12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Людмила Германовна27
Россия, Чувашская респ., Канашский район, деревня Хучель
2

Интегрированный урок в 7 классе по теме «Плотность»



Тема урока: «Плотность вещества». 7 класс.

Тип урока: интегрированный урок – физика и информатика

Используемые технологии: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
  • Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
  • Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие:

  • Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
  • Развивать способности выдвигать гипотезы;
  • Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
  • Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.

План урока:

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала

Домашнее задание, подведение итогов.

 

Ход урока:

Приветствие учащихся и отмечание отсутствующих в журнале (2 мин)

К доске вызываются трое учащихся для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.

Оборудование: весы, гири, тела различной массы.

Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.

Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.

Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.

Результаты записываются на доске.

Одновременно класс отвечает на вопросы теста с целью повторения пройденного материала и проверки знаний. (5 мин) (Приложение 1) Затем учащиеся меняются с соседом по парте работами и проверяют работу (пишут на листочке другим цветом работу проверил… и ставят оценку). Баллы показана на экране. (3 мин). Если группа учащихся еще не закончила измерение масс, то тест можно проверить уже вместе с учащимися.

Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. (26 мин.)

Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?

Предлагается задача: как определить массу кирпича лежащего на столе с помощью линейки? (Ребята дать ответ, возможно, не смогут, тогда подводится итог, что мы сегодня на уроке это обязательно сделаем).

             

Теперь мы можем посмотреть работу экспертной группы : 

 m1    m2

Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?

m1 > m2

Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)

1     2                            

V1 = V2                 

 m2 > m1

Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

  

                                

V2 >V1;     m1 = m2

    m1            m2

Тела одинаковой массы стальное тело и кусок хлеба массой 125г. (Можно внести информацию о битве под Москвой, о том что с 20.11.по 25.12.1941г. на неработающего человека давали 125г. хлеба, а на работающего - 250г.; (слайд №5)

Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают вывод.

Масса тела зависит от объема тела и вещества.

Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.

Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы.                          m- масса,      V- объем,          ρ - плотность

Единица измерения плотности в СИ: 1 кг/ м3, 1 г/см3.

Давайте переведем единицы из г/см3 в кг/м3.

1 г/см3= 0,001кг/ 0,000001м3= 10-3кг/10-6м3= 103 кг/м3

Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?

Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м3 имеет массу 19300 кг.

Несколько значений на выбор комментируют учащие

Как плотность связана с внутренним строением вещества?

Давайте вспомним 3 положения МКТ (ребята называют 3 положения)

Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.

Рис.1

На изображении мы видим, что молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри тела. Таким образом, можно ли сказать, что плотность зависит от массы и объема тела? (Ребята дают ответ «нет»).

Теперь введя понятие плотности, давайте вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу кирпича с помощью линейки?

Ребята называют способ нахождения массы, наиболее активный учащийся вызывается к доске решать задачу на нахождение массы кирпича.

m-? СИ m=V*ρ

а= V=a*b*c

b= m=ρ·*a*b*c

c=

ρ=1800 кг/м3 Ответ: m=

 

Закрепление изученного материала. (7 мин.)

Ребята отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

Как можно определить плотность вещества?

Зависит ли плотность от массы и объема тела?

Зачем нужно знать плотность вещества?

Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

Если останется время можно решить несколько качественных задач. Например:

Какая из трех ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебряная – имеют больший объем?

Уменьшается или увеличивается плотность твердых тел при нагревании?

Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро с морской водой?

 

5. Подведение итогов

Итак, заполните, пожалуйста, строчки:

Я узнал _____________________________

Я понял ________________________________

Итог работы ____________________________

Ребятам, хорошо отвечающим на уроке, объявляются оценки, на экране высвечивается домашнее задание. (2 мин)

 

Используемая литература и сайты:

1. Перышкин, А. В., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. – 198 с.

2. Л.А.Кирик. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике 7 класс, изд.

 

Презентация:

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1461784065.pptx (Презентация к уроку " Плотность")

Опубликовано


Комментарии (1)

власова Наталья Николаевна, 11.05.16 в 16:49 0Ответить Пожаловаться
Людмила Германовна, спасибо за подробный план урока. Можно я выскажу несколько рекомендаций?
1)Мне кажется, что сократить время можно, если использовать результаты лабораторной работы предыдущего урока "Определение массы тел взвешиванием", подобрав для нее нужные тела.
2)Дети многие понятия понимают наглядно. Я беру в руки метр, отмеряю расстояние и вот перед нами куб с длиной ребра 1 м. Вопрос детям "Кто сможет его перенести с места на место, если он сплошной и сделан из.....".
3) Предложила бы экспериментальную задачу "Налейте в стакан 120 г воды" или "...120 г масла". Или ещё интереснее "соленой воды".
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.