12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич7355
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тундре, ее растительном и животном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного и растительного мира тундры и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тундре, ее растительном и животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

Ход игры

1. Просмотр видеофильма.

Учитель. Сегодня мы продолжаем цикл интеллектуальных игр по природным зонам России. Тема игры – «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним». Как вы думаете, о какой природной зоне будем говорить? (О зоне тундры.) А поможет вам уверенней чувствовать себя в этой игре фрагмент видеофильма «Природные зоны России».

Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма «Природные зоны России» (тундра).

2. Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…».

В ходе этого конкурса капитаны сами отвечают на первые
5 вопросов, а на оставшиеся сначала отвечает команда, а капитан дает окончательный ответ, подтверждая ответ команды или его отвергая. За первые 5 вопросов капитан получает в случае правильного ответа по одной фишке-«умнику». Команда за 6 предложенных ответов может заработать по одному «умнику», а капитан в случае правильного ответа зарабатывает по два «умника». За один вопрос команда вместе с капитаном может получить в случае правильного ответа три «умника». Вопросы конкурса связаны с самым главным для жителей тундры животным – северным оленем.

Вопросы:

1. Олениха сушит родившегося олененка своим языком, чтобы он не замерз. (Да.)

2. В Северной Америке северные олени одомашнены. (Нет.)

3. Зимой олени питаются главным образом лишайниками. (Да.)

4. У северных оленей рогаты только самцы (Нет.)

5. Пыжиковые шапки шьют из шкур молодых оленей. (Да. Возрастом до полугода.)

6. Зимой олени роют в снегу ямы глубиной до 70–80 см, чтобы добыть корм. (Да.)

7. Под лежащим оленем снег тает. (Нет. Волос изнутри наполнен воздухом, а он хороший теплоизолятор.)

8. Олени пьют морскую воду. (Да.)

9. Олени могут съесть лемминга. (Да.)

10. Олени объедают рога у собственных оленят и друг у друга. (Да. Из-за нехватки минеральных веществ.)

11. Олени очень любят грибы. (Да.)

3. Конкурс-кроссворд по теме «Животные тундры».

Ключевое слово команды угадают в ходе игры «Поле чудес». За каждую правильно названную букву команда получает по одному «умнику». Если команда отгадывает слово целиком, то она получает столько «умников», сколько букв было до этого еще не названо. Ключевое слово – ягода синего цвета, растущая на болотах. Это голубика.

Задания:

1. Северная утка, дающая ценнейший пух. (Гага.)

2. Рогатое парнокопытное животное. (Олень.)

3. Крупный хищник из семейства волчьих. (Волк.)

4. Эта птица у нас серая, а в тундре – белая. (Куропатка.)

5. Скопление птиц на скалистых островах. (Базар.)

6. Насекомые, надоедающие оленям своими укусами. (Слепни.)

7. Широко распространенная водоплавающая птица. (Утка.)

8. Хищная птица, развивающая при атаке на жертву большую скорость

         

1

             
         

2

             
     

3

                 
       

4

               
         

5

             

6

                       
     

7

                 
       

8

               


 

4. Конкурс «Подсказка» по теме «Птицы тундры».

1. У этих куликов самки крупнее и ярче самцов, поэтому насиживают кладку и выводят птенцов только самцы.

2. Чтобы беспрепятственно выловить из воды мелких водных животных, они мутят воду, быстро крутясь на месте.

3. Обитающие в тундре Евразии и Северной Америки птицы почти все время проводят на воде и напоминают плавающих маленьких и ловких уточек, отсюда и их название.

(Кулики-плавунчики.)

1. У этих самых крупных водоплавающих самец и самка окрашены одинаково. Это связано с тем, что самец охраняет самку, сидящую на кладке.

2. Живя на воде, они не умеют нырять, а, вернее, не могут,
а корм со дна достают с помощью длинной шеи.

3. Могут быть белыми, как снег, и черными, как ночь.

(Лебеди.)

1. Согласно преданию именно родственники этих птиц спасли Рим, так как они очень осторожны и при ночевках оставляют недремлющих часовых.

2. Питаются преимущественно травой, которую щиплют своими сильными клювами.

3. Эти водоплавающие птицы белы как снега их родины – острова Врангеля.

(Белые гуси.)

1. Родственники этой редчайшей птицы образуют колонии даже в Москве, могут питаться даже отбросами у мусорных баков и контейнеров.

2. Зимует в незамерзающих водах Северного Ледовитого океана, переходя с питания насекомыми на мелкую рыбу и рачков.

3. Второе слово в названии этой редкой птицы связано с ее розовой окраской.

(Розовая чайка.)

1. Эти водоплавающие птицы прекрасно ныряют на глубину до 10 метров, чтобы достать с подводных камней моллюсков.

2. Как и у других уток, самка окрашена в коричневатые скромные тона, что делает ее незаметной в гнезде.

3. Очень ценится пух этой утки, собранный из гнезд после выведения птенцов.

(Гага обыкновенная.)

5. Конкурс «Биоаукцион».

Учитель. Вопрос об одном из самых быстрых хищников.

Эта птица – настоящий сокол, но более известно и чаще употребляется его калмыцкое название. Охотится только на летающих птиц, сбивает их когтями, падает на добычу с высоты со скоростью до 350 км в час.

(Сокол-сапсан.)

Учитель. Вопрос о том, кто как видит и слышит.

Их уши в 150 раз более чувствительный прибор, чем наше ухо. А их глаза – само совершенство. Они ночью видят то, что при освещении в 46000 раз большем не заметили бы другие птицы.

(Совы, в том числе белая полярная.)

Учитель. Вопрос об одном из самых важных звеньев пищевых цепей тундры.

С началом зимы эти маленькие зверьки покидают свои норы в земле и переходят к жизни под снегом. В поисках корма им все время приходится копать снег, поэтому когти на двух пальцах передних лап к зиме сильно разрастаются, за что их и называют копытными. От численности этих зверьков зависит численность потомства у сов и песцов. Какое первое слово в названии этого животного?

(Лемминг копытный.)

Учитель. Вопрос об известном сказочном герое, знакомом каждому.

Этот крупный хищник, живущий и в тундре, может питаться самой разнообразной пищей. В засуху воруют арбузы с бахчи. Обнаружив стаю саранчи, несколько дней пируют. Могут отъедаться и на мелкоте – мышах, леммингах. Но в тундре главная его добыча – олени. Кто же этот зверь, которому должно быть благодарно человечество, несмотря на его кровожадность?

(Волк.)

Учитель. Вопрос об одном из видов золота.

Этот хищник собственной шкурой издавна помогал человеку зарабатывать на жизнь. Часто сопровождает другого хищника, как шакал льва. Оба бывают сыты, так как меньшему спутнику отличный обед составит и снег, забрызганный кровью. В годы
с массовым размножением леммингов в выводках бывает до 20 детенышей. Кто же этот зверь, чей мех называют мягким золотом.

(Песец.)

6. Подведение итогов.

После биоаукциона становится ясно, какая команда сегодня победила. Она получает переходящий приз, а членам команды выставляется оценка «отлично».

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.