Интегрированный урок биологии и географии с мультимедийной поддержкой «Пречистый край... »
Пояснительная записка к презентации
УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «ПРЕЧИСТЫЙ КРАЙ!?»
(данная разработка может быть использована для учащихся 5-11 классов как на уроке, так во внеурочной работе по биологии, географии, экологии, краеведению).
Цели:
познакомить школьников с некоторыми экологическими проблемами Фрунзенского района (территории бывшего села Крест), обратить внимание учащихся на важность данных проблем;
акцентировать внимание на том, что же конкретно сами учащиеся-жители нашего района уже сегодня могут сделать для улучшения экологической обстановки в своем общем доме – своей малой Родине («Мыслить глобально, действовать локально!»).
ХОД УРОКА: (основой проведения является презентация «Пречистый Край»)
«ПРЕЧИСТЫЙ КРАЙ!?» (слайд 1) - этот емкий и светлый образ, отражающий чувства людей к своей малой Родине, стал своеобразной темой нашего урока, а девизом стало высказывание известного ученого путешественника Жака Ива Кусто. Мы проживаем в определенной окружающей среде. Загрязнение, которой делает нас больными, угрожает нашей жизни, грозить иногда гибелью человеку. Человечество предпринимает гигантские усилия для спасения окружающей среды. Но нельзя ограничиваться только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда созданная культурой его предков и им самим. Поэтому, и возникли в современной экологии 2 раздела: биологическая экология и экология культуры. Понятии о последней разработал выдающийся российский ученый, академик Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (слайд 2). Именно он предложил понятие «экология культуры», подразумевающее бережное осознанное сохранение человеком среды, доставшейся ему от предков. С деятельностью этого ученого связан и разработанный несколько лет назад – проект Экологии культуры Ярославской области.
Поэтому, изучение состояния объектов природы является важным делом всех и каждого, так же как, и их сохранение для потомков. Но все ли так хорошо даже в нашем микрорайоне, расположенном на территории бывшего села Крест? Какие существуют проблемы в охране отдельных компонентов природы рядом с нами? А главное – знаем ли мы о них? И что можем сделать мы для их решения?
Один из охраняемых объектов района – это Крестовский карьер….(презентация «Крестовский карьер»).
Кроме проблемы сохранения геологического памятника – Крестовского карьера, существует и множество других, например, как Крестовский пруд (слайд 3). Это единственный пруд, оставшийся от 7, знаменитого каскада Крестобогородских прудов. Один из прудов находился за ДК Нефтяников, в нем стирали белье, он считался грязным. Другой пруд, ныне Крестовский, был чистым (!), туда ходили за водой, помыться. А во время половодья, весной вода из него перетекала в пруд, который был за зданием ж/д техникума. И в это время мужики собирали рыбу в плетеные короба по всей дороге Московского тракта. Крестовский пруд имел два известных по округе места: «рябинка», где сейчас некоторые смельчаки купаются, это ближе к Московскому проспекту, и «бабий вал», где был пологий берег. Женщины облюбовали это место, т.к. здесь можно было умыться после тяжелой работы на полях, которые были на месте «Атланта» и «Арены-2000». Но настоящее пруда мы знает очень плачевно….Он захламлен грудами мусора и бутылок от гуляющий в парке людей, в него стекают грязные воды от снега и дождя с окружающих улиц….
Но не всегда сохранение объектов природы так запущено, как с Крестовским прудом. Например, история знаменитой сосны у ДК Нефтяников (слайд 4). Учащиеся нашей школы узнали, что оказывается эта сосна имеет свое собственное имя Пыжихина, потому что росла она когда-то в огороде женщины про прозвищу «Пыжиха». Женщина была Пыжиха, а муж – Пыж, он был оружейник и набивал в ружья пыжи, отсюда и прозвища. Спасибо, строителям, сохранили сосну-красавицу!
Поэтому, сохранение и охрана окружающей среды, ее компонентов является делом каждого из нас, что отражено и в Конституции РФ (слайд 5).
Хотя в сохранении природы существует 2 проблемы: сохранить необходимо, но экономически это не выгодно или не возможно…(слайд 6).
А теперь давайте подумаем! А что же мы с вами можем сделать для решения проблем сохранения нашей малой Родины? Поэтому, я хочу предложить вам следующие задания…
РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ (5-6 человек):
1 группа – написать обращение к мэру г. Ярославля с конкретными предложениями по сохранению Крестовского пруда;
2 группа – создание плаката по охране Крестовского пруда;
3 группа – создание листовки с информацией о Крестовском карьере;
4 группа – миниагитбригада (дается опережающее задание) выступление с экологическими частушками.
10. Представление результатов работы группами
11. Подведение итогов урока (итоговое слово учителя)
Пречистый край
PPT / 1.08 Мб