Урок биологии «Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в желудке» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в желудке
Размягченная и обработанная ферментами слюны пища из ротовой полости по пищеводу передвигается в желудок . Пищевод, благодаря мышечному строению своих стенок участвует в продвижении пищевого кома, которое облегчается еще за счет слизи, вырабатываемой железами слизистой оболочки пищевода.
Познакомимся с функциональными особенностями желудка. Желудок располагается в брюшной полости, имеет серпообразную форму. При соединении пищевода с желудком имеется кардиальная складка, которая препятствует попаданию в пищевод содержимого желудка. Выпуклую часть желудка называют куполом или сводом , затем идет тело желудок, и, сужаясь, оно переходит в привратниковый отдел , который на границе с двенадцатиперстной кишкой заканчивается сфинктером — мышечным кольцом шириной около 2 см, регулирующим передвижение пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. Снаружи желудок покрыт брюшиной, которая образует многочисленные связки. Сама мышечная стенка желудка состоит из продольных, косых и круговых мышц, благодаря сокращению которых пищевой ком перемещается в желудке. Ведь желудку приходится часть пищи хранить, одновременно другую часть перерабатывать, а третью — проталкивать в кишечник.
Желудок
Сразу после поступления пищи в желудок он при помощи косых мышц как бы уменьшается и охватывает пищевые массы. Затем начинает их перемешивать, чтобы кислый желудочный сок равномерно пропитал пищевой комок. По мере переработки пищи перистальтические волны (сокращение мышц) проталкивают пищевую массу к выходу из желудка, где открывается сфинктер и небольшая порция пищевой массы переходит в двенадцатиперстную кишку, а остальная отбрасывается обратно и снова перемешивается. Внутреннюю полость желудка выстилает слизистая оболочка . В ее толще имеется тонкая мышечная прослойка, собирающая оболочку в складки. На поверхности слизистой оболочки находятся возвышения желудочные поля размером от 1 до 16 мм, которые представляют маленькие холмики с ямками, куда открываются протоки желудочных желез. Многочисленные железы желудка вырабатывают желудочный сок довольно сложного состава, в который входит
фермент пепсин, переваривающий белки, и соляная кислота. Причём его количество и качество зависят от характера пищи. Регулирует деятельность желудка и его секреторную функцию нервная система, главным образом через блуждающий нерв. Он стимулирует функцию желез, и они начинают вырабатывать аппетитный или
запальный желудочный сок, как только пища попадает в ротовую
полость. Поэтому важно соблюдать режим приема пищи, так как
при его нарушении запальный сок вызывает раздражение слизистой оболочки желудка, а это предрасполагает к развитию гастрита
и язвенной болезни.
Одним из распространенных заболеваний желудка является гастрит (от греч. гастер — желудок). Он возникает при воспалении слизистой оболочки желудка. Причины .возникновения заболевания — нарушения в пищевом режиме, переедание, употребление алкоголя, попадание в пищу недоброкачественных продуктов, вызывающих расстройство желудка. Помимо внешних причин возникновению гастрита могут способствовать и внутренние причины: к ним относятся самоотравление организма при заболевании печени, почек, а также нарушение обмена веществ (диабет, подагра), воздействие на желудок микробов и продуктов их жизнедеятельности (токсинов). Следует особо отметить значение невнимательного отношения к акту , пережевывания пищи: поспешная- еда, недостаточное разжевывание пищи, проглатывание больших кусков, употребление очень горячей или очень холодной пищи - все это может вызвать заболевание гастритом.
Гастрит
Проявление заболевания связано с появлением болевых ощущений в подложечной области, отрыжки, тошноты, понижением аппетита. Характер протекания заболевания зависит от секреции и кислотности желудочного сока. Так, для гастрита с повышенной кислотностью желудочного сока характерно: возникновение болей после еды, изжога, запоры и т. д. При гастрите с пониженной кислотностью характерны отрыжка тухлым яйцом, тошнота, рвота слизью, вздутие живота, поносы. Лечение: щадящая диета, восстановление нормальной деятельности желудка, тепловые процедуры на живот (грелки, компрессы), приведение в порядок зубов, соблюдение режима дня, отказ от курения, алкоголя, наркотиков.
Более 150 лет ученые пытаются ответить на вопрос: отчего возникает язвенная болезнь? Установлено, что в желудке язвенная болезнь возникает реже, чем в кишечнике (примерно в 20% от всех случаев). Доказано, что заболевание возникает при приобретении желудочным , соком агрессивных свойств по отношению к слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки и ослаблении защитной функции самой слизистой оболочки. Изменение свойств желудочного сока связано с увеличением содержаний в нем соляной кислоты: Язвенную болезнь вызывают также факторы: Г— повышение активности гастрина (этот гормон вырабатывается в слизистой оболочке желудка и, поступая в кровь, стимулирует деятельность желудочного сока); 2 — активизация гистамина (вещества, которое содержится в различных тканях организма, в том числе и в слизистой оболочке желудка). Ученые установили, что гистамин играет определенную роль в секреции ■ слизи пищеварительных ферментов и соляной кислоты. Возникновению язвы желудка способствует забрасывание в желудок большого количества желчи из двенадцатиперстной кишки. А желчные кислоты повреждают защитный слизистый барьер его слизистой оболочки. Известно также, что возникновению язвенных болезней способствует нарушение функций желез внутренней секреции, так как их гормоны принимают участие в регуляции различных функций желудка и двенадцатиперстной кишки. «Пусковым механизмом» для возникновения заболеваний является сбой в режиме питания: еда всухомятку, в различное время суток. Когда нарушается режим питания, то желудочный сок начинает «переваривать» слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. В результате образуется язва. Бывает, что провоцирует появление язвы и нервно-психическое перенапряжение, эмоциональный стресс, курение, алкоголь, наркотики.
Язвенная болезнь
Проявляется язвенная болезнь сильными болевыми ощущениями, которые сопровождают тошнота, рвота, изжог а. Лечение - диета и строгий режим питания, а также прием препаратов, нейтрализующих действие соляной кислоты и снижающих спазмы желудка
Подумайте и ответьте. 1. Какие нарушения в функции желудка при-
водят к заболеваниям? 2. Какие факторы вызывают заболевание гастрит? 3. Каковы меры профилактики гастрита? 4. Каковы предпосылки
возникновения язвенных заболеваний? 5. Каковы меры профилактики
язвенных заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки? 6. Как
можно понизить уровень нитратных загрязнений в овощах и фруктах?
Объясните значение терминов: аппетитный или запальный желудочный сок, гастрит, язва желудка, гистамин, диета, режим -питания
Система пищеварения человека. Удивительно!
Хронический гастрит, язвенная б-нь желудка и 12-типерстной кишки.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html