Интеллектуальная игра «Дела сердечные» (Для уроков биологии на тему «Кровеносная система»)
ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе, строении и значении кровеносной системы
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях кровеносной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях кровеносной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.
1.Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»
1.В артериях всегда течет артериальная кровь ( нет, в артериях МКК - венозная)
2.В капиллярах скорость крови небольшая, так как они очень узкие ( нет, скорость крови зависит от площади сечения сосудов, у сети капилляров она большая)
3.Благодаря высокой растяжимости вены способны вмещать большое количество крови
4.Стенки капилляров не способны к сокращениям
5.Вены беднее эластичными волокнами, поэтому могут спадаться
6.Стенки артерий и вен образованы тремя видами тканей
7.У человека 4 легочные вены
8.Симпатические нервы сужают сосуды головного мозга, легких и сердца ( нет, все, кроме этих)
9.К печени подходит воротная вена, а выходит печеночная вена
10.Для повышения давления принимают сосудосуживающие препараты
11.В венах есть двустворчатые клапаны
12.Скелетные мышцы не оказывают влияния на движение крови в венах (оказывают)
13.При испуге кожа бледнеет, так как к кровеносным сосудам подходят импульсы по парасимпатическим нервам (нет, по симпатическим)
14.У спортсменов избыток в крови холестерина приводит к образованию атеросклеротических бляшек ( нет, при нагрузках он сгорает)
15.У асцидий кровь движется то в одну, то в другую сторону (да, так как у них два ритмоводителя сердца, расположенные на противоположных участках сердца)
2.Конкурс «Подсказка»
Вопрос –задачка о движении двух поездов из одного пункта.
1.Оба начинают свой путь с одного вокзала, но с разных путей
2.Оба идут в разные стороны, но все равно встречаются там же, откуда начали свой путь.
3.Один из них проходит короткий путь, другой – длинный
круги кровообращения
Вопрос о неразлучных друзьях, от которых зависит наша жизнь
1.Их четверо, они все разные
2.Хотя они разные, но выполняют одну важную работу
3.Они обеспечивают одно важное свойство нашего сердца - неутомимость
камеры сердца
Вопрос о маленьком работнике, выполняющем огромную работу
1.Это один из четырех работников, неразрывно связанных друг с другом
2.Он имеет хорошо развитые мышцы
3.Именно он начинает большой круг кровообращения
левый желудочек
Вопрос о том, где совмещается несовместимое
1.Здесь совмещается прочность и эластичность
2.Показывая свою прочность, это растягивается под действием большого давления,
а затем снова сжимается, демонстрируя свою эластичность
3.Это самый крупный кровеносный сосуд
аорта
Вопрос о четырех подругах
1.Это кровеносные сосуды, в которых может течь не такая кровь
2.Вернее, состав протекающей в них крови не соответствует названию этих сосудов.
3.Перед впадением в сердце они сливаются, образуя легочный ствол
легочные вены
3.Конкурс – кроссворд « Одна из медицинских наук»
1.Грудная жаба, или ( стенокардия)
2.При нем сердечная ткань умирает ( инфаркт)
3.От него кожа белеет, а зрачки расширяются ( адреналин)
4.В них оба заканчиваются ( желудочки)
5.Маленькие, но удаленькие ( капилляры)
6.Когда он есть, кровь смешивается у взрослых ( порок)
7.Они могут открываться и закрываться ( клапаны)
8.Одна из причин неутомимости сердца ( автоматия)
9.Мышечная ткань, входящая в состав кровеносных сосудов ( гладкая)
10.Нарушение сердечного ритма ( аритмия)
11.По названию ( кровеносный сосуд) должна спать, но не спит ( сонная)
Ключевое слово - кардиология
4.Конкурс «Заморочки из бочки»
1.Электрический ток может привести к гибели человека. Но после внезапной остановки сердца врачи в реанимации используют кардиостимулятор, дающий мощный электрический разряд. В ответ на этот сильнейший раздражитель сердце восстанавливает свою работу. Какой закон лежит в основе этого явления?
Закон «Все или ничего»,если импульс возникает хоть в одной клетке сердца, он быстро распространяется по всем клеткам и сердце начинает работать
2.Как вы объясните такой факт. У взрослого человека в покое сердце сокращается 60-80 раз в минуту, а у взрослого спортсмена всего 40-50 и даже до 28 раз
Организм получает достаточное количество крови за счет того, что у спортсменов увеличен выброс крови за одно сокращение
3.У спортсменов 40-50 сокращений, у нетренированного человека – 60-80, а у новорожденного даже до 140 сокращений в минуту. Почему?
Сердце должно обеспечить высокий обмен веществ, так как у новорожденных при малых размерах велика площадь поверхности и теплоотдача. Поэтому требуется большое количество энергии
4.Отдыхающие в санатории очень часто говорят: «После сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать». С этой поговоркой не поспоришь, потому что на самом деле после обеда клонит ко сну. Объясните это явление с биологической точки зрения.
Идет перераспределение крови, она отливает к интенсивно работающим органам пищеварения, а головной мозг снабжается в меньшей степени
5. Кит - 150000 - 7, слон - 3000 - 46, кошка - 3 - 240, синичка-московка -
0, 008 - 1200. Что же это за показатели и какая зависимость подтверждается ими?
Обратно пропорциональная зависимость между массой тела и сокращениями сердца в минуту
6.У всех позвоночных животных, в том числе и у человека, кровеносная система замкнутая, но происходят постоянные утечки жидкости и есть еще ручьи, которые впадают в главное русло. Что это за «утечки и ручьи»,нарушающие замкнутость кровеносной системы?
Утечки – это плазма, покидающая кровеносные сосуды, а ручьи – лимфатические сосуды
5.Конкурс «Биоаукцион»
1.Вопрос о том, что одинаково у всех, но разное по продолжительности .У нас это происходит за 23 секунды, у собаки – за 16, у кролика – за 7,5, а у мелких животных – и того меньше .Что же происходит за это время?
это время полного кругооборота крови
2.Вопрос о том, что одно выше другого. Петух, жираф и человек чем-то похожи. У них – высокое давление, а причина этого – в другом сходстве. Каком?
сердце лежит ниже головного мозга, поэтому должно создавать высокое давление для обеспечения кровью головного мозга
3.Вопрос о большом аквариуме, в котором мало воды. Общая протяженность этого у человека 100 тыс. км, Одна большая часть этого пуста, потому что жидкость там, где что-то очень требуется. Что же это за аквариум и чем он заполнен?
это кровеносные сосуды и кровь
4. Вопрос о том, что нужно и что опасно. Это нужно для нормального кровоснабжения органов, но это необходимое таит в себе и опасность и может привести к гибели человека. Что же это такое?
высокое кровяное давление, которое может привести к разрыву кровеносных сосудов
5.Вопрос о необходимом человеку и неудобном для животных. Если кролику или змее придать вертикальное положение, то очень скоро они «потеряют сознание» из-за анемии мозга. Почему?
сердце типично горизонтальных животных не способно обеспечить нормальное кровоснабжение мозга при неестественном положении
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Лещёва Светлана Николаевна
Евгений Алексеевич