Интегрированный урок литературы и английского языка по темам «Герасим и барыня в рассказе И.С. Тургенева "Муму". The Past Progressive Tense (Прошедшее длительное время)»
Урок литература + английский язык в 5 классе
Тема по литературе: Герасим и барыня в рассказе И.С.Тургенева "Муму"
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;
расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока:
Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать художественный текст, высказывать своё мнение, оценивать поступки героев, делать выводы; развитие устной монологической речи, навыка анализа образа литературного героя, сравнения героев произведения; воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку.
Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, развитие личной ответственности за результаты своей деятельности, развитие доброжелательности.
Метапредметные: самостоятельное формулирование темы и цели урока, формирование умения осознавать значимость чтения, понимания цели чтения, формирование умения аргументировать свой ответ, умения договариваться, слушать и слышать других.
Тема по английскому: Прошедшее длительное время
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цель и задачи урока:
-Обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала;
-Закрепить образование вопросительной формы The Past Progressive Tense;
-Обобщить грамматический материал по теме (прошедшее длительное время);
-Развивать фонематический слух;
-Формировать навыки и умения межличностного общения;
-Воспитывать интерес к изучению иностранного языка.
Планируемые результаты:
-активно использовать в речи предложения с грамматическими конструкциями «The Past Progressive Tense»;
-понимать на слух текст, построенный на знакомом лексическом и грамматическом материале;
-делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала.
Ход урока:
Орг.момент
УЛ: Здравствуйте, ребята!
УА: Good afternoon children!
УЛ: Вы уже заметили, наверное, что у нас сегодня необычный урок ? Вести этот урок будут сразу два учителя по двум предметам – литература и английский язык. Поэтому работа у нас сегодня будет большая, но интересная. Я желаю вам всем хороших результатов на уроке, надеемся, что вы будете активными!
УА: Good luck!
Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
УЛ: Сегодня вы работаете в трех группах. (назначаем капитанов) У каждой команды есть маршрутные листы, в которые капитаны команд будут вносить ответы и выставлять в листы оценки каждого отметку за взаимоконтроль.
УА: Прежде чем перейдем к работе, давайте повторим правила работы в группе (1. Выслушивать каждого; 2. Не перебивать; 3. Соблюдать тишину; 4. Уважать соперников; 5. Принимать решение командой; 6. Оценивать друг друга честно).
УЛ: Откройте конверты по номером «1». Выполнение первого задания поможет определить темы сегодняшнего урока по литературе и английскому языку. Вам нужно сейчас быстро решить ребус и полученные ответы вписать в ваш маршрутный лист.
(время выполнения 2 минуты)
(учащиеся определяют темы урока: «Герасим и барыня», «Past Progressive»)
УА: Правильно, сегодня у нас снова тема «Past Progressive». Подумайте и скажите, какова цель нашего сегодняшнего урока? (повторить и закрепить правила образования прошедшего длительного времени)
УЛ: Тема по литературе, как вы правильно уже определили, «Герасим и барыня». Как вы думаете, что мы должны сегодня сделать, какую цель перед собой поставим? (проанализировать, каким был Герасим, какой была барыня, как проходила жизнь в доме барыни). Молодцы! И сегодня мы предлагаем вам для достижения этих целей поработать с текстами, вспомнить содержание рассказа «Муму». Не забудьте поставить в лист оценки отметку за самоконтроль, и капитаны – за взаимоконтроль каждому!
(цели по каждому предмету вывешиваются на доске)
Актуализация знаний
УЛ: Скажите, вам понравился рассказ «Муму»? (ответы детей) А почему, кстати, так странно называется рассказ? (в честь собаки Герасима, так как он был глухонемой и умел только мычать, то назвал ее так)Вспомните всех героев рассказа. (перечисляют) А кто из них вам больше понравился? (отвечают) Эти вопросы я задала неспроста, потому что сейчас вы получите второе задание. Откройте конверты под номером "2" и прочитайте задание (блиц-опрос) Сейчас я буду задавать каждой команде по очереди вопросы, а вы должны будете посовещаться в команде и быстро дать мне ответ.
При характеристике барыни в тексте есть такие слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». Как вы их понимаете?
Чем выделяется Герасим среди окружающих?
Почему автор называет Герасима самым замечательным лицом? Замечательный – это какой?
Кто такой был Капитон? Что это за человек?
Что придумала барыня по поводу Татьяны? Как это ее характеризует?
Как к задумке барыни отнесся Капитон, Гаврила?
Не забудьте поставить себе за самоконтроль от метку в лист оценки, а капитаны - еще за взаимоконтроль каждому!
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
УА: А мы переходим к следующему заданию. Прежде чем его выполнить, давайте вспомним, как образуется форма прошедшего длительного времени. (отвечают) А теперь откройте конверты «3», прочитайте задание (используя слова, которые вам даны, составьте 1 утвердительное, 1 отрицательное и 1 вопросительное предложения)
(время на работу – 3 минуты)
(зачитывают предложения, проверяют)
Не забудьте поставить себе за самоконтроль от метку в лист оценки, а капитаны - еще за взаимоконтроль каждому!
УЛ: А теперь откройте конверт №4 и прочитайте, что ждет нас дальше. (заполните кластеры в маршрутных листах, используя текст учебника)
(время на работу 5 минут)
1 группа+3 группа: Герасим: каморка, физическая сила, отношения с дворней, отношение к работе
2 группа: Барыня: отношение к прислуге, семья, дом, занятия
семь(проверяем – зачитывают свои ответы по кластерам)
Не забудьте поставить себе за самоконтроль от метку в лист оценки, а капитаны - еще за взаимоконтроль каждому!
Физминутка
УА: Последнее задание на нашем сегодняшнем уроке - №5. Прочитайте задание. (вставить пропущенные слова в текст, используя слова для справок).
Время на работу: 3 минуты
(работают с текстом)
Не забудьте поставить себе за самоконтроль от метку в лист оценки, а капитаны - еще за взаимоконтроль каждому!
Итог урока
УЛ: Давайте вспомним, какая цель стояла сегодня перед нами (проанализировать, каким был Герасим, какой была барыня, как проходила жизнь в доме барыни). Достигли ли мы поставленной цели? К какому выводу пришли? Какой Герасим? Какая барыня?
УА: А по английскому какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (повторить и закрепить правила образования прошедшего длительного времени) Удалось ли нам ее достичь? Как образуется прошедшее длительное время?
Рефлексия
УА: Предлагаю вам сейчас поделиться мнением об уроке и своем настроении.
УЛ: У вас на столах лежат разноцветные квадратики. Если вам все сегодня понравилось, настроение хорошее, поднимите оранжевый квадрат, если настроение среднее, да и на уроке не все понравилось – серый квадрат, а если настроение плохое и урок не понравился совсем – сиреневый квадрат.
Домашнее задание (на доске)
УЛ: на выбор: нарисуйте, какой вы представили Муму; напишите, с какими цветами вы сравнили бы героев рассказа и почему.
УА: Составьте текст на английском языке по теме «Моя собака Муму»
УЛ: Спасибо вам за сегодняшний урок! Капитаны команд, соберите и сдайте листы оценки и маршрутные листы.
УА: Thank you for the lesson! Good bye, children!
Лист оценки
Ф.И._________________________________
пункт |
с/к |
в/к |
к/у |
Пункт 1 |
|
|
|
Пункт 2 |
|
|
|
Пункт 3 |
|
|
|
Пункт 4 |
|
|
|
Пункт 5 |
|
|
|
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кулакова Татьяна Сергеевна