Интегрированный урок (музыка и ИЗО) в 4 классе по теме «Симфонический оркестр»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Интегрированный урок музыка-изо по теме «Симфонический оркестр»
Класс: 4
Тип и вид урока: изучение новых знаний
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «симфонический оркестр»
Задачи урока:
Расширить представление учащихся о структуре музыки.
Развивать творческие способности детей, умение работать с бумагой, ножницами, клеем.
Воспитывать чувство прекрасного на основе восприятия и анализа художественных и музыкальных произведений.
Развивать чувства цветовой гармонии, фантазии;
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик узнает о симфоническом оркестре.
Ученик научится определять ряды симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться различать музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Личностные: реализация своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: учащийся получит возможность научиться контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: учащийся получит возможность научиться работе в классе, высказывать своё мнение и выслушивать мнение других.
Познавательные УУД: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Основные понятия: симфония «Симфонический оркестр», скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, туба, барабаны (малый и большой), треугольники, челеста, тарелки, тембр, дирижер.
Форма урока: беседа
Методы: частично-поисковый, групповой.
Приемы: слушание музыки, просмотр слайд-презентации, пение, вырезание и приклеивание иллюстраций.
Оборудование: средства ИКТ, слайд-презентация,аудио-проигрыватель, В.А Моцарт «Симфония №40», увертюра к опере К. Бизе« Кармен», клей, иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра, клей.
Дидактическая |
Ход урока |
Примечания |
||
Деятельность |
Деятельность |
|||
Организационный момент |
Организация рабочего места. Прослушивают симфонию. |
Учащиеся входят под музыку В.А Моцарта «Симфония №40..»в исполнении симфонического оркестра. Внимательно проверь, дружок, |
||
Подготовка к основному этапу занятия Время: 5 мин. |
Отвечают на вопрос. - Симфонический оркестр. - Музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов Рассказывают о симфоническом оркестре. Отвечают на вопрос. - Дирижер. - Мелодия, ритм, лад, гармония, тембр. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой учебные задачи на урок. |
-Под какую музыку вы вошли в класс? -Кто эту музыку исполняет? -Что такое симфония? -Что вы можете рассказать о симфоническом оркестре? -Какие инструменты вы слышите в оркестре? -Как вы думаете, что же такое «Симфонический оркестр»? -кто им управляет? Дирижер – руководит и разучивает и исполняет (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыку, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей -На уроках музыки мы говорили об элементах музыкального языка. Назовите их. Все вы любите рисовать красками. А если картинку будет рисовать композитор, то он возьмет «звучащие «краски»-тембры-неповторимую окраску звучания. По тембру мы определяем чей голос детский ,женский или мужской. Более 100 инструментов объединяет в себя богатый и разнообразный по тембрам симфонический оркестр. ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на нашем уроке? Чем будем заниматься? - Какие учебные задачи поставим перед собой? |
||
Усвоение новых знаний и способов действий Время: 10-15 мин. |
Слушают рассказ учителя. Просматривают слайд презентацию. Отгадывают загадку. |
Оркестр располагается на сцене в определенном порядке. В центре стоит дирижер. Он руководит оркестром. От него как лучи солнца расходятся ряды стульев, на которых сидят музыканты. Обычно музыканты одеты в черные строгие костюмы. Ближе к центру располагается струнная группа-фундамент оркестра. К этой группе относятся смычковые инструменты: (слайд 2) -скрипки; -альты; -виолончели; -контрабасы. За струнными, напротив дирижера, находятся деревянные духовые инструменты. К ним относятся: (слайд 3) -флейта; -гобой; -кларнет; -фагот. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них музыкантами и клапанам, с помощью которых, меняется высота звука. 3-я группа – медные духовые: (слайд 4) -валторна; -труба; -тромбон; -туба. 4-я группа – ударные (слайд 5) Задача этой группы усилить выразительность и разнообразие ритма: -барабаны (малый и большой); -треугольники; -челеста; -тарелки. В оркестр также могут включать: арфу, челесту, фортепьяно, орган. Гобой играет ноту "ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от "до” до "си”. Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки. Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. Загадка: Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … ДИРИЖЕР
Музыканты рассаживаются по местам, дирижер взмахивает палочкой и оркестр начинает играть музыку Все инструменты звучат слаженно, стройно и красиво такое полное звучание называется «тутти» Для симфонического оркестра создана огромная литература Симфонии, увертюры, сюиты. Симфонический оркестр непременный участник музыкальных спектаклей (опер, оперетт, балетов) В нашей стране созданы оркестры, завоевавшие мировую известность. Государственный симфонический оркестр (М.Торентштейн) Симфонический оркестр Московской Государственной Филармонии (Симонов) |
||
Первичная проверка понимания Время: 8 мин. |
Вырезают и наклеивают инструменты симфонического оркестра. |
Для того, чтобы запомнить, какие инструменты в симфоническом оркестре сейчас мы с вами попробуем сделать в технике аппликации некоторые инструменты симфонического оркестра. На предыдущем уроке мы сделали фон для наших инструментов сегодня мы их вырежем и наклеим. |
||
Физкультминутка Время: 3 мин. |
Играют. Один хлопок – руки поднимают или опускают, два хлопка – встают или садятся. |
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали и, наверное, немного устали. Давайте, чтобы немного отдохнуть и сконцентрировать своё внимание, сыграем в небольшую игру. Один хлопок – руки поднимаем или опускаем, два хлопка – встаём или садимся. |
||
Закрепление знаний и способов действий Время: 5 мин. |
Оформляют выставку своих работ. Проводят взаимооценку. |
Покажите свои работы классу. Оцените работы своих одноклассников. |
||
Обобщение и систематизация знаний Время: 4 мин. |
Распеваются, затем поют песню. Участвуют в викторине. |
В продолжение урока и для закрепления темы мы с вами споем песню « Полечка». Перед этим распевка (гаммы). Викторина (в шляпе написаны загадки, дети достают читают, отгадывают) 1.Имя вам мое известно, Знаменит я повсеместно Я в оркестре главный бас Потому что -….(Контрабас) 2.Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. (Трубы) 3. Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит — В ногу всем шагать велит. (Барабан) 4.Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка) 5.Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… (Тарелки) 6.Этот медный духовой То короче, то длиннее. Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он. Как зовут его?.. (Тромбон) |
||
Контроль и самопроверка знаний Время: 3 мин. |
Слушают увертюру. Представляют себя музыкантами. Отвечают на вопросы учителя. |
Играет увертюра к опере К. Бизе« Кармен» Представим, что вы все музыканты симфонического – -Какие инструменты вы слышите в оркестре? -Как вы думаете, что же такое «Симфонический оркестр»? -Кто им управляет? (дирижер) Дирижер – руководит и разучивает и исполняет (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыку, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем. |
||
Рефлексия |
Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку работы на уроке. |
- Понравился ли вам урок? - Что нового узнали? - С каким настроением уходите с урока? - Оцените свою работу на уроке: ♦ поднимите красный карандаш те, кто считает, что урок прошёл плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим; ♦ синий карандаш: вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам ещё нужна помощь; ♦ жёлтый карандаш: Вы считаете, что было трудно на уроке. - Молодцы, ребята. Большое спасибо за работу, до свидания. Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке. |
Белкина Надежда Владимировна