Интегрированный урок в 9 классе «Эхо Чернобыля» (физика, биология, история, ОБЖ)

4
0
Материал опубликован 28 April 2016

Тема урока: Эхо Чернобыля.

Класс - 9 (или 10).

Цель

Формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

 

Особенности урока

Данный урок является финальной частью общего краткосрочного информационного проекта (время на подготовку- неделя), посвященный 30-ти летней годовщине взрыва на ЧАЭС.

Подготовительная работа:

Класс по желанию делится на четыре группы: физиков, историков, биологов , ОБЖ.

На своём опыте могу сказать , что деление происходит быстро (за счёт разностороннего, богатого выбора)

Далее подготовка проектов осуществляется традиционно.

Даётся день на постановление целей и обсуждение задач проектов, выработка плана работы, распределение ролей в группе.

С первыми набросками учащиеся приходят к своим кураторам –учителям предметникам, которые дают им консультацию.(Примечание: дети «разошлись»и беседовали с врачами , и даже нашли ликвидатора ЧАЭС, увы он не смог посетить урок, но с удовольствием дал интервью ребятам)

Затем учащиеся работают над созданием проекта по плану, выбирают презентатора на защиту работы.

Заранее учитель даёт критерии по котрым будут оценивается их работа.

Оборудование

проектор, компьютер, экран, оценочные карты .

Задачи

Способствовать формированию знаний о строении и принципе работы атомного реактора;

Способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности;

Способствовать воспитанию духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;

Развить позитивную активную жизненную позицию;

Развивать психические процессы (память, внимание, мышление), речь.

Способствовать развитию умений самостоятельной добычи знаний из различных источников, взятие интервью у ликвидатора последствий взрыва на ЧАЭС; организовывать , планировать, осуществлять проектно- информационную деятельность

УУД

Регулятивные

-целеполагание- постановка цели и задач своего будущего проекта;

·планирование — определение последовательности промежуточных целей при разработке проекта с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование — предвосхищение результата своего проекта, его временных характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданными требованиями с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·коррекция — внесение коррективов при необходимости в план действия в случае расхождения с требованиями,

· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

познавательные

Общеучебные универсальные действия:

·поиск и выделение необходимой информации, с использованием ИКТ и других источников информации;

·структурирование знаний;

· построение плана защиты презентации;

· ·смысловое чтение;

Логические универсальные действия:

·анализ объектов ·синтез , выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

коммуникативные

·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

·постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

личностные

·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование, ;

·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Планируемые результаты

Разработка и защита четырёх групповых проектов по теме чернобыльской аварии, имеющие разную направленность (историческую, физическую, биологическую, здоровьесберегающую) ;

Этапы

урока

Время этапа

Методы,

приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1. Орг.

момент

2 мин.

Словесный.

Приветствует учеников.

Проверка готовности учащихся. Настрой на

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Учащиеся уже сидят по группам

Личностные: самоор-ганизация.

Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,.

2. Мотивационно-целевой этап

5 мин.

Словесный.

Использование

технических средств.

Вступительное слово учителя.

Обеспечит музыкально-визуальное сопровождение чтецам.

26 апреля 1986 года… Эта дата будет помниться еще нескольким поколениям украинцев, белорусов и россиян как день и год, когда произошла ужасная техногенная авария. Когда все это случилось, пожалуй, даже самые опытные эксперты полностью и до конца не осознавали, что же нас всех ждет впоследствии. Катастрофа 26 апреля 1986 года повлекла за собой тысячи смертей и болезней, зараженные леса, отравленную воду и почву, мутации растений и животных. Кроме всего прочего, на карте Украины появилась тридцатикилометровая зона отчуждения, проезд на территорию которой возможен только при наличии специального разрешающего документа. Как всегда в эту дату мы вспоминаем и говорим о произошедшем.Вы целую неделю работали над своими проектами и вот наконец настал тот момент, когда можно представить результат проделанной работы и поделится впечатлениями.

Ученики декламируют стихотворение Р. Рождественского «Огромное Небо»

 

 

 

3.основной информационный этап

20-25 мин.

Защита проектов

Учитель даёт поочерёдно выступить группам, вначале исторической затем физической, биологической и здоровьесберегающей.

Раздаёт оценочные листы с помощью которых учащиеся оценивают выступление других команд по предложенным критериям.

Защищают свои проекты

 

 

 

 

Личностные: прояв-ление интереса и активности

Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать переработанную информацию;

4. Обсуждение информационной части.

10-15 мин.

Интервьюирование групп с элементами дискуссии

Учитель предлагает задать вопросы , которые группы приготовили заранее и те , которые появились у них в процессе защиты презентаций.

Учитель предлагает на оценочных листах оценить группам друг друга на этом этапе .

Группы поочерёдно задают вопросы другим командам по их подготовленной теме.

Личностные: осознание своих возможностей и значимости себяв рамках группы.

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

5. Рефлексивно-оценочный этап.

5-10 мин.

Взаимооценивание

Учитель предлагает посоветоваться группам и дать отметку работы другим командам , присуждая им 1, 2, 3 баллов; далее, на основе оценочных листов учитель подсчитывает полученные баллы в ходе урока и дополнительно сам выставляет свои баллы за проделанную работу, аргументируя их. Подводит итоги.

Группы проводят взаимооценивание других групп, а также внутри группы, заполняют рефлексивные листы, выбирают лучший проект(по возможности)

Личностные: умение провести самооценку

Регулятивные: построение логической цепочки оценочных рассуждений

Познавательные: умение выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

6 Итог урока

2-5 мин

Словесный

Сегодня ваши группы приготовили удивительные проекты, вы продуктивно поработали, изучили огромное количество информации, консультировались с учителями предметниками и с врачами. Вам удалось найти ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и взять у него интервью. Я могу сказать , что всё у вас получилось на отлично, вы большие молодцы.

Учитель подводит итог, предлагает высказаться детям.

Учащиеся по желанию делятся впечатлениями ою уроке , о подготовке к нему. интересными моментами

Личностные: Объяснять смысл своих оценок, эмоций, мотивов, целей

Примечание При составлении урока использовался материал с сайтов Артюх Валентины, Симигук Елена Ивановна

Критерии оценивания презентации проекта (учителем)

1.

Владение материалом

- не может рассказать

0

- Материал излагает частично

1

- Материал излагает не последовательно

2

- Владеет материалом в полном объеме

3

2.

Актуальность проекта:

- не актуален

0

- частичное изложение актуальности

2

-актуален, но нет практической значимости

5

- актуален, практико-ориентирован

7

3.

Легкость изложения

- нет ясности изложения

1

- излагает, не формулирует идею проекта

2

- излагает, формулирует основные мысли

3

- легкость, доступность, полнота изложения

5

4

Умение отвечать на вопросы

Умение отвечать на вопросы

2

Умение показать логичность, исследований

3

Использование приемов доказательства актуальности проекта

4

Изложение перспектив развития проекта

5

   

Максимальный балл

20

Перед презентацией обратиться к учащимся:

«Когда вы желаете обратиться с вопросом к автору проекта, четко формулируйте его.

Можете сообщить свою позицию и мнение о проекте.

Презентация должна быть краткой, по существу, можете воспользоваться ЦОИР-формулой:

Ц – цель(в чем заключается цель проекта, задачи)
О – обоснование (зачем и почему вы выполнили проект)
И – исследования (ваши доводы о необходимости проекта на основании результатов исследования)
Р – результат (какой результат и его перспективы))

Вся презентация должна занимать 4-7 мин.».
 

Карточка САМООЦЕНКИ и взаимооценки презентации проекта

Очки

Действия участников

Участники

+1

Изложение цели проекта

           

+2

Использование доказательства, подтверждающих актуальность проекта

           

+1

Заинтересованность слушателей презентацией проекта

           

+1

Вопросы на уточнение

           

+2

Формулирование значимости проекта и его перспектив

           

+2

Выявление замечаний

           

- 2

Отсутствие заинтересованности проектом

           

- 2

Защита с долгими паузами

           

- 1

Несущественные замечания

           

- 3

Отсутствие ответов на вопросы

           

- 3

Не корректное поведение при защите о ответах на вопросы

           
 

Всего очков:

           

Обобщающий лист оценки, самооценки и взаимооценки работы на дискуссии

 

Ф.И. ученика

Оценка ученика

(очки самооценки)

Оценка группы

(очки взаимооценки)

Оценка учителя

(макс балл по критериям)

       
       
       

 

Комментарии
Комментариев пока нет.