Интегрированное занятие эколого-познавательного содержания для старшего дошкольного возраста «Лесная газета»
АВТОР: Полухина Лариса Петровна,
воспитатель, высшая квалификационная
категория.
Призер городского конкурса «Неделя педагогического мастерства»
«Лесная газета»
Весенний выпуск «Лесной газеты»
Конспект
интегрированного занятия эколого-познавательного содержания
с элементами художественно-продуктивной деятельности
для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи.
Образовательная область: «Познание»
Цель: Закреплять и расширять имеющиеся у детей представления о весне, как времени года.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках второго месяца весны – апреля;
- закреплять названия весенних месяцев;
- учить детей правилам поведения в природе;
- закреплять и расширять знания о насекомых и перелётных птицах;
- обобщать имеющиеся у детей знания о профессии журналиста.
Развивающие:
- формировать у детей элементы экологического сознания;
- развивать логическое мышление, речь;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе, окружающему миру;
- воспитывать дружеское отношение друг к другу через совместную деятельность.
Коррекционные:
- расширять словарный запас по темам «Весна», «Птицы», «Насекомые»;
- формировать навыки составления небольшого рассказа (работа над последовательностью, связностью высказываний);
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- работать над дыханием, формированием длительного выдоха;
- коррекция мелкой моторики руки;
- контролировать поставленные звуки.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»
Словарная работа:
Активный словарь: обогащение словаря прилагательными по теме «Весна»: солнечная, весёлая, дождливая, звонкая, радостная.
Пассивный словарь: корреспондент, редактор, кроссворд, пиктограмма, коллаж, снегогон, пашня, стог.
Оборудование и пособия:
Макет газеты, письма с рисунками детей из разных возрастных групп, пиктограммы, иллюстрации на тему «Весна», экологическое дерево с набором карточек различных птиц, наборы рисунков к игре «Так можно, а так нельзя», мольберт, клеёнки, кисти, клей, салфетки для каждого ребёнка.
Технические средства:
магнитофон, записи: голоса птиц, П.И. Чайковский «Песня жаворонка».
Место проведения:
Живой уголок ДОУ, экологический класс.
Алгоритм занятия:
Вводная часть.
Основная часть:
Рассматривание рисунков, составление рассказов, чтение пиктографического письма.
Определение основной темы «Лесной газеты»
Работа в подгруппах
Дидактическая игра «Найди домик для птиц»
Психорефлексивная игра «Согреем птенца»
Экологическая игра «Так нельзя, а так можно и нужно»
Звуковой кроссворд
Заключительная часть
Методы и приёмы:
Метод наглядного обучения (использование рисунков детей, иллюстраций, пиктограмм, дидактических карточек).
Словесный метод (рассказ воспитателя, составление рассказа детьми, экскурсия, использование загадок, народных примет, беседа, пояснение, дополнение).
Игровой метод (дидактические игры, речевая игра, психорефлексивная игра)
Практический метод (изготовление коллективной работы – коллажа, работа с макетом газеты, составление кроссворда).
Предварительная работа:
- весенние экскурсии и наблюдения в природе;
- наблюдения в уголке природы за весенними изменениями в жизни растений и животных;
- обучение составлению рассказов о весне с опорой на наглядный материал;
- работа над звуковым анализом слова;
- занятия по художественно-творческому развитию, знакомство с техникой коллажа;
- сюжетно-ролевая игра «Мы делаем газету»;
-заучивание народных весенних примет;
- составление пиктографических писем, звуковых кроссвордов на разные темы.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, для чего выпускают газеты?
Дети: - Из газет люди узнают разные новости, интересные события.
В. - Выпускать газету – очень интересное и увлекательное занятие. Мы с вами уже знаем много об интересных событиях в природе, поэтому сегодня я предлагаю вам самим придумать и выпустить для всех детей и взрослых нашего детского сада «Лесную газету». А люди какой профессии выпускают газету?
Д. – Журналисты, корреспонденты.
В. – Давайте выберем корреспондентов и главного редактора. Предлагайте, кому можно доверить эту важную работу?
Дети распределяют роли. Воспитатель приглашает всех в редакцию «Лесной газеты». Дети садятся за круглый рабочий стол.
Основная часть
Рассматривание рисунков. Составление рассказов. Чтение пиктографического письма.
Воспитатель: - Каждый день работа в редакции начинается с разбора писем. Нам прислали свои письма ребята из разных групп нашего детского сада.
Дети разбирают конверты, открывают, достают из конвертов рисунки, рассматривают их.
В. – Ребята, каким словом можно обозначить тему всех рисунков?
Д. – Весна.
В. –Скажите, а какая весна в рисунках детей?
Дети подбирают прилагательные, характеризующие весну, к каждому рисунку.
В. – Какой рисунок понравился больше всего?
Давайте составим по нему рассказ.
Дети составляют рассказ, воспитатель записывает.
В. – А вот ещё одно необычное письмо. Называется «Голоса природы весной». Давайте попробуем прочитать, какие голоса природы здесь зашифрованы.
Чтение пиктографического письма.
Определение основной темы выпуска «Лесной газеты».
В. – Ребята, весна – чудесное время года! Каждый день что-нибудь да происходит! Один весенний месяц не похож на другой. А сколько всего месяцев у весны?
- Назовите все весенние месяцы.
- Какой весенний месяц на календаре сейчас?
- Предлагаю сегодняшний выпуск «Лесной газеты» посвятить весеннему месяцу апрелю.
В народе апрель называют снегогоном. Весна, высвободив из-под снега землю, выполняет своё второе дело: освобождает из-подо льда воду, и она разливается широко по долинам. Земля надевает зелёное платье, а лес всё ещё стоит раздетый. Но уже началось тайное движение сока в деревьях, наливаются почки, расцветают первые цветы.
Работа в подгруппах. Изготовление коллажа. Экскурсия по живому уголку.
В. – Ребята, предлагаю для первой полосы нашей газеты изготовить коллаж «Весна в апреле».
Корреспонденты художественного отдела приступят к работе вместе с главным художником Светланой Анатольевной.
Для работы приготовлены разнообразные иллюстрации, художественные работы детей, из которых нужно выбрать те, где изображена природа в апреле.
Дети 1 подгруппы под руководством воспитателя ИЗО приступают к работе. Готовый коллаж размещается на первой полосе макета газеты.
В. – Нашим специальным корреспондентам Мише, Наташе и Андрею было заранее дано задание провести наблюдение за жизнью животных и растений в нашем уголке природы в весенний период и подготовить небольшую экскурсию. Приглашайте на экскурсию гостей нашей редакции.
Дети 2 подгруппы проводят экскурсию для родителей.
Если одна из подгрупп закончит работу раньше, дети присоединяются к другой подгруппе, оказывают помощь другим.
В. –Посмотрите, какой интересный получился коллаж! Давайте на эту же полосу поместим наш коллективный рассказ о весне и рисунок к нему.
Звучит музыкальный фон: голоса птиц.
В. -А какие апрельские приметы вы знаете?
Дети: - Мокрый апрель – хорошая пашня.
- Вода на лугу – сено в стогу.
- Ранний вылет пчёл – к тёплой весне.
- Если перелётная птица стаями летит – к дружной весне.
Дидактическая игра «Найди домик для птиц»
В. – В редакцию пришло ещё одно письмо с просьбой разместить в лесной газете объявление. Я вам его прочитаю:
«Наши маленькие друзья, знаменитые истребители вредных насекомых – певчие птицы – ищут сейчас домики. Горячо просим читателей помочь приготовить для них квартиры».
Дети размещают объявление на макете газеты.
В. – Посмотрите, сколько разных птиц на нашем чудо-дереве. Помогите им найти свои домики на второй полосе «Лесной газеты».
Дети находят среди изображений разных птиц перелётных, называют их, определяют первый звук, «заселяют» в домик с соответствующей буквой.
Психорефлексивная игра «Согреем птенца»
В. – А как вы думаете, для чего птицы ищут себе домики весной?
Дети: - Чтобы вывести птенцов.
Звучит музыка П.И.Чайковский, «Песня жаворонка».
В. – Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте птенчика. Медленно, по одному пальчику, сложите ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. А теперь раскройте ладони и отпустите птенца. Улыбнитесь и помашите ему.
Экологическая игра «Так нельзя, а так можно и нужно».
В. –Птенец, которого мы держали в руках, был воображаемым. А живых птенцов можно брать в руки?
Дети: -Нет. Они испугаются. От них откажутся их родители - птицы, и птенчики могут погибнуть.
В. – Скоро станет совсем тепло и люди будут чаще бывать на лугу, в лесу. У реки. Поэтому предлагаю разместить в нашей газете материал, напоминающий всем правила поведения в природе.
Дети рассматривают предложенные картинки, выбирают и прикрепляют нужные к зелёному кругу «Так можно» или к зелёному «Так нельзя». Объясняют свой выбор.
Звуковой кроссворд.
В. – На последней полосе любой газеты всегда можно найти стихи, загадки. Разнообразные кроссворды или другие интересные задания.
Дети отгадывают загадки о насекомых и заполняют кроссворд при помощи кружков, обозначающих гласные и согласные звуки.
- Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
- Ни зверь, не птица,
А нос, как спица. (Комар)
- Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)
- Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)
Заключительная часть.
В. – Ну вот, ребята, и готов апрельский выпуск нашей «Лесной газеты». Вам понравилось, что получилось?
-Как вы думаете, что полезного для себя читатели узнают из нашей газеты?
Дети отвечают, высказывают своё мнение.
Вместе с воспитателем дети вывешивают «Лесную газету» в коридоре детского сада.
Литература:
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., «Просвещение», 2002 г.
Виноградова Н.Ф., «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», М., 1978 г.
Бианки В.В., «Лесная газета», Л., «Детская литература», 1974 г.
Шалаева Г.П., «Окружающий мир», М., «ЭКСМО», 2004 г.
Энциклопедия окружающего мира «Экология», М., Росмен, 1997 г.
Фомичёва М.Ф., «Воспитание у детей правильного произношения», М, «Просвещение», 1989 г
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ
Специальный корреспондент рассказывает, как изменилось поведение животных уголка природы весной.
Варшавская Наталья Владимировна