12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83380
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
27

Интегрированный урок математики и внеурочной деятельности «К вершинам знаний» в 4 классе по теме «Вычисления с многозначными числами»

Предмет: математика

Интеграция: межпредметная (математика/ внеурочная деятельность «К вершинам знаний»)

Возрастная категория:учащиеся 4 класса

Продолжительность урока: 50-60 минут

Частная дидактическая цель: обобщение знаний учащихся по теме «Вычисления с многозначными числами» через решение практико-ориентированных задач.

Задачи:

математика:

-закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач;

-осуществить контроль степени усвоения алгоритмов умножения и деления чисел;

-обучать вести несложные экономические расчёты;

-развивать коммуникативные умения, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие для решения общих задач;

внеурочная деятельность:

-расширять знания о мире профессий и формировать интерес к различным профессиям;

-датьпредставления об основных функциях, которыевыполняет бухгалтер;

-собрать и оформить материал о профессии бухгалтер;

-пробудить интерес к экономической сфере деятельности.

Планируемый педагогический результат:

Работая в группе, достигнуть конечного результата: выпуск плаката о профессии бухгалтер.

Замысел проектной задачи:

В ходе решения проектной задачи расширяются первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставляются возможности учащимся «примерить на себя профессию бухгалтера» в игровой ситуации.

Данная проектная задача рассчитана на участие пяти-шести человек в каждой группе. Задача состоит из трех задач, выполнять которые возможно в любой последовательности.

Способ и оценивание результатов работы:

ценка стартовых коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом;

-правильность выполнения предметных заданий;

-продуктивность взаимодействия учащихся в группе при выполнении отдельных заданий для решения совместной задачи.

Ход урока:

Мотивационный настрой.

-Урок я начну с такого пожелания:

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Любая работа!

-Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного о профессии, в которой обойтись без математики невозможно.

-Начнем урок, как всегда, с разминки. В качестве разминки, предлагаю разгадать ребус.

-Верно, в ребусе зашифрована поговорка: «Деньги счет любят».

-Как понимаете эту поговорку?

оговорка означает, что в денежных делах должен быть чёткий порядок.

-Люди какой профессии могут навести порядок в денежных делах?

-В современном мире в обращении находится очень много денег, которые ежедневно перемещаются не только от человека к человеку, но и между различными предприятиями и организациями. И в каждой организации требуется вести учет движения денег. Таким учетом занимается бухгалтер.

(На доску вещается плакат с названием профессии «бухгалтер».В ходе работы на уроке вся информация размещается на плакате).

-Что вы знаете о профессии бухгалтера?

-Многие считают, что бухгалтерская профессия скучная и рутинная: сплошные цифры и ни какого творчества. Но познакомившись с профессией поближе, ваше мнение может кардинально измениться.

-21 апреля отмечается день главного бухгалтера. Т.е завтра бы можем поздравить с праздником нашего главного бухгалтера.

-Более подробно о профессиональном празднике бухгалтеров, о плюсах и минусах профессии, об истории профессии вы узнаете с помощью «говорящих стен».

-Каждая группа направится сейчас к той стене, номер которой совпадает с номером группы. На каждой стене размещенQR- код с краткой информацией на заданную тему. Для того, чтобы прочесть информацию, необходимо отсканироватьQR-код камерой телефона. Затем каждая группа расскажет о прочитанной информации.

1 группа: День бухгалтера.

image.png

2 группа: История профессии.

image%281%29.png

3 группа: Личностные качества.

image%282%29.png

4 группа: Плюсы и минусы профессии.

image%283%29.png

-Слово 1 группе. Что вы узнали с помощью «говорящей стены?».

-Какая замечательная профессия «бухгалтер», люди этой профессии могут отмечать праздник несколько раз в год. 

-Слово 2 группе. Оказывается, какую длинную и интересную историю имеет профессия бухгалтер.

-Слово 3 группе. Для того чтобы стать бухгалтером, нужно быть обязательным,  аккуратным, терпеливым, а также честным и ответственным. А еще бухгалтеру не обойтись без знания математики.

-Слово 4 группе. Одним из минусов в работе бухгалтера вы назвали то, что ему приходится долго сидеть за столом в одной позе. Это может вызвать проблемы со зрением, вызвать болезни шеи, спины, ног. Какие рекомендации вы могли бы дать бухгалтерам, чтобы они на долгие годы сохранили свое здоровье?

-Рассмотрим и выполним несколько упражнений, которыеможно выполнять не вставая с рабочего кресла.

-У профессии бухгалтер есть много плюсов и минусов. Но выбрав эту профессию, вы можете быть уверены, что без работы вы не останетесь.

- Бухгалтер выполняет большой объем работы. Некоторые организации разбивают общий спектр обязанностей между несколькими бухгалтерами, облегчая им работу и повышая уровень ее выполнения.

-Сколько бухгалтеров в нашей школе?

Предлагаю отправиться в бухгалтерию и узнать подробно о направлениях работы бухгалтеров.

(Экскурсия в бухгалтерию)

-В ходе экскурсии вы узнали, что в штате нашей бухгалтерии 4 человека, у каждого из которых свое направление деятельности: главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; один из бухгалтеров рассчитывает зарплату работникам школы, второй ведет учет питания, а третий занимается учетом и списыванием устаревшего оборудования.

-Ребята, я поделила вас на 4 группы, каждая из групп будет представлять сегодня бухгалтерский отдел. Каждому отделу надо будет решить по 3 задачи. Проверим, какой отдел справится с задачами быстрее и качественнее.

-Но сначала необходимо выбрать главного бухгалтера. Он будет отвечать за ведение отчетности в группе и за правильность вычислений.

-Для определения главного бухгалтера предлагаю всем игру «Быстрый счетчик». Приготовьте карточку № 1. Напишите сверху фамилию. По моему сигналу необходимо приступить к решению примеров. Ваша задача решить правильно как можно больше примеров за 2 минуты.

-Проверим, как решили примеры. Проверять работу будут одноклассники. Передайте работу соседу, сидящему от вас справа.

(учащиеся слушают правильные ответы, отмечают знаком + правильно решенные примеры, подсчитывают количество +).

-Определите в группах учеников, решивших больше всего примеров. Сегодня у вас будет серьезная работа: руководить бухгалтерским отделом.

-Главные бухгалтеры подходят ко мне на планерку.

(Во время планерки раздаются учебные задачи и даются комментарии о заполнении рабочих листов. Задания частично дифференцированы. Первая и вторая задачи в каждой группе одинаковые, третья задача у одной из групп повышенного уровня сложности. Три группы работают самостоятельно, четвертая группа работает с педагогом.).

Задача 1.

Оклад учителя начальных классов 20.000руб. Доплата за совмещение обязанностей составляет 1/5 от оклада. Премия за качественную работу в апреле составила 1/4 от оклада. Рассчитайте заработную плату учителя начальных классов за апрель.

(20.000 руб: 5= 4.000 руб- доплата за совмещение обязанностей

20.000 руб: 4=5.000 руб – премия

20.000 руб+ 4.000 руб+ 5.000 руб= 29.000 руб)

Задача 2.

В школьной столовой согласно заявке на 19 апреля питается 980 человек. Стоимость обеда составляет 80 рублей на человека. Всего в школе 1012 учеников, Рассчитайте, сколько денег будет сэкономлено в апреле. Сколько кг яблок можно купить на сэкономленные деньги, если стоимость 1 кг яблок составляет 80 руб.

(1012-980=32 человека не питается

32*80=2560 руб сэкономлено

2560руб : 80= 32 кг можно купить на сэкономленные деньги)

Задача 3( для группы с высоким уровнем обученности). В конце апреля необходимо оплатить коммунальные услуги за пользование электроэнергией.Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. Цена тарифа на свет в Заводоуковске составляет 2руб09 копеек. Предыдущие показания счетчика 10008 кВт/ч, текущее показание составило 11 908 кВт/ч. Подсчитайте, сколько необходимо заплатить школе за электроэнергию в апреле. 

(Киловатт-час, применительно к электрической энергии - это количество расходуемой (вырабатываемой) электрической энергии источником потребления (выработки) мощностью 1 кВт за время равное 1 часу, другим словами - это своего рода скорость передачи и преобразования электроэнергии)

(11 908 – 10 008=1900 кВт/ч

1 900 *209=397 100 коп=3970 руб)

Задача 3 (для трех групп)На нужды школы было приобретено 20 пачек бумаги формата А3 стоимостью 290 рублей за пачку, и 5 пачек формата А4, стоимость такой пачки на 150 рублей дороже. Сколько рублей необходимо заплатить за всю приобретенную бумагу?

290*20=5800 руб. стоит бумага формата А3

290+150=440 руб стоимость пачки формата А4

440*5=2200 руб. стоит бумага формата А4

5800+2200=8000 руб. надо заплатить

-Ребята, пришло время подвести итоги нашей работы. Давайте проверим, как вы решили задачи.

-Расскажите, как решили первую задачу (одна из групп выходит к доске, объясняют решение задачи).

-Если у остальных групп такое же решение, подаете сигнал зеленого цвета, если нет – красного.

-Как решили вторую задачу? Третью задачу?

- Давайте подведем итоги   нашего урока. Для этого будем использовать ладонь правой руки.  Значение каждого пальца соответствует определенному вопросу.

Мизинец – буква М. Мысли и знания. Перечислите, какие навыки приобрелина уроке? Что нового изучили? Какие мысли озарили?

Безымянный – буква Б. Близость к главным целям. Определите, насколько реализация задач урока приблизила вас к главным жизненным целям.

Средний палец – буква С. Состояние. Каково эмоциональное состояние после решения проектной задачи? Довольны ли тем, как выполнили ее.

Указательный – У. Услуга. Помощь. Как решенная задача помогла улучшить отношения с другими одноклассниками? Кому я помог?

Большой палец – Б. Бодрость, жизненная энергия. Прибавило ли выполнение проектной задачи жизненной энергии? Каково физическое состояние к концу урока?

-Молодцы, ребята, вы успешно справились со всеми учебными задачами. Из вас могут получиться отличные бухгалтеры.

-Благодаря чему или кому удалось решить все задачи?

- Предлагаю сказать слова –комплименты каждому из членов группы. Подумайте, за что вы могли бы поблагодарить соседа. Встаньте в круг. Один из участников группы поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать “Спасибо” и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Начинают игру «главные бухгалтеры».

(Упражнение «Комплимент»).

-Я тоже хочу поблагодарить вас за сплоченную, слаженную работу. Вы еще раз доказали, что умеете продуктивно работать в команде, которой по плечу решение любых задач.

В завершении урока хочется сказать: существует множество разнообразных профессий, каждая из которых важна и в чем-то особенна. Сегодня вы узнали о профессии бухгалтера, необходимой и востребованной в современном мире. Возможно, для кого-то в будущем она станет профессией жизни.

-Желаю каждому из вас сделать осознанный выбор профессии по душе. И помните о том, что математика необходима людям разных профессий. Поэтому любите математику, как сказал когда-то английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон «Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам».

Технологическая карта урока

Этап урока/цель

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивационный настрой/ Цель: организовать позитивный эмоциональный настрой учащихся к учебной деятельности.

Обеспечивает мотивацию через стихотворение.

Настраиваются на работу на уроке.

Личностные:  мотивация к обучению.

  1. Целеполагание/

Цель: подвести учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Предлагает учащимся разгадать ребус.

Создает условия для анализа поговорки,  рассуждений учащихся о профессии бухгалтер.

Размещает плакат с названием профессии на доску.

Формирует группы, организует работу учащихся в группах (Прием «Говорящие стены»).



Организует работу по проведению защиты изученной информации.

Организует двигательную активность учащихся (Прием «Минутка здоровья»).


В ходе разгадывания ребуса формулируют тему и цели урока.

Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.




Учащиеся направляются к стенам, на которых размещены QR-коды, сканируют их камерой телефона и знакомятся с информацией на заданную тему.


Представляют результаты работы одноклассникам.


Выполняют упражнения, находясь на своих рабочих местах.

Познавательные УУД:   самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;  определять цель учебной деятельности.  Коммуникативные УУД:  - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; оформлять свои мысли в устной форме;   высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД:   определять и формулировать цель деятельности на уроке;   самостоятельно формулировать тему и цели урока;  - принимать и сохранять учебную цель и задачи.формулировать учебную задачу с помощью учителя.

  1. Мини-экскурсия в бухгалтерию/ Цель:ознакомить учащихся с деятельностью бухгалтеров.

Организует непродолжительную экскурсию в бухгалтерию школы для ознакомления учащихся с деятельностью сотрудников ОУ.

Слушают рассказ главного бухгалтера о направлениях работы бухгалтерии.

Личностные УУД: самоопределение.


  1. Актуализация знаний/ Цель: повторение и закрепление приемов устного счета.

Организует устный счет, как подготовительный этап перед решением задач (Игра «Быстрый счетчик»). 

Решают примеры в течение 2-х минут.

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. 


  1. Решение проектной задачи/ Цель: закрепить умения выполнять умножение и деление многозначных чисел при решении практико-ориентированных задач.

Предоставляет кейс материалов.

Организует работу групп по решению практико-ориентированных задач. Учебные задачи частично дифференцированы (три группы работают самостоятельно, одна группа работает с учителем).

Взаимодействуя в группах: решают 3 практико-ориентированные задачи.

Одна из групп работает с педагогом.

Познавательные УУД: выполнение учебных действий; оценивание результатов собственной деятельности.

Регулятивные: работать в соответствии с правилами, вносить изменения в свои действия.

Коммуникативные: договариваться, слушать друг друга.

Личностные: личная ответственность за результат.

  1. Представление результатов работы/ Цель: организовать проверку умения применять полученные знания в нестандартной ситуации

Организует работу по представлению результатов решения учебных задач.

Представляют результаты работы групп, сравнивают свои результаты с результатами других групп, делают общий вывод.

Познавательные УУД: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: планирование, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга; умение представлять информацию, представлять в устной и письменной форме; умение вступать в диалог.


  1. Итог урока. Рефлексия/ Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; организовать оценивание собственной деятельности на уроке.

Организует работу по определению выполненных задач, достижению цели, оценки своей деятельности (Метод «Пять пальцев»).

Проводит упражнение «Комплимент», в ходе которого учащиеся благодарят друг друга.

Подводит итоги урока.

Оценивают свои достижения с использованием метода «Пять пальцев».



Благодарят одноклассников за работу.

Регулятивные УУД: целеполагание, осуществлять самоконтроль и оценку своих умений.

Личностные УУД: самооценка на основе критериев.



​​​​​​​

p1619249966.JPG
q1619249952.JPG
b1619249940.JPG
x1619249927.JPG
d1619249914.JPG
k1619249901.JPG
g1619249888.JPG

Источники:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/23/primery-motivatsionnogo-etapa-uroka

https://www.kp.ru/putevoditel/kalendar-prazdnikov/den-bukhgaltera/

https://buhexpert8.ru/blog-komandy-buhekspert/istoriya-vozniknoveniya-professii-buhgalter.html

http://xn---74-6cddynhvks3cea.xn--p1ai/index.php?id=12386

https://delai-vibor.com/buxgalter.html

https://school.kontur.ru/publications/1744

https://infourok.ru/zanyatie-po-finansovoj-gramotnosti-na-temu-kommunalnye-uslugi-i-platezhi-4162481.html

https://plusiminusi.ru/professiya-buxgalter-plyusy-i-minusy-raboty/

https://krasunia.ru/wp-content/uploads/7/b/2/7b2e1e51ed86654e9e851942e681dade.jpg

https://www.1urok.ru/categories/21/articles/21367

https://sun9-8.userapi.com/0yhl8Dd5STz5YxRvPOqlDSEVV2WCj8GvvNEyFA/3oUu5p7BQeU.jpg

https://www.muhasebenews.com/wp-content/uploads/2017/07/sermayeazaltimi-0307.jpg

https://ru.citaty.net/media/authors/roger-bacon.jpeg

Генератор ребусов:

http://kvestodel.ru/generator-rebusov

Генератор QR-кодов

http://qrcoder.ru/

Картинка для презентации:

https://fs01.infourok.ru/images/doc/75/90536/img11.jpg



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (16)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.04.21 в 10:49 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную помощь коллегам!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.04.21 в 11:03 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к моим публикациям!
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.04.21 в 11:24 4Ответить Пожаловаться
Приятно смотреть на то,что НРАВИТСЯ ДЕТЯМ!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.04.21 в 11:28 3Ответить Пожаловаться
Детям очень понравилось. Длительность урока была 60 минут, но и к концу урока у детей сохранился познавательный интерес, наблюдался высокий уровень эмоционального и физического состояния.
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.04.21 в 11:30 4Ответить Пожаловаться
В ответ Сорокина Светлана Валерьевна
А это и есть показатель отличной работы! Новых идей вам,Светлана Валерьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.04.21 в 11:42 4Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
Спасибо, Марина Юрьевна! И Вам дальнейших творческих успехов!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 24.04.21 в 11:24 5Ответить Пожаловаться
Качественная работа!!! Спасибо, Светлана Валерьевна!!!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.04.21 в 11:25 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за приятные слова, Наталья Владимировна!
Елена Владимировна, 24.04.21 в 11:24 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную разработку урока, Светлана Валерьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.04.21 в 11:26 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Рада, что публикация вызвала интерес.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.