12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12541
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»


ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ


Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе, строении и значении кровеносной системы

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях кровеносной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях кровеносной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

                                                                       Ход игры.

            Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра не первая, поэтому вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

1.Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»

    1.В артериях всегда течет артериальная кровь ( нет, в артериях МКК - венозная)

    2.В капиллярах скорость крови небольшая, так как они очень узкие ( нет, скорость крови зависит от площади сечения сосудов, у сети капилляров она большая)

    3.Благодаря высокой растяжимости вены способны вмещать большое количество крови

    4.Стенки капилляров не способны к сокращениям

    5.Вены беднее эластичными волокнами, поэтому могут спадаться

    6.Стенки артерий и вен образованы тремя видами тканей

    7.У человека 4 легочные вены

    8.Симпатические нервы сужают сосуды головного мозга, легких и сердца ( нет, все, кроме этих)

    9.К печени подходит воротная вена, а выходит печеночная вена

    10.Для повышения давления принимают сосудосуживающие препараты

    11.В венах есть двустворчатые клапаны

    12.Скелетные мышцы не оказывают влияния на движение крови в венах (оказывают)

    13.При испуге кожа бледнеет, так как к кровеносным сосудам подходят импульсы по парасимпатическим нервам (нет, по симпатическим)

    14.У спортсменов избыток в крови холестерина приводит к образованию атеросклеротических бляшек ( нет, при нагрузках он сгорает)

    15.У асцидий кровь движется то в одну, то в другую сторону (да, так как у них два ритмоводителя сердца, расположенные на противоположных участках сердца)


2.Конкурс «Подсказка»

        Вопрос –задачка о движении двух поездов из одного пункта.

1.Оба начинают свой путь с одного вокзала, но с разных путей

2.Оба идут в разные стороны, но все равно встречаются там же, откуда начали свой путь.

 3.Один из них проходит короткий путь, другой – длинный

                                                         круги кровообращения

         Вопрос о неразлучных друзьях, от которых зависит наша жизнь

1.Их четверо, они все разные

2.Хотя они разные, но выполняют одну важную работу

3.Они обеспечивают одно важное свойство нашего сердца -  неутомимость

                                                          камеры сердца

         Вопрос о маленьком работнике, выполняющем огромную работу

1.Это один из четырех работников, неразрывно связанных друг с другом

2.Он имеет хорошо развитые мышцы

3.Именно он начинает большой круг кровообращения

                                                         левый желудочек

         Вопрос о том, где совмещается несовместимое

1.Здесь совмещается прочность и эластичность

2.Показывая свою прочность, это растягивается под действием большого давления,

   а затем снова сжимается, демонстрируя свою эластичность

3.Это самый крупный кровеносный сосуд

                                                           аорта

           Вопрос о четырех подругах

1.Это кровеносные сосуды, в которых может течь не такая кровь

2.Вернее, состав протекающей в них крови не соответствует названию этих сосудов.

3.Перед впадением в сердце они сливаются, образуя легочный ствол

                                                             легочные вены


3.Конкурс – кроссворд « Одна из медицинских наук»


    1.Грудная жаба, или ( стенокардия)

    2.При нем сердечная ткань умирает ( инфаркт)

    3.От него кожа белеет, а зрачки расширяются ( адреналин)

    4.В них оба заканчиваются ( желудочки)

    5.Маленькие, но удаленькие ( капилляры)

    6.Когда он есть, кровь смешивается у взрослых ( порок)

    7.Они могут открываться и закрываться ( клапаны)

    8.Одна из причин неутомимости сердца ( автоматия)

    9.Мышечная ткань, входящая в состав кровеносных сосудов ( гладкая)

    10.Нарушение сердечного ритма ( аритмия)

    11.По названию ( кровеносный сосуд) должна спать, но не спит ( сонная)


                                       Ключевое слово - кардиология


Кроссворд "Одна из мед.наук"
DOCX / 12.97 Кб

4.Конкурс «Заморочки из бочки»


1.Электрический ток может привести к гибели человека. Но после внезапной остановки сердца врачи в реанимации используют кардиостимулятор, дающий мощный электрический разряд. В ответ на этот сильнейший раздражитель сердце восстанавливает свою работу. Какой закон лежит в основе этого явления?

         Закон «Все или ничего»,если импульс возникает хоть в одной клетке сердца, он                   быстро распространяется по всем клеткам и сердце начинает работать


2.Как вы объясните такой факт. У взрослого человека в покое сердце сокращается 60-80 раз в минуту, а у взрослого спортсмена всего 40-50 и даже до 28 раз

          Организм получает достаточное количество крови за счет того, что у спортсменов                увеличен выброс крови за одно сокращение


3.У спортсменов 40-50 сокращений, у нетренированного человека – 60-80, а у новорожденного даже до 140 сокращений в минуту. Почему?

         Сердце должно обеспечить высокий обмен веществ, так как у новорожденных при                 малых размерах велика площадь поверхности и теплоотдача. Поэтому требуется                   большое количество энергии


4.Отдыхающие в санатории очень часто говорят: «После сытного обеда по закону Архимеда полагается поспать». С этой поговоркой не поспоришь, потому что на самом деле после обеда клонит ко сну. Объясните это явление с биологической точки зрения.

         Идет перераспределение крови, она отливает к интенсивно работающим органам                 пищеварения, а головной мозг снабжается в меньшей степени


5. Кит - 150000 - 7, слон - 3000 - 46, кошка - 3 - 240, синичка-московка -

0, 008 - 1200. Что же это за показатели и какая зависимость подтверждается ими?

         Обратно пропорциональная зависимость между массой тела и сокращениями сердца в           минуту

6.У всех позвоночных животных, в том числе и у человека, кровеносная система замкнутая, но происходят постоянные утечки жидкости и есть еще ручьи, которые впадают в главное русло. Что это за «утечки и ручьи»,нарушающие замкнутость кровеносной системы?

        Утечки – это плазма, покидающая кровеносные сосуды, а ручьи – лимфатические                  сосуды

5.Конкурс «Биоаукцион»


         1.Вопрос о том, что одинаково у всех, но разное по продолжительности .У нас это происходит за 23 секунды, у собаки – за 16, у кролика – за 7,5, а у мелких животных – и того меньше .Что же происходит за это время?

                                             это время полного кругооборота крови

         2.Вопрос о том, что одно выше другого. Петух, жираф и человек чем-то похожи. У них – высокое давление, а причина этого – в другом сходстве. Каком?

                        сердце лежит ниже головного мозга, поэтому должно создавать                                   высокое  давление для обеспечения кровью головного мозга

        3.Вопрос о большом аквариуме, в котором мало воды. Общая протяженность этого у человека 100 тыс. км, Одна большая часть этого пуста, потому что жидкость там, где что-то очень требуется. Что же это за аквариум и чем он заполнен?

                                            это кровеносные сосуды и кровь

         4. Вопрос о том, что нужно и что опасно. Это нужно для нормального кровоснабжения органов, но это необходимое таит в себе и опасность и может привести к гибели человека. Что же это такое?

                                        высокое кровяное давление, которое может привести к                                                 разрыву  кровеносных сосудов

          5.Вопрос о необходимом человеку и неудобном для животных. Если кролику или змее придать вертикальное положение, то очень скоро они «потеряют сознание» из-за анемии мозга. Почему?

                                          сердце типично горизонтальных животных не способно                                                обеспечить нормальное кровоснабжение мозга при                                                        неестественном положении


Подведение итогов

    После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.






















Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (2)

Лещёва Светлана Николаевна, 19.08.19 в 17:22 1 Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, очень интересный материал!
Евгений Алексеевич, 19.08.19 в 20:35 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна, за добрые слова
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.