Интеллектуальная игра «Люблю тебя, тундра...Люблю твой неброский наряд... »

14
12
Материал опубликован 23 December 2019 в группе

Интеллектуальная игра «Люблю тебя, тундра… Люблю твой неброский наряд …»

Данная игра продолжает цикл игр по природным зонам России и посвящентундре.Названиемвзяты строчки из стихов Льва Степанова. Здесь нет конкурса «БаронМюнхгаузен», он заменён конкурсом «Подсказка». Для тех, кто знакомится с моими публикациями впервые, даю ссылку на методику проведения игр. Алгоритм игр отработан

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

                                                      Зона тундры

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тундре, ее животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного мира ледяной зоны и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – зоне тундры, ее животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»

1.Главная черта тундры – заболоченность местности в условиях сурового климата с низкими температурами

2.Вечная мерзлота и постоянные сильные ветра причины отсутствия деревьев.

3.Май и сентябрь – это весна и осень тундры

4.В тундре неглубокий снежный покров, так как сильный ветер сдувает снег

5.Почва в тундре заболачивается, потому что испарение холодной воды происходит медленно

6.Почвенный покров, повреждённый гусеничным транспортом, быстро восстанавливается (нет, не один десяток лет)

7.Средняя температура июля не превышает плюс 10

8.Бывает, что в июле выпадает снег и случаются заморозки

9.Поверхность снега под влиянием ветра всегда в движении

10.Движущийся поток кристаллов льда обрезает неукрытые снегом побеги растений

11.Корни растений глубоко уходят в почву (нет, там мерзлота)

12.Вечная мерзлота препятствует просачиванию влаги вниз, вызывая заболачивание

13.Растения тундры не страдают от недостатка влаги (страдают, вода холодная и корни её не всасывают)

14.Листья у растений мелкие, чтобы испарять меньше влаги

15.Цветущая тундра похожа на сказочный ковёр, одновременно зацветают разные растения


Конкурс «Подсказка» по теме «Птицы из Красной книги природы»

1.По общему облику и оперению малый лебедь похож на кликуна

2. Отличается меньшими размерами и более звонким голосом

3. А второе название связано с тем, где он обитает

                                                                  Малый, или тундровый, лебедь

1.Эти дикие гуси сохранились лишь на острове Врангеля, в заповеднике

2.Причина сокращения численности – доверчивость, при опасности далеко не уходят от гнезда, неумеренная охота и сбор яиц

3. Назван этот гусь так из-за своего цвета, главного цвета тундры зимой

                                                                  Белый гусь

1.Это гусь с негусиным названием, самый мелкий из гусей, прекрасно плавает и ныряет

2.Называется он казарка. В оперении сочетаются белый, чёрный и рыжий цвета

3. Бока шеи и зоб рыжие, почти красные, отсюда и название

                                                                 Краснозобая казарка

1.Этот журавль несколько крупнее серого

2. Гнездится только в якутской тундре и в низовьях Оби. Из двух птенцов один забивает другого

3.Отличается от других журавлей белой окраской, только первостепенные перья крыла чёрные

                                                                   Белый журавль, или стерх

1.Родственница наших крикливых птиц водоёмов, постоянные посетители мусорных контейнеров

2.Гнездятся в тундре и лесотундре, а зимовать летят на север, к полыньям Северного Ледовитого океана

3.Грудь, брюшко и шея нежно-розового цвета

                                                                  Розовая чайка


Конкурс-кроссворд "Угадай название науки"



Кроссворд "Угадай название науки"
DOCX / 14.08 Кб

Конкурс «Акула», или «Серый волк зубами щёлк»

1.Самый многочисленный зверь тундры (лемминг)

2.Самый крупный хищник (белый медведь)

3.Акула

4.Самый важный корм для северного оленя (лишайник ягель, или олений мох)

5.Самый ценный пушной зверь тундры (песец)

6.Самый крупный олень летом в тундре (лось)

7.Самый хитрый зверь (лисица)

8.Акула

9.Самые маленькие хищники тундры (ласка, горностай)

10.Самый крупный из зайцев тундр Западной Сибири (беляк)

11.Акула

12.Самый главный враг северного оленя (волк)

13.Самый главный корм для песца (лемминг)

14.Акула

15.Самое важное животное для жителей тундры (северный олень)

16.Самое неприхотливое домашнее животное тундры (северный олень)


Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о вечном страннике, заходящем и в тундру

         Среди его родственников есть чёрные, белогрудые, губачи. Но этот зверь – самый удивительный. До 3 метров в длину и массой до700 кг, а иногда до 1000! При этом он быстр и ловок, особенно в воде. Густая шерсть, толстый слой жира до 13 см позволяют переносить купания в холодной воде. Добычу носом чует за 32 км, а тюленя видит за километр. Так какой же зверь имеет чёрную кожу, скрывающуюся под белой шерстью?

                                                                                   (белый медведь)

Вопрос о родственнике нашей ондатры, имеющим пальцы в форме копытца

           Этот мелкий зверёк относится к грызунам. К зиме они выходят из своих нор в земле и переходят к жизни под снегом, делая гнёзда в снегу или на поверхности земли. Летнюю светло-серую окраску они меняют на чисто-белую. На третьем и четвёртом пальцах кисти когти к зиме сильно увеличиваются, приобретая форму копытца. Периодически их численность резко увеличивается, вызывая увеличение численности песцов и полярных сов. Какого же грызуна называют копытным?

                                                                                   (лемминг)

Вопрос о звере, который в зависимости от сезона то принц, то нищий

           Только этому зверю из семейства собачьи, или волчьи, свойственен сезонный диморфизм, т.е, различный внешний облик. Летом он сверху в коротком мехе грязно- бурого цвета сверху и желто-серого снизу. Зимой – красавец в пышном, снежно-белом наряде. Лишь у некоторых наряд тёмный, различных оттенков. Зверь отличается большой плодовитостью – 8-9 детёнышей, а в кормные годы и до 20. Но это зависит от численности другого зверя, служащего для него основным кормом. Так кто же может быть и принцем, и нищим?

                                                                                   (песец)

Вопрос о домашнем животном, от которого человек только берёт

         Среди этих животных есть и дикие, и домашние. В отличии от других домашних животных у него нет многочисленных пород, а домашние мало чем отличаются от диких. Питается в основном одним видом корма, богатым углеводами, но бедным белками и минеральными солями. Поэтому и приходится им глодать сброшенные рога и рога друг у друга. Могут съесть лемминга, полёвок, яйца птиц. Кто же эти звери, которые даже пьют морскую солёную воду?

                                                                                   (северные олени)

Вопрос о копытных животных, которые не убегают от хищников

           Хищники опасны для одиночных животных. А вот стадо этих копытных выстраивается в защитный круг, внутри которого оказываются телята. Напавшего хищника подбрасывают рогами и затаптывают. Это крупные животные весом 200-300 кг. Но они кажутся массивными за счёт шерсти. Она длинная и густая, на груди и боках до 90 см и на 60-80процентов состоит из пуха. Молоко у этих животных очень жирное – до 11% жира. Зимой корм добывают из-под снега. Кто же эти самые северные копытные, завезённые на остров Врангеля?

                                                                                (овцебыки, или мускусные быки)


Источники информации

1.Жизнь животных, том седьмой. Млекопитающие Под редакцией академика В.Е. Соколова. М, Просвещение, 1989

2. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л, и др. Большая энциклопедия животного мира. М, РОСМЕН-ПРЕСС, 2007

3. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2011

4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012

5.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М, Просвещение, 1991





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Евгений Алексеевич, за публикацию игры! Как всегда, выстроен чёткий план игры, подобраны оригинальные задания, развивающие интерес к познанию тайн природы!

23 December 2019

Такая высокая оценка от профессионала!!! Спасибо, Раиса Поликарповна! Вчера целый день готовил материал, сделал в черновике в своей тетради. Сегодня осталось только набрать.Но снова целый день. Всё перепроверил по разным источникам. Я всё-таки предпочитаю книги, а не интернет. А по ходу набора снова перерабатывал. Есть план всё это издать новой книгой

23 December 2019

Отличная задумка на следующий год! Пусть всё у Вас, Евгений Алексеевич, исполнится! Ваши работы - пример для многих новичков на сайте в плане тщательной работы с текстом, логического выстраивания этапов игры, использования методических приёмов, постоянного развития кругозора учащихся.

24 December 2019
Ответ для

Спасибо, Раиса Поликарповна!Ваши слова вдвойне приятны, они от чистого сердца...

24 December 2019

Спасибо за богатый материал, Евгений Алексеевич! Беру себе в копилку!

24 December 2019

Наталья Владимировна! Вам спасибо за постоянное внимание к моим публикациям!!!

24 December 2019

Евгений Алексеевич,спасибо за интересный и качественный материал! Обязательно воспользуюсь !

24 December 2019

Ваши слова - это главная оценка. Если материал используется, значит я на верном пути... Спасибо огромное, Оксана Геннадьевна!!!

24 December 2019

Евгений Алексеевич,спасибо! Чётко, логично и познавательно.

24 December 2019

Спасибо, Елена Аркадьевна! Так работал всю жизнь, это вошло в привычку...

24 December 2019

Уважаемый Евгений Алексеевич, большое спасибо за очередную познавательную игру. Вот здесь я увидела ссылку на Вашу статью и узнала про игру "Акула". А также познакомилась с правилами проведения игр. Несоменно, Ваш материал будет востребован.

24 December 2019

Лилия Вильевна! Вам спасибо за добрые слова! Акулу дети очень любят. Нужно только этот конкурс проводить в темпе,эмоций будет больше. Совсем недавно пригласили провести игру в свою родную школу, что я закончил. Написал специально игру "Здравствуй, гостья зима..." Дети сказали, что было круто. А на следующей игре будет интересней, алгоритм тот же,опыт уже есть, меняется только содержание. Когда я работал в Москве, то у меня играли с 5 по 11 классы на уроках обобщения по темам. Сейчас делаю второй вариант игр по природным зонам, первый есть в публикациях. Приятно, что материал будет восстребован

24 December 2019