Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе «Жаворонок»

1
0
Материал опубликован 13 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе.

В.А. Жуковский «Жаворонок». М. Глинка «Жаворонок»


 

Цель: ознакомление с лирическим стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок», музыкальным произведением Ф. Глинки «Жаворонок»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

уточнить и расширить знания и представления детей о признаках весны, опираясь на изучаемые произведения;

познакомить учащихся со стихотворением В. А. Жуковского «Жаворонок»;

работать над навыком выразительного чтения стихотворения

Коррекционно-развивающие:

обогащать активный словарный запас учащихся, путем ввода в него новых слов из стихотворения;

развивать слуховое внимание учащихся при прослушивании стихотворения, музыкальных произведений;

развивать воображение при словесном описании картин природы, представленных в стихотворении.

Коррекционно -воспитательные:

воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного; чувство радостного ожидания прихода весны.

Оборудование: презентация; грамзапись романса Ф. Глинки «Жаворонок» (минусовка), «Весенняя песня» Мендельсона, грамзапись голоса жаворонка, ролик с картинами и чтением стихотворения «Жаворонок».

Ход урока

Орг. момент (рапорт)

Актуализация знаний. Звучит весенняя мелодия (любая). Ребята, угадайте с помощью музыкального произведения, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке? Почему в так решили?

Сейчас я вам задам загадку, отгадайте, пожалуйста, о каком времени года говорится в загадке:


 

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Весна) слайд


 

Учитель литературы: действительно, речь пойдет о весне. Эмоц. настрой. Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? Сегодня вас ждёт игра с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

Сегодня у нас урок необычный. Мы проведем его в форме игры. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку? ( 2 команды). Также урок наш будет не совсем обычен тем, что это одновременно и урок чтения, и урок музыки. Как вы думаете, имеют ли эти два предмета что-то общее?

(ответы учащихся)

Учитель музыки: Действительно, ребята, музыка и поэзия всегда живут рядом. И слово, и звук – способны выразить необъятный мир человеческих чувств, и находятся они в единстве, взаимно обогащаясь, и дополняя друг друга.

Учитель литературы: Как я вам уже сказала, что урок будет в форме игры, то давайте познакомимся с правилами игры.

Слайд с правилами игры.

2. Учитель литературы: Проверка домашнего задания. Начнем с проверки д/з. Фронтальный опрос.

Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Весенняя песня»).

Кто автор этой сказки? (Георгий Скребицкий).СЛАЙД

О каком времени года идет речь в сказке?

С кем ведет диалог Весна?

Почему это произведение назвали сказкой, что в нем сказочного?

Вспомним, как развивались события в сказке. Расставьте пункты плана правильно. Слайд. Выполнить задание, вам поможет музыкальное произведение с таким же названием " Весенняя песня"

Уход Зимы.
Пение птиц.
Звенящая песнь жаворонка.
Хитрая Зима.
Оживление животных.

Проверка по слайду.

Поработали ребята, сейчас немного отдохнем. Проведем музыкальную физминутку. Приглашаю наших юных артистов с текстом слов для исполнения песни, которая называется «Весенняя песенка». А остальных ребят я приглашаю встать и подпевать, а на припеве выполнять движение «Пружинка». Физминутка с дуэтом.

Продолжим работу.

Отгадывание кроссворда. Я предлагаю вашему вниманию кроссворд, но он не совсем обычный. Вам дана сетка самого кроссворда, но нет никаких заданий. Ваша задача, вспомнить:

Какие птицы помогали Весне?

И записать их в том порядке, в каком они предлагали свою помощь. По карточке с кроссвордом работают 2 ученика. У них есть загадки с названием птиц. Их задача угадать и отгадки записать в кроссворд.

Проверка по слайду.

Смогли они ей помочь? Почему?

Чья песня помогла прогнать Зиму?

Ключевое слово в кроссворде выделено красным цветом, может кто-то догадается, какое следующее произведение мы будем изучать?

3. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение «Жаворонок» и узнаем, как описывает это время года В. Жуковский, более тонко понять стихотворение нам помогут музыкальные произведения. Но раз, ребята, мы с вами будем читать стихотворение, то какую же цель поставим перед собой? Слайд с темой и целью урока

4. Краткая справка о писателе. Слайд.

- Василий Андреевич Жуковский – известный русский поэт-лирик, поэт-сказочник. Он родился в 1783 году, 234 года тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи.

Жуковского, также как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 166 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

5. Знакомство с новым материалом (работа в парах с приметами весны, заполняя на листочках)

а) вступительная беседа учителя, подключение к беседе учащихся, показ иллюстраций и картин с изображением ранней весны, жаворонка.

В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением как весну. Ребята, а вы ждете весну? Почему? Все мы устали от снега, зимнего холода, теплой одежды. Все мы ждем первых признаков появления весны. Вспомним, какие это признаки: звон первой капели, более яркие и теплые лучи солнца, первые проталины, звонкое чириканье воробьев. Раздать листочки по парам. Необходимо убрать лишние приметы. Проверка по слайду. (Показ картин и иллюстраций, беседа по ним).

Вернемся к теме нашего урока. Кто помнит, какая тема урока? Кто знает, как выглядит жаворонок?

- Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели. (Слушанье голоса жаворонка) слайд

б) Первичное прочтение стихотворения (ролик с прочтением и картинами природы), нацеливание: какую картину можно нарисовать к произведению? Также проведем беседу по стихотворению.

Проверка восприятия.

О каком времени года идет речь в стихотворении?

Кто принес песню о весне?

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?

Учитель музыки: Прослушивание романса М. Глинки «Жаворонок» (беседа о настроении и чувствах, которые вызывает этот романс).

Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение М. Глинки, которое тоже называется «Жаворонок». Слайд с портретом М. Глинки. Прошу вас послушать очень внимательно произведение, так как после прослушивания проведем небольшую беседу.

- Какие звуки весны вы услышали?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Почему?

Учитель литературы: Работа над трудночитаемыми и сложными для понимания словами и словосочетаниями

Прежде чем вы будете читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания из него. Автор стихотворения жил более двухсот лет назад и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас, поэтому не всё нам может быть понятно.

Слова и словосочетания находятся на слайдах, в них поставлено ударение.

Долина

Как вы думаете, что такое долина? Почитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Кто был ближе всего к правильному ответу? Посмотрите, как пишется это слово, как можно его проверить?

В лазури

Какого цвета бывает небо весной?

Посмотрим в толковом словаре объяснение этого слова.

Лазурный – светло-синий. Автор говорит о лазурном небе. Замените слово лазурь на слово из толкового словаря. Что получилось? (светло-синее небо). Сравним эти два словосочетания – лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему?

Лес зардел

Кто-нибудь из вас видел восход солнца? Какого цвета оно бывает, когда всходит?

Зардел, это значит, что лес еще не одетый в зелень листвы, окрашен в красный цвет от лучей восходящего солнца.

Пар белеет тонкий

Как вы думаете, от чего возникает пар?

Когда лучи солнца пригревают влажную землю, то вода испаряется и появляется пар или туман.

Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его взять руками? Поэтому и говорят – белый, тонкий.

Перед изучением стихотворения давайте подготовим наши глаза. Проведем физминутку. Я внимательно смотрю за вами и та команда, которая дружно подпевает и следит за двигающимися фигурками, получает жетон.

г) Физминутка («Надо в дорогу скорей торопиться» - детская песенка. Ребята подпевают, получают жетон)

Глаза подготовили для чтения, давайте вспомним и хором прочитаем правила выразительного чтения.

Для работы на уроке нужно подготовить наш язык (проговаривание скороговорки). Для чего проводим это упражнение? Что отрабатываем? (закрыть экран)

V. Вторичное чтение (самостоятельное) – 2 раза.

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните незнакомые слова. Разбор слов, если есть.

VI. Чтение вслух по строке - эстафета. Сначала читают сильные ученики по одному из той и другой команды. Далее кто не читал, читают по одной строке, передавая эстафету.

VII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, как «диктор» - 3 раза.

VIII. Выразительное чтение от команды по 1 человеку.

IX. Итог урока. Слайд

1. - Как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

X. Дом. задание. Слайд

Стр. 158 выучить стихотворение наизусть.

XI. Рефлексия (закончи предложение) Слайд


Презентация к уроку "Жаворонок"
PPTX / 18.01 Мб

Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок чтения и музыки в 6 классе

Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна)

Правила игры Внимательно слушай (не выкрикивай) - и всё услышишь. Знаешь ответ – руку поднимешь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь, правильный ответ сразу найдешь.

План сказки Уход Зимы. Пение птиц. Звенящая песня жаворонка. Хитрая Зима. Оживление животных.

План сказки 1. Хитрая Зима. 2. Оживление животных. 3. Пение птиц. 4.Звенящая песня жаворонка. 5. Уход Зимы.

2 4 5 3 6 с т и н и ц а о о б е й к о н о р о в ж р е в с я к а в о т я д л е т е 1

Тема: В. Жуковский «Жаворонок». Цель: Учиться выразительно читать стихотворение (как «диктор»).  

Василий Андреевич Жуковский – известный  русский поэт. Он родился в 1783 году, 234 года тому назад. Это человек, который всей душой любил русские сказки и предания. В возрасте 14 лет поступил в московский благородный университетский пансион и обучался там 4 года. Там же и написал свои первые стихи. Жуковского, также как и любого из нас, весна не могла оставить равнодушным. Уже 166 лет с удовольствием читают дети и взрослые весеннее стихотворение «Жаворонок», написанное Жуковским в 1851 году, за год до своей смерти.

приметы весны яркое солнце прилет птиц капель холод мороз вьюга таяние снега день становится длиннее день становится короче  

яркое солнце прилет птиц / капель таяние снега день становится длиннее

/ Жаворонок – это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко-высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты звучат его нежные, переливчатые трели.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Словарная работа: Долина Удлинённая впадина (вдоль речного русла, среди гор)

/ ЛАЗУРЬ – светло – синий цвет неба.   / ЗАРДЕТЬ - начать рдеть, стать ярко – красным, вспыхнуть ярко – красным цветом  

Пар белеет тонкий

Правила выразительного чтения. 1.Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины. 2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания. 3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. 4. Отрывайте глаза от текста.

Собирала Маргаритка маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.

Как называется  стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? Кто его написал? Понравилось ли вам это стихотворение? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

Домашнее задание.   Стр. 158- выучить стихотворение наизусть.  

1. Сегодня я узнал … . 2. У меня получилось … . 3. Было интересно …. 4. Теперь я умею … .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.