Интегрированный урок математики и экономического практикума в специальной (коррекционной) школе (10 класс)
Интегрированный урок
математики и экономического практикума
в 10 классе для детей
с интеллектуальными нарушениями
специальной (коррекционной) школе
Тема – «Нахождение нескольких процентов числа.
Банк. Финансовые услуги»
ПОЛЯКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Олигофренопедагог
г.Ухта
2017г.
Пояснительная записка
Содержание курса «Экономический практикум» тесно взаимосвязано с учебным предметом «Математика». Кроме теоретических сведений, на занятиях часто приходится выполнять практические задания на вычисления, на решение задач разных типов.
Отсюда возникла идея провести интегрированный урок по двум предметам.
Математика |
Экономический практикум |
|
Тема |
Нахождение нескольких процентов числа. |
Финансовые услуги. Банк. |
Задачи |
1. Закрепить умение находить несколько процентов числа. |
1. Познакомить с видами банка. 2. Сформировать представление об основных видах финансовых услуг банка (вклады, кредиты). |
2. Корригировать познавательную деятельность обучающихся через упражнения на обобщение и исключение; формировать навыки самоконтроля. 3. Воспитывать мотивацию к учению. |
Тип урока: интегрированный комбинированный: по математике – весь курс в 10 классе является повторением; по экономическому практикуму – изучение нового материала.
Учитывая нетрадиционность урока, этапы урока чередовались математика – экономический практикум и по тематике были тесно связаны между собою.
В связи с разным уровнем усвоения учебного материала по математике был осуществлен дифференцированный подход, который заключался:
- на организационном этапе при повторении правил умножения и деления чисел на 10, 100 более сильные обучающиеся находили ответ на более сложные примеры (с десятичными дробями);
- на этапе практической работы по нахождению нескольких процентов числа было организовано две группы: обучающиеся с низким уровнем находили несколько процентов числа путем начисления простых процентов; обучающиеся с более высоким уровнем – путем начисления сложных процентов.
Структура урока соответствовала методическим требованиям в части проведения этапов:
организационный момент;
устный счет;
повторение пройденного материала;
сообщение темы и задач урока;
актуализация знаний и умений обучающихся по математике;
изучение нового материала по теме экономического практикума;
решение задач на нахождение нескольких процентов числа;
закрепление;
подведение итогов урока;
оценивание знаний и умений обучающихся;
рефлексия.
На уроке были использованы следующие методы обучения: объяснение (введение нового слова – депозит), рассказ (о деятельности и функциях центрального банка, т.к. информация для обучающихся неизвестна), беседа (при выяснении финансовых услуг коммерческих банков); иллюстрация (использование фотографий коммерческих банков); упражнение на нахождение процентов.
Виды работ на уроке разнообразны: устное решение примеров, тестирование на этапе повторения; повторение правил по теме «Проценты» через упражнение «Домино» на этапе актуализации знаний; сопоставление коммерческого банка г.Ухты и его адреса на этапе изучения нового материала; отгадывание кроссворда на этапе закрепления.
Реализация задач урока:
1. Закрепить умение нахождения нескольких процентов числа. |
Основная работа по реализации данной задачи нашла отражение на этапах актуализации знаний и умений обучающихся, при решении задач на нахождение нескольких процентов числа |
- Домино: построение цепочки (повторение правил) - Практическое задание по нахождению нескольких процентов числа - Практикум «Начисление простых и сложных процентов» |
1. Сформировать представление об основных видах финансовых услуг банка. |
Изучение нового материала по теме экономического практикума; этап закрепления |
Дифференциация функций центрального и коммерческого банков |
2. Корригировать познавательную деятельность обучающихся через упражнения на обобщение и исключение; формировать навыки самоконтроля. |
Этап актуализации знаний, изучение нового материала |
- Использование ленты ответов; определение основных понятий урока по правильным ответам теста - Карточки с заданием по нахождению нескольких процентов числа - Иллюстрации коммерческих банков г.Ухты |
3. Воспитывать мотивацию к учению. |
В течение всего урока |
Чередование видов деятельности, опора на различные анализаторы: слуховой (изучение нового), зрительный (актуализация знаний и умений – нахождение по периметра класса карточек), двигательный (выполнение упражнений) |
Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигается путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечивает предупреждение перегрузки школьников. Обучающиеся старших классов с меньшим желанием выполняют активную паузу, поэтому на данном уроке были продуманы задания, требующие выхода десятиклассников к классной доске (задание на соотношение коммерческого банка с его адресом). С целью профилактики зрительного переутомления было использовано задание по карточкам. Карточки расположены по периметру кабинета, с разной удаленностью от обучающихся, с разным расположением цифр и шрифтом.
Содержание урока
1. Организационный
момент
Дифференциация экономических и математических понятий (чтобы быстрее привлечь внимание обучающихся, можно использовать сюжетные картинки).
- Определите, к какой из наук – экономике или математике – относится каждое понятие:
сложение
инфляция
ценные бумаги
уравнение
потребитель
площадь
бартер
сбережения
- В чем заключается взаимосвязь между экономикой и математикой? Приведите свои примеры.
(Пояснения педагога о необычности урока.)
2. Устный счет. Умножение и деление на 10, 100.
- Назовите только ответ.
(Учитель показывает каждый пример на отдельной карточке. С обратной стороны указано имя обучающегося, который должен дать ответ.)
15000 : 100 Сережа |
16 500 : 100 Маша |
18 150 : 100 Надя |
19 965 : 100 Вова |
150 х 10 Саша |
165 х 10 Алена |
181,5 х 10 Женя |
199,65 х 10 Эйюб |
- Что общего в этих выражениях?
- Сформулируйте правило умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на 10 и 100.
- Когда в жизни нам приходится прибегать к этим правилам?
3. Повторение пройденного материала
по теме «Потребитель. Права потребителя»
Тестирование
(Задание выполняется самостоятельно на отдельных карточках. Для ответов на вопросы 2, 4,5 предусмотрены пустые клетки).
1) Соотнеси понятия с определением (поставь стрелку):
потребность использование товаров для удовлетворения повседневных нужд
потребление то, в чем человек нуждается
потребитель конечный пользователь купленного товара
2) Что понимается под недостатком товара?
А – высокая цена
Б – отсутствие гарантийного срока
В – несоответствие стандарту, условиям договора
3) Продолжите фразу «Продажа товаров с просроченным сроком годности…»
4) Что из перечисленного не подлежит обмену:
А – постельное белье
Б – предметы личной гигиены
В – чулочно-носочные изделия
Г – все перечисленные товары подлежат обмену
Д – ничего из перечисленного не подлежит обмену
5) В каком документе перечислены основные права потребителя?
А – Закон «О защите прав потребителя»
Б – Конституция РФ
В – Трудовой Кодекс РФ
(Проверка выполняется фронтальным способом)
4. Сообщение темы и задач урока
(Выяснение через проверку выполнения тестирования – вопросов 2, 4, 5 - основных понятий урока).
(Дифференциация математического и экономического понятия.)
- Сформулируйте тему урока.
Сообщение темы урока: Банк. Финансовые услуги банка. Нахождение нескольких процентов числа.
Задачи для обучающихся:
повторим основные правила по нахождению процентов
закрепим умение находить несколько процентов числа
познакомимся с новым понятием «банк», его финансовыми услугами
5. Актуализация знаний и умений
обучающихся по математике
Выполнение упражнения «Домино» на повторение правил по теме «Проценты» (построение цепочки): у каждого обучающегося карточка, состоящая из двух частей. Справа – начало правила, слева – его продолжение. Задача школьников продолжить начатое правило. Начинается упражнение со слова «Процент».
… сотая часть числа |
Чтобы найти 1% от числа, нужно это число … |
… разделить на 100 |
Чтобы найти несколько процентов числа нужно это число… |
… разделить на 100 и умножить на число процентов |
Целое число составляет … |
… 100% |
Процент – это … |
(Вывод педагога о теоретических знаниях учеников).
Практическое задание по нахождению нескольких процентов числа.
(На стенах кабинета расположены карточки с заданием (карточки разного цвета по нахождению нескольких процентов числа. Задача обучающихся – найти карточки и выполнить задание. Самопроверка по ленте ответов.)
10% от 15000 |
30% от 15000 |
1% от 1200 |
3% от 100 |
10% от 150 |
10% от 965 |
1500 4500 12 3 15 96,5 |
(Дополнительные вопросы: - Какое из предложенных выражений лишнее? Почему?
- Какого цвета радуги не хватает?
Вывод: как найти несколько процентов числа.
6. Изучение нового материала
по теме экономического практикума
(Выявление через беседу знаний обучающихся по теме: какие виды банков они знают, для чего нужны банки. Далее объяснение и рассказ педагога).
Банки – это финансовые учреждения, которые принимают на хранение денежные вклады и выдают их в виде ссуд тем, кто в них нуждается. Таким образом, банки обеспечивают движение денег и выгодное их использование.
Виды банков
1. Центральный государственный банк.
Это главный банк государства, который контролирует деятельность всех других банков. Основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Только Центральный банк имеет право выпускать деньги и государственные ценные бумаги. В нем хранятся золотовалютные запасы страны.
2. Коммерческие банки.
Главная цель коммерческих банков состоит в получение прибыли через выполнение различных финансово-кредитных операций. К банковским услугам (операциям) относятся: кредитование; операции по вкладам; операции с драгоценными металлами; обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные; осуществление переводов денежных средств; купля-продажа иностранной валюты и др.
Задание на дифференциацию банковских услуг ЦБ и КБ (каждый ученик выбирает карточку с определенной функцией или услугой банка; его задача соотнести ее с видом банка).
Задание на соотношение банка и его адреса
- Перед вами фотографии разных зданий. Что общего между ними? (1 – коммерческие банки (см. фото к п.2); 2- эти банки расположены в Ухте)
- Соотнесите банк и его местоположение (адрес).
Ухтабанк |
ул. Октябрьская, 14 |
|
Пробизнесбанк |
ул.Октябрьская, 23 |
|
Банк Петрокоммерц |
ул. Оплеснина, 5 |
|
Московский банк реконструкции и развития |
пр.Строителей, 7 |
|
Сбербанк России |
пр.Ленина, 75 |
|
Газпромбанк |
ул. 30 лет Октября, 25 |
|
Северный народный банк |
пр. Ленина, 1 |
Кредиты
Кредит - важнейшая составляющая системы финансов страны в целом и каждого ее жителя в отдельности. Банковский кредит – это предоставление в долг денег.
Целевой кредит – банк выдает кредиты лишь на определенные нужды клиентов (на обучение, автокредитование, ипотечный).
Потребительский кредит – приобретение товаров в рассрочку или предоставление в долг товаров.
- Кто может получить кредит в банке? (Прежде всего тот, кто имеет постоянный источник дохода.)
(Составление схемы «Виды кредитов».)
Основные виды банковских вкладов
Вклады до востребования – это вклады на текущий счет, деньги с которого можно снять в любой момент.
Срочные вклады – когда деньги помещаются в банк на определенный срок.
Знакомство с новым понятием: депозит.
- Прочтите слово. По какому принципу вы догадались?
Д И Е П З Т О
Депозит - это вклад денежных средств или ценных бумаг в коммерческие банки с целью получения дохода.
7. Решение задач на нахождение
нескольких процентов числа
Практикум «Начисление простых и сложных процентов»
(с понятием простые и сложные проценты школьники знакомы)
Два банка начисляют по сберегательным счетам 40% годовых. Но один из этих банков начисляет проценты 1 раз в год, а другой – ежеквартально, т.е. 4 раза в год. Сколько денег получит вкладчик в каждом банке, если внесет на счет по 15 000 рублей?
(Обучающиеся разделены на две группы: «сильные» и «слабые». «Сильные» обучающиеся работают по второму банку самостоятельно; «слабые» школьники решают задачу под руководством педагога. После решения задачи обеими группами выполняется сравнение ответов и делается вывод по основному вопросу задачи.)
1 банк: 40% от 10 000 рублей 15 000 рублей : 100 х 40 = 6 000 рублей
15 000 рублей + 6 000 рублей = 21 000 рублей
2 банк: 40% : 4 = 10%
Дата |
Процентный доход, руб. |
Сумма вклада и дохода на него, руб. |
I квартал |
15 000 : 100 х 10 = 1 500 |
15 000 + 1 500 = 16 500 |
II квартал |
16 500 : 100 х 10 = 1 650 |
16 500 + 1 650 = 18 150 |
III квартал |
18 150 : 100 х 10 = 1 815 |
18 150 + 1 815 = 19 965 |
IV квартал |
19 965 : 100 х 10 = 1 996,5 |
19 965 + 1 996,5 = 21 961,5 |
Итого: |
6 961,5 |
21 961,5 |
Экономический тест
Сделайте выбор в следующей ситуации:
1) банк «Отличный» предлагает своим клиентам 5% в месяц по вкладам (5% х 12 мес. = 60%);
2) банк «Сбережения» – 70% годовых;
3) банк «Кредит – С» – 17% в квартал (17% х 4 = 68%).
Начисление дохода по вкладам во всех банках производится по методу простых процентов.
8. Закрепление
1 п |
|||||||||||||
2 п |
р |
3 б |
4 д |
||||||||||
5к |
р |
е |
д |
и |
т |
о |
в |
а |
н |
и |
е |
||
о |
б |
н |
п |
||||||||||
ц |
ы |
к |
о |
||||||||||
е |
л |
з |
|||||||||||
н |
ь |
6 И |
т |
а |
л |
и |
я |
||||||
т |
п |
т |
|||||||||||
о |
|||||||||||||
т |
|||||||||||||
е |
|||||||||||||
к |
|||||||||||||
а |
1. Основная цель коммерческого банка.
2. Одна сотая часть числа.
3. Учреждение, хранящее денежные средства.
4. Денежные вклады в банк.
5. Финансовая услуга.
6. /по вертикали/ Целевой кредит.
6. /по горизонтали/ Страна, в которой появились первые банки.
9. Итог урока
- Назовите тему урока.
- С какими новыми понятиями познакомились?
- Как найти несколько процентов числа?
- Какие функции выполняет Центральный банк? В чем его отличие от коммерческого банка?
10. Оценивание
Оценивание происходит по позициям:
- активность по воспроизведению экономических знаний;
- объем и правильность выполнения упражнений на нахождение процентов числа
11. Рефлексия
Продолжить фразу: Сегодня на уроке мне было ….
Я узнал(а) ….
Я научился(лась) ….