Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе: "Люблю природу русскую. Зима"
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | |
Этап вхождения в проектную деятельность | ||||
1.Организационный момент. | - …Я желаю вам успехов на уроке! | Приветствие обучающихся. | Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность Регулятивные: нацеливание на успешную работу | |
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Давайте, начнем наш урок, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима». (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод) - Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы? - Как вы относитесь к этому времени года? - Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте. «Самое красивое время года – это осень. То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. Лето-самое веселое и разнообразное на забавы, хочешь-купайся, хочешь гуляй в лесу. Весна-э то просто чудо. Природа просыпается. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно. Никаких развлечений и забав, только мороз, да холод. И вообще, никто ее не любит, а только ругают. Зачем зима вообще существует?». - Что вы об этом скажете?
| Называют слова, которые ассоциируются со словом «зима» Высказывания детей. Высказывания детей. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение высказывать свои мысли Регулятивные: определение учебной проблемы Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | |
3. Постановка цели и задач урока. | - Как вы думаете, какая главная задача нашего урока? (Доказать, что зима тоже прекрасна, даже если человек этого не замечает).
- А как это сделать? Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Люблю природу русскую. Зима». А результатом (продуктом) нашей работы будет паспорт зимы. Знания изученных произведений, рассмотренные репродукции картин, тексты о зиме помогут вам в создании паспорта зимы. Работать вы будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы. У каждой группы на парте лежит лист с буквой «П» Правила работы в группе: Выслушивать друг друга до конца. Говорить только по делу. Как ты работаешь, таков и результат. Работать нужно дружно и внимательно, результат будет отличным! | Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок). Высказывания детей. Называют правила работы в группах. Распределяют роли и составляют план работы в группе | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование работы в группах Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний | |
Создание продукта проектной деятельности | ||||
4. Создание проекта | Задание 1. - Ребята! Каждая группа будет работать над своей страничкой паспорта зимы. Пусть каждая страничка паспорта имеет своё название. Вот и начнём работу с определения заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А5. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте заголовок вашей страницы. Беда, беда… Слов распались на слоги. Соберите, пожалуйста, заголовки вашей страницы и приклейте на длинную полоску. (Время работы 3 мин.) Варианты названия странички: Стихами о зиме 2. Краски зимы 3. Природа зимой 4. Зимние забавы. Задание 2. Сейчас давайте разберемся, что же будет делать со своей страничкой каждая группа. 1 команда: Стихами о зиме. - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2, это большой конвертик. В нём вы видите задание. Но вот беда: все перепуталось, стихотворения, иллюстрация к стихотоврнеию и портрет автора, соотнесите. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку. (Время работы 3 мин.) Вопросы к стихотворению С. Есенина «Берёза»прописать ответы) В каждом из этих стихотворений авторы выбрали для себя одну тему. Какая тема объединяет все стихотворения?(то, о ком, или о чем говорится в тексте) - Какие предметы вы увидели в стихотворении? (Берёзу, окно, снег, иней, ветки, бахрому, зарю. - Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? (Тишина, скрип снега… - Какие запахи почувствовали? (Свежесть снега…) - Образ берёзы можно увидеть красками, звуками, запахами, цветами. - Какие краски использовал автор чтобы описать берёзу? (Белую, серебряную, золотую - Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок. - Особенно интересно в стихах описание инея. Найдите это описание. - Какое время дня рисует поэт? (Утро) - Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи. - Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «горят снежинки в золотом огне»). - Прочитайте, как занимается заря зимой. (Лениво) - А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Вспомните эти строки. - Зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. - Какие краски понадобятся художнику, если он захочет проиллюстрировать стихотворение Есенина “Берёза”? (Белая, чёрная, серебряная, бледно-розовая, золотистая, голубая). — Вот какое многоцветие, хотя поэт описывает только заснеженную берёзу! Физминутка. Встаньте. Закройте глаза. Представьте, что мы идём по берёзовому лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Снежинки закружились в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке берёзы сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Присаживайтесь. Задание № 3. - Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Исаак Ильич Левитан «Березовая роща». Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу. Архип Иванович Куинджи «Березовая роща». На картине изображен яркий летний солнечный день. Березы стояли группками. На переднем плане – три березы, три сестры. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь». Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками ещё сохранили свой осенний Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками, открыть свою галерею. и украсить страничку своими зимними рисунками. Рисунки зимы, рассматривание композиций, составление альбома, написание собственных пейзажей. (Время работы 7 мин.) НИЖЕ (Время работы 5 мин.) 3 группа: из конвертов достать иллюстрации, на лист приклеить изображения, где действительно нарисованы забавы зимой, лишнее убрать в конвертик, помимо этого у вас есть опорные слова и лист, я предлагаю вам написать мини-сочинение, что такое мини сочинение? (Маленькое) написать по опорным словам небольшое сочинение. 4 группа: У вас 2 небольших конвертика. 3 и 4. В конверте 3 у вас есть загадки о зимующих птицах Урала, и есть ответы в виде изображения этой птицы. Наклейте на лист загадку, а напротив загадки-ответ-картинку. В конверте 4 лежат признаки с изменениями, происходящими зимой в живой и неживой природе. Распределите и текст приклейте на лист. | Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3. Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют движение руками, имитирующее падение снега. Дают определение: Миниатюра – это жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение. Пишут сочинение. Работа осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения и понимания обучающимися содержания текста. Высказывания детей. Ребята украшают рисунками свои страницы. | Коммуникативные: умение договариваться, выполнять различные роли в группе Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: Контролировать правильность ответов обучающихся. Коммуникативные: умение работать в группах Регулятивные: умение выполнять по образцу Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: умение работать в группах Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала | |
5. Представление (защита) работ по плану. | - А сейчас каждая группа представит свою работу по плану. План. Представиться (авторы работы). Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения) Определить, где можно использовать готовый продукт. (По 3 мин. на каждую презентацию) Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление) - Где можно применить эту газету? | Представление работ. Высказывания детей. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. Личностные: самоопределение Регулятивные: планирование, прогнозирование | |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | - Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?
- Подводя итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку, которую приготовила Подставкина Дарья. . Зимняя сказка. «Побелели поля и пригорки (2 слайд). Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (3-5 слайды). Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках (6 слайд). Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно (7 слайд). А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись (8 слайд). Их Зима тоже в белые шубки одела (9 слайд). И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось (10 слайд). На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются (11 слайд). Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы (12-13 слайды). Можно её и Солнышку показать (14 слайд). Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится (15-16 слайды). Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях (17 слайд). А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей (18 слайд), и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки (19 слайд). Чудесная получилась картина!»(20-21 слайды).
- А сейчас откройте конверт под № 5, в нём лежат снеговички, но что-то в них не так... У них белые шапки и шарфы…Давайте их немного развеселим. Если вы довольны работой своей группы и всё у вас получилось, то раскрасьте шапку и шарф снеговичка в зеленый цвет. Если вы не очень довольны работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то раскрасьте шапку и шарф желтым цветом. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то раскрасьте шапку и шарф в красный. - Сегодня вы работали творчески, создали замечательный паспорт матушки зимы. Я считаю, что мы очень здорово потрудились и предстоящий праздник новый год, главный зимний праздник, принесет нам с вами очень много добра и волшебства за то, что мы смогли показать насколько прекрасно это время года.
Урок окончен. Спасибо! | Высказывания детей. Ученица рассказывает «Зимнюю сказку» (с презентацией) Оценка работы группы. | Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Регулятивные: самооценка, оценка работы группы | |
Приложение 2
Снежные хлопья пушистый снежок переливаются огоньками
покрылась тонким льдом чудесная картина
тяжёлые снеговые шубы белое покрывало накинула
вспыхнули, засветились снега заплясали разноцветные огоньки
сказочная красота покидают родные места в зимнюю стужу
отправляются в дальнее путешествие зимующие птицы
нужно позаботиться о птицах зимой любимое время года радостно на душе хочется взять санки
поиграть в снежки покататься на коньках и лыжах чудесное время года
Зимние забавы
Наступила зима. Выпал пушистый снег. На улицу выбежали ребята. Много интересных забав предлагает нам зима.
Аня и Виталий вылепили большого снеговика. Снеговик получился смешной. Ребята вместо носа ему прилепили морковку. В руках у снеговика метла.
Девочка Маша катается на коньках. Ей нравится кататься. Она мечтает стать фигуристкой. Мама купила девочке белые коньки в магазине. Маша радуется!
Митя катает на санках маленького братика Ваню. Они вместе скатываются с горки. Ваня смеётся! А потом Митя тащит малыша на санках в гору.
Весело ребятам зимой!
Задание: группа 1.
1. Соотнеси стихотворение, название, автора и иллюстрацию.
Приклей на лист. Лист вклей в книгу.
2.В стихотворении С.А. Есенина «Берёза» подчеркни синим цветом слова, которые обозначают цвета, которыми описана береза.
В стихотовении «Снежинка» К.Д. Бальмонта жёлтым подчеркни, какой автор называет снежинку?
В стихотворении И. Бунина красным подчеркни, что произошло ночью и утром?
Каким словом Тютчев в своем стихотворении называет зиму? Что делает лес в его стихотворении? Подчеркните зеленым цветом.
3* Напишите стихотворение в группе.
Задание: группа 2.
1. Найди цвета, которыми нарисован пейзаж, каждый квадратик на листе закрась разным цветом.
2.Составь альбом с пейзажами.
3* Нарисуйте в группе каждый свой зимний пейзаж.
Задание: группа 3.
1. Найди в картинках зимние забавы, наклей их на лист.
2.Составьте мини-сочинение из фраз, наклейте их на лист.
Задание: группа 4.
1.Наклей на лист картинки-признаки зимы.
2.Распредели, какие изменения происходят в живой и неживой природе. Наклей.
3.Отгадайте загадки, наклейте загадку и ответ к ней в книжку.