Интегрированный урок по русскому языку, чтению и музыке на тему «Словесный этюд "Как красива природа..!"»
Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению и музыке.
Зибер Людмила Павловна,
учитель начальных классов,
Леттрари Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 11»
Пермский край, г. Чайковский
Класс: 4, 2 часа
Тема: Словесная этюд: «Как красива природа …! ».
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН с использованием интеграции
Личностные:
развивать:
эмоционально-ценностное отношение к красоте природы;
любовь к богатству русского языка и его выразительным возможностям;
мотивировать к созданию творческой работы;
Метапредметные:
уметь:
использовать выразительные средства в практической деятельности;
передавать своё отношение к временам года;
высказывать свою точку зрения и аргументировать её;
коммуникативные навыки учащихся.
Предметные:
учить:
правильно оформлять устные и письменные высказывания
обогащать речь учащихся выразительными и языковыми средствами
составлять словесную зарисовку на заданную тему (по выбору);
Интеграция предметных линий:
литературное чтение – произведения русских поэтов о красоте времен года;
музыка – произведение П.И. Чайковского «Времена года»;
изобразительное искусство – картины художников по теме «Как красива природа!»
Оборудование: слова-опоры с названиями выразительных средств, листы с текстами (для парной работы), оценочные листы, картины с изображением природы, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года», презентация «Как красива природа!».
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
|
Приветствует детей. Настраивает на активную работу |
Проверяют свою готовность к уроку |
|
||
2 |
Актуализация знаний |
Презентация: Как красива природа Презентация «Как красива природа! (сопровождается музыкой) 2-4слайды |
Вашему вниманию предлагаю репродукции картин русских живописцев, посвященных природе. Что объединяет все эти картины? Какое время года, по– вашему, самое красивое? Действительно, каждое время года красиво по- своему и у каждого свое любимое время года. |
Дети смотрят слайды и слушают музыку П. Чайковского Ответы детей. |
Личностные: - Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Регулятивные: организация рабочего места |
||
Интерактивное задание№1 «Прослушайте аудиозапись и установите соответствие с понятием» |
Красоту природы воспевают не только художники и композиторы, но еще поэты и писатели. - Благодаря чему произведения звучат ярко, выразительно, влияют на настроение слушателя? -Вспомните, какие выразительные средства вам уже знакомы? - Прослушайте аудиозапись и установите соответствие с литературным понятием |
Называют выразительные средства и прикрепляют их названия на доску. Устанавливают соответствие между фрагментами стихотворений русских |
Личностные: - способствовать формированию понимания красоты времен года через литературные и музыкальные произведения. Коммуникативные: развивать умения слушать, вступать в диалог, формулировать высказывания и аргументировать своё мнение. Познавательные: развивать мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) |
||||
3 |
Постановка учебной задачи |
Сегодня вы попробуете стать автором словесного этюда о любимом времени года? Какие умения необходимы, чтобы создать словесный этюд? |
Дети принимают учебную задачу, формулируют образовательные цели урока. Умения: - стилистически правильно строить предложения и орфографически грамотно записывать; - использовать разные выразительные средства в тексте; - выдерживать структуру текста- описания; - редактировать собственный текст |
Регулятивные: - формулировать цель урока; - ставить учебные задачи в соответствии с темой |
|||
4. |
Решение учебной задачи |
Интерактивное задание № 2 «Выбери понятие» |
Словесная этюд -это небольшой текст с использованием разнообразных выразительных средств: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты. Чтобы создать красивый словесный этюд, необходимо умело пользоваться выразительными средствами. Давайте выполним несколько заданий, которые помогут вам справиться с творческим заданием. Дайте правильное определение каждому выразительному средству. |
Принимают учебную задачу |
Личностные: - развивать эстетическое наслаждение красотой
природы. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге; - умение работать в паре; Регулятивные: - планировать и выполнять задание в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: -умение использовать знания при выполнении разных заданий, развивать мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение. Личностные: - интерес к созданию творческого продукта. Познавательные: - использовать приобретённые знания при написании работы. |
||
|
Интерактивное задание №3 (конструктор упражнений) «Пазлы» |
Даны строчки из стихотворения. Подберите недостающее слово, которое было использовано автором. Назовите это выразительное средство. |
К каждому определению выбирают понятие. |
||||
Интерактивное задание № 4 «Кроссворд» (конструктор упражнений) |
-Дополните слово в этой фразе. Назовите это выразительное средство. |
Выбирают недостающее слово и называют приём - олицетворение. Выбирают недостающее слово и называют приём – олицетворение, сравнение, метафора, эпитет |
|||||
Интерактивное задание №5 «В мире искусства» (конструктор упражнений) https://docs.google.com/forms/d/1J4ksZUrKWXP5scu6_igZptyGk7kEh8VrEQpu4tqiFu4/edit |
- Выполнение этого задания поможет вам написать словесный этюд: 1. Выбери выразительные средства для описания леса на картине Э.Колесниковой "Золотая осень". 2. Найди подходящие словосочетания для описания снега в картине И. Похитонова "Зимняя сказка" 3. Рассмотри внимательно картину художника и выбери точные слова для выражения своих чувств от увиденной картины. В. Волкова "Летний день" |
Рассматривают картину и выполняют задания |
|||||
Работа с деформированным текстом. Презентация «Как красива |
Прочитайте текст на листочке и выполните задание: подберите подходящие по смыслу слова. пороша. В лесу очень …. и так тепло, что только вот не тает. Деревья ……. снегом, ели повесили … тяжелые ….. лапы, березы ….. и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали …. арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель ……, а береза плачет. |
Работают в паре: подбирают и записывают в тексте подходящие по смыслу слова. |
|||||
Слова для справок: тихо, безмолвно; окружены, накрылись; громадные, огромные; склонились, нагнулись; кружевными, ажурными, узорчатые; царствует, главенствует; |
|||||||
Проверка по образцу |
Сверяют по образцу на слайде |
||||||
5 |
Практическая работа. |
Составление обучающимися словесного этюда «Как красива природа …!». |
А теперь вы готовы написать словесный этюд о своем любимом времени года, используя выразительные средства. Запишите тему сочинения «Как красива природа …». дополнив уточняющим словом (весной, зимой, летом, осенью). |
Записывают название темы сочинения, дополняя недостающим словом. Пишут словесный этюд |
|
||
6 |
Презентация творческой работы. |
Демонстрация своей работы |
Предлагает озвучить текст. |
Читают словесные этюды |
Коммуникативные: - умение представлять свой продукт деятельности. Регулятивные: - оценивают творческую работу |
||
7 |
Рефлексия |
Оценочный лист (Приложение 1). |
Предлагает зафиксировать результат своей работы в оценочном листе по 4 критериям (умениям): 2 балла - умение сформировано в полной мере; 1 балла – частично; 0 балл – не сформировано |
Умения: - стилистически правильно строить предложения и орфографически грамотно записывать; - использовать разные выразительные средства в тексте; - выдерживать структуру текста- описания; - редактировать собственный текст |
Личностное: - понимания красоты времен года через личностное восприятие - Регулятивные: - оценивание текстов |
||
8. |
Домашняя работа |
Используем приём «QR-код» |
Д.З Нарисуйте иллюстрацию |
Готовятся к художественной выставке рисунков «Как красива природа …». по своим текстам. |
Приложение № 1
Умения: |
Строить, записывать текст |
Использовать выразительные средства |
Соблюдать структуру |
Редактировать |
2 б. |
||||
1 б. |
||||
0 б. |