12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панюкова Ольга Васильевна1625
Окончила СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского в 2017г. Стаж работы 20 лет. Учитель начальных классов.
Россия, Саратовская обл., Ивантеевский район п. Восточный
8

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка «Наши подземные богатства. Определение падежа, склонения имен существительных»



Урок окружающего мира в 4 классе.

Тема урока: «Наши подземные богатства».

Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир)

Тип урока: открытие нового знания, поиск решений.

Цели урока:

создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» .

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, организовывать рабочее место; совершенствовать умения определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщить знания о склонении имён существительных

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей; развивать познавательный интерес к русскому языку через развитие творческой активности учащихся к изучению особенностей природы

Оборудование: учебник А.А. Плешакова "Окружающий мир", атлас-определитель "От земли до неба", компьютер; физическая карта России, карта области; коллекция полезных ископаемых, лупа, фильтр, колба, песок для проведения опыта.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, химия, география, чтение.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Наш урок сегодня будет немного необычным, а почему вы сможете ответить в конце урока.

- Прочитайте девиз нашего урока: Грызть гранит науки. (прилежно, старательно учиться) Подберите синонимы к данному выражению. (учиться, изучать)

- Запишите число. Что вы можете рассказать о данном словосочетании и о сегодняшнем дне? Спишите красиво данное выражение в маршрутный лист.


Маршрутный лист
DOCX / 22.08 Кб

- А эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова К. Паустовского «Любовь к родной стране начинается с любви к ...(природе)». Вставьте пропущенное слово, определите падеж, склонение.

- Как вы понимаете данную пословицу?( природа – это и есть частичка Родины, без любви к ней невозможно полюбить Отчизну, то место, где ты родился и вырос, свой город, страну)


Презентация
PPT / 17.07 Мб

- Загадка:

В нём живёт моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нём четыре стенки, крыша

И труба ещё повыше. (дом)

- Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём, это наша планета (вывешиваю плакат планеты на доску) Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о каких богатствах нашего края мы говорили на прошлом уроке (о водоёмах)

"Мозговой штурм".

фронтальный опрос

 – Что мы называем водоемами? (Водоемы это хранилища воды, которая нужна всему живому)

– На какие группы можно разделить водоемы?
– Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)
– Каково значение водоемов в жизни людей?
– Какие опасности угрожают водоемам?

- Вы уже знаете, что 2017 год по указу нашего президента В. Путина объявлен годом экологии в России.

- Что может привести к загрязнениям водоемов? Вы должны были нарисовать знаки по защите водоема. Проведите защиту своих работ.

– Как бороться с загрязнениями?
– Назовите водоемы нашего края. (Волга, Медведица, Хопер - Саратовская область, Чернава, Иргиз - Ивантеевский район)


 

-  Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, глиняные поделки, таблетки активированного угля, стакан, пластиковая бутылка, изделия из камней, статуэтка. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям).

Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых).

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное

путешествие». 1 мин. (нач. 32 сек. –конц.1мин 20 сек.)

- Смотреть нужно очень внимательно, чтобы ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои? (просмотр)

- О каких богатствах шла речь в просмотренном фрагменте?

- Каким термином их можно назвать?

- Почему их назвали «полезные»?

- А почему «ископаемые»? (Их добывают глубоко под землей).

- Что такое месторождение? (Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи)

- Вы верно ответили на вопросы. Действительно, посмотрите на экран: «Полезные ископаемые - это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, и используют во многих сферах жизнедеятельности».

- Значимость полезных ископаемых для человечества огромна! Это настоящее богатство нашей Земли!

- Как будет звучать тема нашего урока?

III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (3 мин.)

- Оказавшись под землей можно услышать спор, прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре

(Подготовленные ученики читают текст по ролям. Приложение 2)


Приложение
DOCX / 62.2 Кб

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль Земли,– говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. –  Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,– говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Кто знает, как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи)

- Давайте проверим, верны ли ваши предположения при помощи толкового словаря.

Учитель просит ученика найти значение слова «геолог».

- Геологи занимаются поиском полезных ископаемых. Для своих маршрутов они выбирают неисследованные, необжитые места.

- Как вы думаете, что геолог берет с собой в экспедицию?

- А еще среди снаряжения любого геолога можно обязательно найти полевой дневник – главный документ экспедиции, который хранят как зеницу ока.

- Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением сегодня будет ручка, полевой дневник – листы для записей, карта, учебник, атлас.

- В экспедицию отправится один геологический  отряд:

1. Наблюдательный

2. Любознательный

3. Находчивый

- Давайте составим план нашего урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? ) Я прошу всех взять с собой наблюдательность, любознательность, находчивость, выручку и взаимопомощь, т. к. выручка и взаимопомощь – необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.

Отправляемся в экспедицию.

- Вы, как геологи, сегодня на уроке будете работать с картой, а значит, придется напрягать глазки. Поэтому, чтобы подготовиться к работе, давайте выполним гимнастику для глаз.

Учитель демонстрирует физминутку для глаз.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1.Работа с физической картой России.

- Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?

- Откройте физическую карту в учебнике, с. 58- 59

- Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

- Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

Работа в тетради с. 71, з. 1.

2. Работа с физической картой Саратовской области.

- Ребята, посмотрите на карту. Что вы видите? Как вы думаете, почему я взяла именно карту Саратовской области? (живем в Саратовской области)

- Какую цель поставим перед собой?

- Саратовская область не богата полезными ископаемыми. Посмотрите на карту и скажите, какие полезные ископаемые добывают в нашей области? В нашем районе? (В области ведётся добыча строительного и силикатного песка, нефти, известняка, глины; а в нашем районе нефть, щебень)

Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.


 

Физкультминутка.

Мы геологами станем?
Да? – да! ( хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой)
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь («плывут»)
Ее не пролетишь («крылья»)
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой)


 

3. Работа в группе.

- Итак, начинаем нашу исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить полезное ископаемое, заполнить таблицу, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. Результаты ваших исследований записывайте в таблицу.

Правила работы. Инструктаж. (1ученик читает)

Работать дружно.

Уметь слушать мнение своего друга.

Не выкрикивать.

Работать тихо.

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить!

Чтоб почуять запах резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.

- Итак, отгадав ребус, вы узнаете какое полезное ископаемое мы будем исследовать первым.

не ь (нефть)

- Как образовалась нефть? (просмотр видео, после этого, дети сами характеризуют нефть)

- Рассмотрите образец данного полезного ископаемого и сделайте выводы.

Название полезного ископаемого

       

Свойства

       

Способы добычи

       

Применение

       

Условное обозначение

       


 

- Вы должны представить результаты своей работы. Ваш ответ должен быть чётким, интересным, кратким.

- В каком населенном пункте в нашем районе добывают нефть? Как это происходит?

- Итак, переходим к следующему полезному ископаемому. Отгадайте загадки.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

- Что вы можете сказать об этих полезных ископаемых. Вы должны были приготовить сообщение дома. Давайте проведем опыт и выделим главные их свойства.

 

Основные свойства

Песок

Глина

Цвет

 

 

Сыпучесть

 

 

Вязкость

 

 

Водопроницаемость

 

 

 

 

 

Опыты.

«Сыпучий песок» Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руку, он сыпучий.

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду» Укрепите в штативах две одинаковые воронки и поставьте под них стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду

«Посадим дерево» Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по Очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

«Где вода?» Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в стаканчики и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Актуализация знаний о тексте рассуждение. Работа с деформированным текстом.

Ученикам раздаются карточки с деформированным текстом, самостоятельная работа.

Восстанови порядок предложений и частей в тексте. Вставь пропущенные окончания существительных. Определи падеж и склонение существительных. Определите тип текста.

Почему же так понравился строителям кирпич? С давних пор строят из кирпич. . Очень он строителям понравился.

А они повсюду есть под рук.. . В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Во-первых, делают кирпич из глин. и песк. . Во-вторых, кирпич не горит и вод. не боится. Кроме того, в кирпичном дом. тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.

(С давних пор строят из кирпича. Очень он строителям понравился. Почему же так понравился строителям кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А он повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит и воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всём мире домов из кирпича.)

 

- И еще одно полезное ископаемое рассмотрим, разгадав ребус.

- Что вы можете о нем сказать? Используйте для информации учебник и атлас-определитель.

- Возьмите в руки карандаш. Найдите в нем полезное ископаемое. Это графит. Ваше дополнительное задание на дом. Найти информацию об этом полезном ископаемом.

- С какими полезными ископаемыми мы встречаемся в быту, используем каждый день. Да это соль. Что вы о ней знаете. (просмотр видео)

- А сейчас мы с вами подведем мини-итог.

- На какие группы можно разделить рассмотренные нами полезные ископаемые.

- Ребята, я вам предлагаю составить кластер, какие бывают полезные ископаемые.

Какие существуют виды полезных ископаемых? (составление кластера)


 

Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).

Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(7 мин.)

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

2. Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой! (Песок)

3. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

4. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

5. Он очень прочен и упруг,

Строителям -надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

6.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

7.

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Мы построили не только макет дома, в котором будет удобно и комфортно жить, но и создали развивающую среду в которой я надеюсь каждый найдет себя и сможет самореализоваться.

Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые? (сообщение ученика)

Экономично использовать

Оберегать от пожаров

Соблюдать правила перевозки

Заменять по возможности искусственными материалами

- Природа накапливала свои подземные богатства миллионы лет и они не восстанавливаются. Поэтому главная задача - охранять и бережно их использовать.

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые, которые образовались десятки и сотни миллионов лет назад, сегодня человек использует для производства необходимых для жизни благ. Запасы полезных ископаемых нельзя восстановить, а для их образования нужны миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.


 

- А как вы ребята, можете помочь в охране полезных ископаемых?

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин.) - Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых. Вставьте пропущенные слова и определите падеж и склонение существительных.

Слайд 20-27

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

- В начале урока я поставила перед вами задачи? Какие?

VII Включение в систему знаний и повторение (7 мин.)

Узнать полезное ископаемое по описанию и показать

1. Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением. (Торф)

2. Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен. (Железная руда)

3. Черный, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч. (Каменный уголь)

4. Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. (Гранит)

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов. (Известняк)

6. Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут. (Нефть)

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)


 

Тест. Проверь себя.

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

– Сегодня на уроке мы работали с разными картами, давайте тоже составим карту нашего настроения от урока окружающего мира. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению сейчас,  и прикрепите на карту.

- Какие открытия для себя сделали?

Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:

1-я строка - название стихотворе­ния, тема (обычно существительное);

2-я строка - описание темы (2 при­лагательных);

3-я строка - действие (обычно 3 гла­гола, относящихся к теме);

4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка - повторение сути, «си­ноним» 1-й строки (обычно существи­тельное).

Домашнее задание

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Написать мини-сочинение «Использование полезных ископаемых или продуктов их переработки в твоей семье». Найти пословицы о полезных ископаемых.

песня

Природных ископаемых земля хранит немало,

Так долго, миллионы лет, она их создавала.

И строя дом, кирпичный дом, кидая уголь в печь,

Мы скажем им спасибо и будем их беречь.


Самоанализ
DOCX / 18.56 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Алина Яковлевна Корогод, 04.01.18 в 17:11 1Ответить Пожаловаться
Ольга Васильевна! Вот теперь урок интересный и полный! Вы взялись за интеграцию окружающего мира и русского языка. Это сложно!!! Почему в целях урока нет пункта по теме урока "... Определение падежа, склонения имен существительных"? Вы очень много на уроке представили различных форм и методов работы: синквейн, мозговой штурм, кластеры. В начальной школе такая работа интересна детям, но трудна. Вы МОЛОДЕЦ!!!
Панюкова Ольга Васильевна, 04.01.18 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте. Спасибо за оценку! Так как основной урок идет урок окружающего мира в дополнении с русским языком. Сначала в цели был пункт: формирование знаний учащихся в определении падежа имен существительных, потом убрала, были причины. Да,сложно.Но наши дети справляются,им очень нравится; тем более их(детей) у нас мало!!!
Карине Рафаеловна, 04.01.18 в 18:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок!
Мельникова Светлана Федоровна, 05.01.18 в 00:48 1Ответить Пожаловаться
Две сложнейшие темы на одном уроке... Очень объемное домашнее задание.
Панюкова Ольга Васильевна, 05.01.18 в 11:01 1Ответить Пожаловаться
Тема по русскому языку - повторение.А домашнее задание дифференцированное - всегда по ФГОС.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.