент (рапорт)
Актуализация знаний. Звучит весенняя мелодия (любая). Ребята, угадайте с помощью музыкального произведения, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке? Почему в так решили?
Сейчас я вам задам загадку, отгадайте, пожалуйста, о каком времени года говорится в загадке:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна) слайд
Учитель литературы: действительно, речь пойдет о весне. Эмоц. настрой. Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Сегодня вас ждёт игра с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.
Сегодня у нас урок необычный. Мы проведем его в форме игры. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку? ( 2 команды). Также урок наш будет не совсем обычен тем, что это одновременно и урок чтения, и урок музыки. Как вы думаете, имеют ли эти два предмета что-то общее?
(ответы учащихся)
Учитель музыки: Действительно, ребята, музыка и поэзия всегда живут рядом. И слово, и звук – способны выразить необъятный мир человеческих чувств, и находятся они в единстве, взаимно обогащаясь, и дополняя друг друга.
Учитель литературы: Как я вам уже сказала, что урок будет в форме игры, то давайте познакомимся с правилами игры.
Слайд с правилами игры.
2. Учитель литературы: Проверка домашнего задания. Начнем с проверки д/з. Фронтальный опрос.
Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня»).
Кто автор этой сказки? (Георгий Скребицкий).СЛАЙД
О каком времени года идет речь в сказке?
С кем ведет диалог Весна?
Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?
Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Слайд. Выполнить задание, вам поможет музыкальное произведение с таким же названием " Весенняя песня"
Уход Зимы. Проверка по слайду. Поработали ребята, сейчас немного отдохнем. Проведем музыкальную физминутку. Приглашаю наших юных артистов с текстом слов для исполнения песни, которая называется «Весенняя песенка». А остальных ребят я приглашаю встать и подпевать, а на припеве выполнять движение «Пружинка». Физминутка с дуэтом. Продолжим работу. Отгадывание кроссворда. Я предлагаю вашему вниманию кроссворд, но он не совсем обычный. Вам дана сетка самого кроссворда, но нет никаких заданий. Ваша задача, вспомнить: |
Какие птицы помогали Весне?
И записать их в том порядке, в каком они предлагали свою помощь. По карточке с кроссвордом работают 2 ученика. У них есть загадки с названием птиц. Их задача угадать и отгадки записать в кроссворд.
Проверка по слайду.
Смогли они ей помочь? Почему?
Чья песня помогла прогнать Зиму?
Ключевое слово в кроссворде выделено красным цветом, может кто-то догадается, какое следующее произведение мы будем изучать?
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский, более тонко понять стихотворение нам помогут музыкальные произведения. Но раз, ребята, мы с вами будем читать стихотворение, то какую же цель поставим перед собой? Слайд с темой и целью урока
4. Краткая справка о писателе. Слайд.
- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 234 года тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.
Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 166 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.
5. Знакомство с новым материалом (работа в парах с приметами весны, заполняя на листочках)
а) вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка.
В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением как весну. Ребята, а вы ждете весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, теплой одежды. Все мы ждем первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и теплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьев. Раздать листочки по парам. Необходимо убрать лишние приметы. Проверка по слайду. (Показ картин и иллюстраций, беседа по ним).
Вернемся к теме нашего урока. Кто помнит, какая тема урока? Кто знает, как выглядит жаворонок?
- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка) слайд
б) Первичное прочтение стихотворения (ролик с прочтением и картинами природы), нацеливание: какую картину можно нарисовать к произведению? Также проведем беседу по стихотворению.
Проверка восприятия.
О каком времени года идет речь в стихотворении?
Кто принес песню о весне?
Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
Учитель музыки: Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс).
Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение М. Глинки, которое тоже называется «Жаворонок». Слайд с портретом М. Глинки. Прошу вас послушать очень внимательно произведение, так как после прослушивания проведем небольшую беседу.
- Какие звуки весны вы услышали?
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?
Учитель литературы: Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями
Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более двухсот лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.
Слова и словосочетания находятся на слайдах, в них поставлено ударение.
Долина
Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Кто был ближе всего к правильному ответу? Посмотрите, как пишется это слово, как можно его проверить?
В лазури
Какого цвета бывает небо весной?
Посмотрим в толковом словаре объяснение этого слова.
Лазурный – светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово лазурь на слово из толкового словаря. Что получилось? (светло-синее небо). Сравним эти два словосочетания – лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему?
Лес зардел
Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?
Зардел, это значит, что лес еще не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.
Пар белеет тонкий
Как вы думаете, от чего возникает пар?
Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.
Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий.
Перед изучением стихотворения давайте подготовим наши глаза. Проведем физминутку. Я внимательно смотрю за вами и та команда, которая дружно подпевает и следит за двигающимися фигурками, получает жетон.
г) Физминутка («Надо в дорогу скорей торопиться» - детская песенка. Ребята подпевают, получают жетон)
Глаза подготовили для чтения, давайте вспомним и хором прочитаем правила выразительного чтения.
Для работы на уроке нужно подготовить наш язык (проговаривание скороговорки). Для чего проводим это упражнение? Что отрабатываем? (закрыть экран)
V. Вторичное чтение (самостоятельное) – 2 раза.
- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова. Разбор слов, если есть.
VI. Чтение вслух по строке - эстафета. Сначала читают сильные ученики по одному из той и другой команды. Далее кто не читал, читают по одной строке, передавая эстафету.
VII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, как «диктор» - 3 раза.
VIII. Выразительное чтение от команды по 1 человеку.
IX. Итог урока. Слайд
1. - Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?
- Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
X. Дом. задание. Слайд
Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.
XI. Рефлексия (закончи предложение) Слайд