Интегрированный урок физики и истории в 6 классе «Путешествие в мир открытий и изобретений»

3
0
Материал опубликован 2 November 2021



Интегрированный урок физики и истории в 6 классе «Путешествие в мир открытий и изобретений»

Цель урока:

повысить интерес к изучению физики и истории.

Задачи урока:

повторить и обобщить знания о важнейших открытиях и истории Древнего мира;

выполнить простые опыты, связанные с этими открытиями;

развивать творческие способности учащихся;

способствовать развитию речи, мышления, воображения.

Оборудование:

презентация

макет воздушного шара

жетоны

карта Древней Греции

карта Древнего Египта

карта Древнего Китая

воздушные шарики

манные крупинки

эбонитовые палочки

шерстяные лоскутки

рычаги

наборы грузов

компасы

магниты



Ход урока.

Учитель истории: Сегодня на уроке истории у нас присутствует учитель физики.

Учитель физики: Физику вы будете изучать в 7 классе, но с некоторыми понятиями физики вы встречались на уроках окружающего мира. Физика- это наука о природе, изучает законы природы и на их основе создает устройства, приспособления для нужд человека. Это, например компьютер, мобильные устройства и т.п.

Учитель истории: Как вы думаете - Как физика может быть связана с историей? (Законы, устройства придумывают люди, которые живут в свое время, в свою эпоху. Эти умения передаются из поколения в поколение. Это и есть история.)

Учитель физики: Вот мы сегодня и вспомним с одной стороны о некоторых таких изобретениях и изобретателях…

Учитель истории: …а с другой стороны поговорим о том, в какой стране и в каких условиях они были изобретены.

Учитель физики: А так же попробуем провести простые исследования, связанные с этими изобретениями.

Учитель истории: Наш урок называется «Путешествие в мир открытий и изобретений». И он пройдет в форме путешествия во времени и в пространстве.

Учитель физики: Мы отправимся в путешествие на воздушном шаре. Во время которого вы можете зарабатывать себе жетоны (за правильный ответ или правильное исследование). А в конце путешествия мы выявим самого крутого путешественника, и он получит приз. Пока воздушный шар находится в нашем классе. Куда же мы отправимся сначала?

Учитель истории: Вначале мы полетим в Древнюю Грецию в 6 век до н.э. Кто переместит наш воздушный шар в это место? (Ученики находят на карте Древнюю Грецию и один из них прикрепляет макет воздушного шара ).

На юге Европы находится Балканский полуостров, в южной части которого расположена горная страна Греция. Греки издавна слыли хорошими мореходами. Во время путешествий многому учились у народов соседних стран. Многие науки и сейчас носят греческие названия.

Учитель физики: Ученые Греции пытались не только описать природные явления, но и старались объяснить их, найти причины. Среди таких ученых был Фалес Милетский. Он заметил, что при натирании кусочка янтаря шерстью, янтарь притягивает к себе легкие предметы. Он считал, что внутри янтаря находится невидимая жидкость – флюид- заставляющая легкие предметы прилипать к янтарю. Это явление назвали электризацией. Исследуйте явление электризации. Догадайтесь, как используя воздушный шарик и шерстяной лоскуток заставить подпрыгнуть манные крупинки?

(Ученики натирают шарик и шерстяной лоскуток и наблюдают притяжение манных крупинок к шарику).

Вместо физкультминутки можно наэлектризовать шарик и прикрепить к стене. Кто это сделает первым, получает 3 жетона, вторым- 2, остальные по одному жетону.

Учитель истории: А немного позже, в 3 веке до н.э., в греческой колонии Сиракузы, родился другой великий ученый и изобретатель – Архимед.

Учитель физики: Может вам известны какие то изобретения Архимеда? Очень интересное открытие Архимеда – правило рычага. После открытия этого правила Архимед воскликнул: «Дайте мне точку опоры и я подниму Землю!» Это изобретение Архимеда использовали при строительстве различных сооружений даже после Архимеда.

Куда же дальше мы отправимся?

Учитель истории: Наверное, на родину самых древних изобретений – в Древний Египет. Вот вам и следующий вопрос. Кто на карте может показать, где эта страна? И переместит наш воздушный шар в Древний Египет.

(Ученики находят на карте Древний Египет и один из них прикрепляет макет воздушного шара ).

Для захоронения фараонов в Древнем Египте возводились гробницы в виде пирамид.

Учитель физики: У всех пирамид были гигантские размеры, пирамидальная форма, использовались камни при постройке.

Учитель истории: Кто знает названия пирамид? (Ученики рассказывают о пирамидах).

Учитель физики: Как предполагают ученые, при строительстве пирамид использовались приспособления, которые в физике называют простыми механизмами. Это клин, рыча, наклонная плоскость.

Исследуйте правило равновесия рычага. Перед вами рычаг и 6 грузов, кто первым уравновесит один груз с пятью грузами. (Ученики выполняют исследование) Вывод делают ученики: рычаг дает выигрыш в силе.

Учитель истории: Куда же дальше полетит наш воздушный шар?

Учитель физики: Ребята попробуйте сами догадаться. Для этого сначала отгадайте загадку.

Если ты идёшь в поход,

Переходишь речку вброд,

Влево и на косогор

Расширяешь кругозор

Ты возьми меня с собой

Я верну тебя домой

Знаю север, знаю юг

Не заблудишься, мой друг.

(Самуил Маршак)

Учитель истории: О каком приборе здесь идет речь? В какой стране его придумали?

Учитель физики: Правильно. Значит, мы сейчас отправляемся Китай. Кто переместит наш воздушный шар в это место? (Ученики находят на карте Древний Китай и один из них прикрепляет макет воздушного шара ).

Учитель истории: Человек начал путешествовать очень давно.

Большинство первых морских путешественников сбивалось с курса. Человек понял, что без специального прибора он обречен на долгие поиски верного пути. Так, был изобретен удивительное древнее изобретение компас для определения сторон горизонта. Предположительно впервые он был создан в Древнем Китае ещё в III веке до нашей эры. Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего круг.

Учитель физики: Китайцы знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита –указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями со знаками зодиака, раскручивали её, и она останавливалась.

Выпуклая часть ложки легко вращалась по пластине. Черенок всегда указывал на юг.

Учитель истории: В таком виде китайский компас в ХII в. заимствовали арабы.

ВХIV в. Итальянец ФлавиоДжойя усовершенствовал этот прибор. Он

надел магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это улучшило работу

компаса.К стрелке была прикреплена картушка (лёгкий круг), разбитая на 16

румбов

Спустя два столетия деление картушки составляло 32 румба. Уже к

XVIII веку компас становится довольно сложным прибором, указывающим не только направление, но и время.

В нашей стране наиболее распространен компас системы Андрианова

Учитель физики: Он состоит из 5 частей: корпус компаса, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.

Правильно работающий компас всегда синей стрелкой смотрит на север, красная же, соответственно, показывает точно противоположно —на юг.

Прежде чем использовать компас, его нужно проверить, положить его на

горизонтальную поверхность и дождаться, пока стрелка замрёт, показывая, где север. Затем к прибору нужно поднести любой металлический предмет. Под воздействием магнита стрелка отклонится в его сторону. Убираем из поля действия металл и наблюдаем за нашей стрелкой. Если наш компас исправный, то стрелочка непременно повернётся в исходное положение на север.

На ваших партах лежат компасы. Проверьте, пожалуйста, исправны ли ваши компасы. Для того приближайте к ним железный брусок, а затем убирайте.

Исследуйте, как взаимодействует компас с железным бруском и с деревянным бруском. Сделайте вывод. (Компас реагирует на железный брусок, а на деревянный нет).

Исследуйте, как взаимодействует компас и магнит. Вспомните, что у магнита есть северный и южные полюса. Сделайте вывод. (Одноименные полюса магнита отталкиваются, разноименные – притягиваются).

Учитель истории: Теперь мы садимся на наш воздушный шар и возвращаемся опять в наше время и в наш класс. Что нового вы узнали сегодня в ходе нашего путешествия.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…

Подводим итоги и награждаем победителей.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации