12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Савченко Юлия Алексеевна91 Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский |
Интегрированный урок в 9 классе «Эхо Чернобыля» (Физика, биология, история, ОБЖ)
Тема урока: Эхо Чернобыля.
Класс - 9 (или 10).
Цель | Формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.
|
Особенности урока | Данный урок является финальной частью общего краткосрочного информационного проекта (время на подготовку- неделя), посвященный 30-ти летней годовщине взрыва на ЧАЭС. Подготовительная работа: Класс по желанию делится на четыре группы: физиков, историков, биологов , ОБЖ. На своём опыте могу сказать , что деление происходит быстро (за счёт разностороннего, богатого выбора) Далее подготовка проектов осуществляется традиционно. Даётся день на постановление целей и обсуждение задач проектов, выработка плана работы, распределение ролей в группе. С первыми набросками учащиеся приходят к своим кураторам –учителям предметникам, которые дают им консультацию.(Примечание: дети «разошлись»и беседовали с врачами , и даже нашли ликвидатора ЧАЭС, увы он не смог посетить урок, но с удовольствием дал интервью ребятам) Затем учащиеся работают над созданием проекта по плану, выбирают презентатора на защиту работы. Заранее учитель даёт критерии по котрым будут оценивается их работа. |
Оборудование | проектор, компьютер, экран, оценочные карты . |
Задачи | Способствовать формированию знаний о строении и принципе работы атомного реактора; Способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности; Способствовать воспитанию духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе; Развить позитивную активную жизненную позицию; Развивать психические процессы (память, внимание, мышление), речь. Способствовать развитию умений самостоятельной добычи знаний из различных источников, взятие интервью у ликвидатора последствий взрыва на ЧАЭС; организовывать , планировать, осуществлять проектно- информационную деятельность |
УУД | Регулятивные -целеполагание- постановка цели и задач своего будущего проекта; ·планирование — определение последовательности промежуточных целей при разработке проекта с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ·прогнозирование — предвосхищение результата своего проекта, его временных характеристик; ·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданными требованиями с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ·коррекция — внесение коррективов при необходимости в план действия в случае расхождения с требованиями, · оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; познавательные Общеучебные универсальные действия: ·поиск и выделение необходимой информации, с использованием ИКТ и других источников информации; ·структурирование знаний; · построение плана защиты презентации; · ·смысловое чтение; Логические универсальные действия: ·анализ объектов ·синтез , выведение следствий; ·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Постановка и решение проблемы: ·формулирование проблемы; ·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. коммуникативные ·планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ·постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ·разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ·управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; ·умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. личностные ·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; ·смыслообразование, ; ·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Планируемые результаты | Разработка и защита четырёх групповых проектов по теме чернобыльской аварии, имеющие разную направленность (историческую, физическую, биологическую, здоровьесберегающую) ; |
Этапы урока | Время этапа | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Орг. момент | 2 мин. | Словесный. | Приветствует учеников. Проверка готовности учащихся. Настрой на | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Учащиеся уже сидят по группам | Личностные: самоор-ганизация. Регулятивные: способ-ность регулировать свои действия,. |
2. Мотивационно-целевой этап | 5 мин. | Словесный. Использование технических средств. | Вступительное слово учителя. Обеспечит музыкально-визуальное сопровождение чтецам. 26 апреля 1986 года… Эта дата будет помниться еще нескольким поколениям украинцев, белорусов и россиян как день и год, когда произошла ужасная техногенная авария. Когда все это случилось, пожалуй, даже самые опытные эксперты полностью и до конца не осознавали, что же нас всех ждет впоследствии. Катастрофа 26 апреля 1986 года повлекла за собой тысячи смертей и болезней, зараженные леса, отравленную воду и почву, мутации растений и животных. Кроме всего прочего, на карте Украины появилась тридцатикилометровая зона отчуждения, проезд на территорию которой возможен только при наличии специального разрешающего документа. Как всегда в эту дату мы вспоминаем и говорим о произошедшем.Вы целую неделю работали над своими проектами и вот наконец настал тот момент, когда можно представить результат проделанной работы и поделится впечатлениями. | Ученики декламируют стихотворение Р. Рождественского «Огромное Небо»
| |
3.основной информационный этап | 20-25 мин. | Защита проектов | Учитель даёт поочерёдно выступить группам, вначале исторической затем физической, биологической и здоровьесберегающей. Раздаёт оценочные листы с помощью которых учащиеся оценивают выступление других команд по предложенным критериям. | Защищают свои проекты
| Личностные: прояв-ление интереса и активности Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать переработанную информацию; |
4. Обсуждение информационной части. | 10-15 мин. | Интервьюирование групп с элементами дискуссии | Учитель предлагает задать вопросы , которые группы приготовили заранее и те , которые появились у них в процессе защиты презентаций. Учитель предлагает на оценочных листах оценить группам друг друга на этом этапе . | Группы поочерёдно задают вопросы другим командам по их подготовленной теме. | Личностные: осознание своих возможностей и значимости себяв рамках группы. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
5. Рефлексивно-оценочный этап. | 5-10 мин. | Взаимооценивание | Учитель предлагает посоветоваться группам и дать отметку работы другим командам , присуждая им 1, 2, 3 баллов; далее, на основе оценочных листов учитель подсчитывает полученные баллы в ходе урока и дополнительно сам выставляет свои баллы за проделанную работу, аргументируя их. Подводит итоги. | Группы проводят взаимооценивание других групп, а также внутри группы, заполняют рефлексивные листы, выбирают лучший проект(по возможности) | Личностные: умение провести самооценку Регулятивные: построение логической цепочки оценочных рассуждений Познавательные: умение выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. |
6 Итог урока | 2-5 мин | Словесный | Сегодня ваши группы приготовили удивительные проекты, вы продуктивно поработали, изучили огромное количество информации, консультировались с учителями предметниками и с врачами. Вам удалось найти ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС и взять у него интервью. Я могу сказать , что всё у вас получилось на отлично, вы большие молодцы. Учитель подводит итог, предлагает высказаться детям. | Учащиеся по желанию делятся впечатлениями ою уроке , о подготовке к нему. интересными моментами | Личностные: Объяснять смысл своих оценок, эмоций, мотивов, целей |
Примечание При составлении урока использовался материал с сайтов Артюх Валентины,
Критерии оценивания презентации проекта (учителем)
1. | Владение материалом | - не может рассказать | 0 |
- Материал излагает частично | 1 | ||
- Материал излагает не последовательно | 2 | ||
- Владеет материалом в полном объеме | 3 | ||
2. | Актуальность проекта: | - не актуален | 0 |
- частичное изложение актуальности | 2 | ||
-актуален, но нет практической значимости | 5 | ||
- актуален, практико-ориентирован | 7 | ||
3. | Легкость изложения | - нет ясности изложения | 1 |
- излагает, не формулирует идею проекта | 2 | ||
- излагает, формулирует основные мысли | 3 | ||
- легкость, доступность, полнота изложения | 5 | ||
4 | Умение отвечать на вопросы | Умение отвечать на вопросы | 2 |
Умение показать логичность, исследований | 3 | ||
Использование приемов доказательства актуальности проекта | 4 | ||
Изложение перспектив развития проекта | 5 | ||
Максимальный балл | 20 |
Перед презентацией обратиться к учащимся:
«Когда вы желаете обратиться с вопросом к автору проекта, четко формулируйте его.
Можете сообщить свою позицию и мнение о проекте.
Презентация должна быть краткой, по существу, можете воспользоваться ЦОИР-формулой:
Ц – цель(в чем заключается цель проекта, задачи)
О – обоснование (зачем и почему вы выполнили проект)
И – исследования (ваши доводы о необходимости проекта на основании результатов исследования)
Р – результат (какой результат и его перспективы))
Вся презентация должна занимать 4-7 мин.».
Карточка САМООЦЕНКИ и взаимооценки презентации проекта
Очки | Действия участников | Участники | |||||
+1 | Изложение цели проекта | ||||||
+2 | Использование доказательства, подтверждающих актуальность проекта | ||||||
+1 | Заинтересованность слушателей презентацией проекта | ||||||
+1 | Вопросы на уточнение | ||||||
+2 | Формулирование значимости проекта и его перспектив | ||||||
+2 | Выявление замечаний | ||||||
- 2 | Отсутствие заинтересованности проектом | ||||||
- 2 | Защита с долгими паузами | ||||||
- 1 | Несущественные замечания | ||||||
- 3 | Отсутствие ответов на вопросы | ||||||
- 3 | Не корректное поведение при защите о ответах на вопросы | ||||||
Всего очков: |
Обобщающий лист оценки, самооценки и взаимооценки работы на дискуссии
Ф.И. ученика | Оценка ученика (очки самооценки) | Оценка группы (очки взаимооценки) | Оценка учителя (макс балл по критериям) |