Интеллектуальная игра «Мой милый край, моя тайга...» (3–7 класс)

19
15
Материал опубликован 25 December 2019 в группе

Интеллектуальная игра «Мой милый край, моя тайга»

Поскольку тайга занимает в России самую большую территорию, то этой природной зоне будет посвящено две игру: первая – по растениям, вторая –по животным. Для тех, кто впервые смотрит данные публикации, даю ссылку на методику проведения данных игр https://урок.рф/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

 Зона тайги

Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – тайге, ее растительном мире.

Результаты изучения темы:

1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного мира ледяной зоны и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.

3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – зоне тайги, её растительном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.

Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет», 3 комплекта букв для составления слова -трясина

Ход игры

Растительный мир тайги

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…» И это всё о ней (лиственнице)

1.Это самое распространённое дерево в России

2.От низовых пожаров она не страдает (толстая кора)

3.Хвоя располагается на побегах спирально или пучками по 3 иголки (нет, пучками по 20-40)

4.Лиственница образует леса даже за Полярным кругом

5.Древесина не поддаётся гниению

6.Дома в Венеции строили на лиственничных сваях

7.Древесина плотная и тяжёлая и тонет в воде

8.В лиственничном и еловом лесах темно (нет, темно в еловом)

9.В отличии от сосен лиственница переносит атмосферу города

10.Листва бывает в разное время года зелёной и жёлтой (перед листопадом)

11.Весной на лиственнице появляются цветки (она не цветёт, появляются шишки)

12.В доску из лиственницы трудно вбить гвоздь

13.В молодости дерево растёт медленно (нет, быстро)

14.Шишки лиственницы опадают через год, после созревания семян (нет, висят на побегах 2-3 года)

15.Существует и лжелиственница, или золотая (да, шишки у неё распадаются в это же год)

Конкурс «Подсказка» по теме «Растения, дарящие ягоды»

1.Это многолетнее травянистое растение тайги и тундры, родственник малины

2. Плод её состоит из нескольких плодиков с косточкой внутри

3. Плоды сначала красные, а потом становятся оранжевыми

                                                                         (морошка)

1.Это всем известный вечнозелёный кустарничек

2.Это лекарственное растение, ценятся листья и его ягоды

3.Но главная ценность – красные ягоды, которые не портятся при хранении

                                                                        (брусника)

1.В отличии от брусники этот кустарничек на зиму сбрасывает листву, сохраняя зелёными побеги

2. Ягоды полезны для зрения

3. Собирателей ягод легко узнать по рукам и губам тёмного цвета

                                                                        (черника)

1.Это растение обычно в тундре и на болотах в тайге

2.Одно из его названий – гонобобель

3.В конце лето тундра местами синеет от этих ягод

                                                                        (голубика)

1.Это вечнозелёный кустарничек болот, стелющийся по поверхности мхов

2.Летом на стебельках появляются зелёные кислые ягоды, которые осенью краснеют

3. Ягоды богаты витаминами, хорошо хранятся, собирать их можно и после таяния снега

                                                                        (клюква)

Конкурс "Наука о грибах"


Кроссворд "Наука о грибах"
DOCX / 13.74 Кб

Конкурс «Переправа, переправа…» (Акула, или ………….. )

           Этот конкурс сегодня имеет три названия. Второе название «Акула», чтоб вам были понятны правила этого конкурса. В тайге много болот. Преодолеть их можно только по определённом пути –переправе, с одной стороны болота на другую. Путь опасный! Можно погибнуть, если попадёшь в…… Как называется это место, вы узнаете, составив слово из 7 полученных букв за правильные ответы. Вопросов больше, но не на все вы ответите. Поэтому получите только 7 букв. За каждый правильный ответ получите по умнику. Недостающие буквы вам выдадут, когда все 10 вопросов будут заданы. За отгаданное слово, написанное на листочке, получите 3 умника. На столах у вас решетка из 16 квадратов. Названные номера вопросов зачёркиваете

1.Это растение с кислыми ягодами на поверхности мха (клюква

2.Акула

3.Это болотное растение, которое постоянно растёт , но никогда не бывает выше грибов, растущих вместе с ним (мох сфагнум)

4.Акула

5.У этого растения ягоды такого же цвета, как и черника, но более крупные (голубика)

6.Акула

7.Это растение с трёхгранным стеблем и жёсткими листьями, ими случайно можно порезаться (осока)

8.Акула

9.Акула

10.Это хвойное дерево растёт на болотах, но никогда не бывает высоким, а потом высыхает (сосна)

11.Высокое растение с узкими листьями и пушистыми метёлками по края водоёмов и болот, высотой до 4 метров (тростник)

12.Насекомоядное растение болот (росянка)

13.Дерево, растущее по берегам водоёмов и на болотах (ольха чёрная)

14.Кустарник или дерево с жёлтыми пахучими цветками, которое любят лоси и бобры (ива)

15.Ягоды этого кустарничка можно собирать и ранней весной (клюква)

16.Это растение с коричневыми початками по берегам водоёмов и болот неправильно называют камышом (рогоз)

Слово, составленное из букв - трясина

Конкурс «Биоаукцион» по теме «Хвойные деревья тайги»

Вопрос о дереве, вечном противнике ели

           Теневыносливая ель вытеснила бы это дерево, потому что только молодые его всходы могут расти при недостатке света, а потом растения становятся светолюбивы. Кора на этом дереве сверху оранжево-коричневая, а снизу ствол покрыт мощной коркой, которая защищает от низовых пожаров. К тому же дерево неприхотливо, может расти на сухих песчаных и болотных почвах, на голых скалах. Страшны для дерева ядовитые газы промышленных предприятий и автотранспорта. Так какие же хвойные нельзя использовать в озеленении городов?

                                                                 (сосна обыкновенная)

Вопрос о дереве, которое не встретишь на болоте

           Это дерево растёт на влажных плодородных почвах, но не терпит переувлажнения. Поэтому и не встречается на болотах. Не распространяется далеко на юг, так как влаголюбиво. Интересно, что легко переносит морозы зимой,но чувствительна к поздневесенним заморозкам. Холод губит её молодые, только что появившиеся побеги. Располагаются хвоинки на стебле поодиночке, сохраняются на дереве 5-7 лет, а потом опадают. Древние племена Германии считали это дерево священным, приносили ему подарки и развешивали на его ветках. Что же это за дерево?

                                                                 (ель обыкновенная)

Вопрос о хвойном дереве, которое можно подрезать.

           Внешне это дерево напоминает ель. У него такая же пирамидальная крона, сходное расположение хвоинок. В высоту эти деревья 60-100 метров и толщиной ствола до 2 метров. Кора гладкая, серебристо-серого цвета. Хорошо растёт на влажных плодородных почвах. Деревья красивые, но не переносят атмосферу города. Шишки располагаются вертикально, как свечи, созревают за один год и поздней осенью или зимой распадаются, освобождая семена. Так под каким деревом не найдёшь целых опавших шишек?

                                                                  (пихта)

Вопрос о дереве, которое называют своим и чужим именем

           Это дерево сильно отличается от сосны обыкновенной. Оно теневыносливо, хорошо переносит зимние морозы, весенние заморозки. Крона густая, плотная, поэтому в таком лесу темно, почти как в ельнике. Страдает от низовых пожаров из-за тонкой коры. Хвоинки собраны в пучки по 5, семена крупные, вкусные. Шишки большие, тяжёлые, падают с дерева целиком. Поэтому осенью под деревьями можно найти целую россыпь шишек. Неправильное название дерева –кедр (у нас они не растут). Как правильно назвать это дерево?

                                                                   (сосна сибирская)

Вопрос о дереве, аллею из которого посадил художник Илья Репин в своём имении Пенаты

           Это стройное красивое дерево высотой 10-12 метров. Доживает до 600 лет, но растёт медленно. Любит цифру три: хвоинки в пучках по три, семян в шишкоягодах тоже три. Шишки так называются потому, что покрыты сочной, ароматной и сладкой мякотью. Он выделяет фитонцидов, веществ, убивающих бактерии, в 6 раз больше, чем сосна. Поэтому американские индейцы поселяли больных туберкулёзом в зарослях этого дерева. Так какие же деревья, посаженные в Пенатах, растут до сих пор ?

                                                                 (можжевельник обыкновенный)

Источники информации

1.Жизнь растений, том пятый. Мхи Плауны Хвощи Папоротники Голосеменные растения Под ред. профессора И.В.Грушницкого М,Просвещение, 1978

2. М.Аксёнова, С. Исмаилова Энциклопедия для детей. Биология. М, «Аванта+», 1994

3. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2005

4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012

5.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М, Просвещение, 1991






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Евгений Алексеевич, спасибо за качественный материал!

25 December 2019

Сердечно благодарю, Наталья Владимировна!!!

25 December 2019

Евгений Алексеевич, спасибо за очередную интеллектуальную игру! Воспользуюсь на своих уроках краеведения.

25 December 2019

Спасибо, Раиса Поликарповна! Приятно узнать, что материал востребован. Сейчас начитываю по животному миру тайги

25 December 2019

Евгений Алексеевич, у нас в 6 классе идёт курс краеведения "Мой Пермский край", там есть тема о таёжной зоне. Взяла Вашу работу в избранное!

25 December 2019
Ответ для

Ещё раз огромное спасибо! Ваши слова, Раиса Поликарповна, важнее тех баллов, которые мне поставят

25 December 2019

Спасибо большое за отличный материал, Евгений Алексеевич!!! Взяла в избранное!!! (Растения наши Дальневосточные; и деревья, и ягоды). Ребята любят такие игры, викторины!!!

26 December 2019

Спасибо, Наталья Валерьевна! В моих публикациях есть ещё и старый вариант этих игр. При желании полистайте. Ещё раз благодарю за постоянное внимание!!!

26 December 2019

Спасибо, Евгений Алексеевич!Всё на отлично!

26 December 2019

Елена Аркадьевна! Спасибо за столь высокую оценку!!!

26 December 2019

Интересно! Увлекательно! Полезно! С наступающим Евгений Алексеевич!

29 December 2019

Спасибо, Марина Юрьевна! И Вас с наступающим!!!

29 December 2019

Жалко, что у меня в этом году не 4 класс!

15 January 2020

Оставьте про запас...

16 January 2020

Обязательно!

16 January 2020