Интеллектуальная игра по ледяной зоне «А здесь, как ненаписанные письма, белы снега и также холодны...»
«А здесь, как ненаписанные письма, белы снега и также холодны…» -
Строки из стихов Анатолия Лабы я взял названием новой интеллектуальной игры для учеников начальной школы. Прошло восемь лет после выхода моей первой книги по природным зонам России. Пришла мысль переработать материал и сделать новую серию игр. В каждой игре пять конкурсов. Они мотивируют учащихся на познание, успех, создают атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет развить важнейшую компетентность личности – умение учиться, формируя при этом универсальные учебные действия. Итак, отправляемся в путешествие по стране с севера на юг, начиная с зоны арктических пустынь
Зона арктических пустынь, или ледяная зона
Цель: систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – ледяной зоны, ее животном мире.
Результаты изучения темы:
1. Личностные – осознание себя жителем планеты Земля, воспитание чувств ответственности за сохранение ее природы, любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; развитие способности к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
2. Метапредметные – извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) об особенностях животного мира ледяной зоны и обсуждение полученных сведений, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе; развитие способности регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы.
3. Предметные – систематизация, обобщение и расширение знаний о природной зоне России – ледяной зоне, ее животном мире; развитие умений детей применять знания в новых ситуациях для решения практических задач, принимать коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивание уровня своего познавательного интереса к изучаемой теме; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; развитие умений наблюдать, фиксировать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, навыки
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы.
Оборудование: видеофильм «Природные зоны России», дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
Ход игры
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…»
1.Зимние температуры в ледяной зоне опускаются до минус 60
2.А средняя температура июля только плюс 3
3.Холодно здесь потому, что солнце невысоко поднимается над горизонтом и к Земле поступает мало тепла
4.И ещё – солнечные лучи отражаются от белого снега
5.В районе Северного полюса полярная ночь длится полгода
6.Снег здесь лежит толстым, более 1 метра, слоем (нет, не более полметра)
7.Летом в Арктике короткие тёмные ночи (нет, полярный день)
8.Лишайники и мхи не образуют сплошного покрова
9.Из цветковых растений здесь можно встретить осоку и некоторые злаки
10.Самое крупное животное Арктики – северный олень (нет, белый медведь)
11.Длинный световой день привлекает сюда для гнездования много птиц
12.Это самые многочисленные жители Арктики
13.Толщина вечной мерзлоты может превышать 500 метров
14.Полярная ночь освещается Луной, звёздами и северным сиянием
15.Северный морской путь – самый короткий маршрут из Мурманска во Владивосток
Конкурс-кроссворд "Угадай название науки"
Кроссворд "Угадай название науки"
DOCX / 15.17 Кб
1.Птица – хищник, символ мудрости (сова)
2.Чёрно-белые птицы, гнездящиеся на уступах отвесных скал (кайры)
3.Они бывают толстоклювыми, а эта - ………….. (тонкоклювая)
4.Эти птица – пловец и ныряльщик, под водой работает не лапами, а крыльями (чистик)
5.Эта птица роет норы в торфе (тупик)
6.Эта чайка из Красной книги с необычной окраской оперения (розовая)
7.Берингов ……….., прекрасный рыболов, после ныряния , как и южные братья, сушит на берегу оперение (баклан)
8.Это тоже норная птица, устраивающая гнёзда в мягком грунте. Её название – предмет, которым в походе можно нарубить дров (топорик)
9.Эта птица возвращаясь на гнездовья не летит, а плывёт. У неё ценнейший пух (гага)
10.Большая полярная чайка, промышляющая на птичьих базарах, воруя яйца и птенцов (бургомистр)
11.Крупный тюлень с пышными усами, лахтак, или морской ………. (заяц)
Ключевое слово – орнитология – наука о птицах
Конкурс «Акула»
1.Самый многочисленный грызун арктических пустынь (лемминг)
2.Акула
3.Самый крупный хищник (белый медведь)
4.Скопление гнездовий птиц на скалах (птичий базар)
5.Чайка из Красной книги России (розовая)
6.Кит, имеющий меч длиной до 3 метров (нарвал)
7.Самый крупный тюлень Арктики (морской заяц)
8.Акула
9.Акула
10.Крупный зверь с крупными двумя клыками (морж)
11.Утка с ценным пухом (гага)
12.Ценный пушной зверь (песец)
13.Акула
14.Акула
15.Эти птицы не строят гнезд, яйца откладывают на скалы, а потом закатывают их на лапы и насиживают (кайры)
16.Мускусный бык, или …. (овцебык)
Конкурс «Барон Мюнхгаузен»
В предложенном тексте найти допущенные биологические ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает по одному умнику.
Я, известный путешественник, барон Мюнхгаузен, хочу рассказать вам о своем пребывании в ледяной зоне, называемой Арктикой. Прилетел я туда на своем ковре-самолете и сразу же встретил своего давнего друга - медведя Балу. Он ел свою любимую пищу – тюленя. Убил он его одним ударом могучей лапы на льдине, когда тюлень высунул свою морду из воды. От медведя на старой пустой бочке я отправился в гости к гренландскому киту. Кит принял меня очень любезно, хотя потом пытался меня проглотить. Но я вовремя поднял вверх весло, которое не дало китовому рту закрыться. Волною мою бочку вынесло прямо в стаю моржей, и по их спинам я мигом бы выскочил на берег, если бы не их длинная шерсть. Пришлось выпрыгнуть прямо на скалы. Там я увидел чудо птиц – кайр. Гнезда на скалах кайры не строят, хотя травы на островах предостаточно. А трава-то им вовсе и не нужна, потому что мамы-кайры яйца прикрепляют к скалам магнитами. Поэтому отложенные яйца крутятся на месте и не падают. Люди из полярной станции показали мне стадо овцебыков. Живут эти звери в помещениях, так как боятся морозов. Потом пешком я отправился искать свой ковер-самолет, но заблудился в саксауловой роще. Хорошо, что со мной был мой сотовый. Я позвонил в МЧС и уже через 5 часов я пил кофе со сливками на борту современного авиалайнера.
Допущенные ошибки
1. Медведь Балу – гималайский медведь с черной окраской
2.Гималайские медведи не питаются тюленями
3.Гренландский кит не может проглотить человека из-за узкого горла
4. Стадо моржей, а не стая
5. Моржи не имеют длинной шерсти
6. Травы на голых скалах не может быть достаточно, а кайры гнезда не строят
7. Магниты им не нужны, помогает яйцам держатся на голых скалах особая форма, когда центр тяжести всегда в точке соприкосновения с поверхностью
8. Овцебыки не боятся морозов
9. Саксаул растет в южных пустынях
Конкурс «Биоаукцион» по теме «Мы из Северного Ледовитого океана»
Вопрос о том, кто самый усатый из китов
Среди своего семейства эти животные самые жирные, массивные и неуклюжие. Их относят к гладким китам, потому что брюхо их без полос. Эти киты могут достигать массы до 150 тонн при длине 15-18 метров. Их трёхдневный детёныш в длину до 4,5 метра. Основная их пища – мелкие рачки каланусы. Для отцеживания рачков от воды используют китовый - во рту помещается 500-800 узких эластичных роговых пластин длиной 2-4,5 метра. Так как же по-другому называют этого полярного кита? Вы ответите, если вспомните название самого крупного северного острова.
(гренландский кит)
Вопрос о тюлене, который не оправдывает своего названия
Лахтак – самый крупный вид настоящих тюленей у берегов России. Самцы и самки почти одинаковы по размеру –в длину 200-225см, массой до 300кг зимой. Постоянно живёт на одном месте, очень медлительный и грузный зверь. Предпочитает мелководье у берегов, где охотится на моллюсков, креветок и крабов. Хоть он и медлительный, но его называют морской …………….. Также, как и быстробегающего и прыгающего трусливого наземного зверя. А как именно?
(лахтак, или морской заяц)
Вопрос о звере, которого называют морским землепашцем
Дословно латинское название этого животного –odobenus- переводится как « тот, кто ходит на зубах». Длина тела его 3,5 м-4 м, а вес более 1,5 тонн. Морду этого зверя украшают вибриссы – чувствительные усы, похожие на проволоку, их у него до 400 штук! С их помощью он находит в иле зарывшихся моллюсков и бивнями вспахивает грунт. Всплывшую добычу захватывает передними ластами и поднимается на поверхность. Клыки (бивни) ещё используются для проделывания лунки во льдах, для защиты от белого медведя, поднятия на льдину и для охоты на тюленей. Кто же этот лысый толстокожий жирный всем известный зверь?
(морж)
Вопрос о дельфине, у которого только два зуба
Это морское животное относится к семейству дельфинов. Зверь светло-серый с тёмными пятнами по всему телу. Держатся обычно стадами. Интересен их внешний вид. Один из зубов у самцов спирально закручен и пронизывает верхнюю губу, достигая размера до 3 метров. Учёным до сих пор неизвестно, для чего он его использует. Название этого дельфина - нарвал. А какое более простое название, сходное с названием мифических лошадей, быков, козлов?
(единорог)
Вопрос о дельфине, талантливом цирковом актёре и коварном убийце
Это достаточно крупные китообразные до 10 метров в длину и весов 8 тонн. Образно их называют морскими волками. Охотятся они стаями, окружая группу тюленей, моржей, дельфинов , совместно расправляются с ними. Тихо подплывая к льдине, спиной опрокидывают её вместе с лежащим на ней тюленем, и быстро расправляются с ними. Нападают даже на китов. У самцов высокий спинной плавник. Если во втором названии деревенской ласточки заменить букву а на о, то получим название этого хищника
(косатка)
Источники информации
1.Жизнь животных, том седьмой. Млекопитающие Под редакцией академика В.Е. Соколова. М, Просвещение, 1989
2. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л, и др. Большая энциклопедия животного мира. М, РОСМЕН-ПРЕСС, 2007
3. Школьник Ю.К. Животные. Полная энциклопедия . М, Эксмо, 2011
4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012
Дементьева Ирина Михайловна
Евгений Алексеевич
Сингаевская Наталья Валерьевна
Евгений Алексеевич
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгений Алексеевич
Панагушина Елена Аркадьевна
Евгений Алексеевич
Ильина Оксана Геннадьевна
Евгений Алексеевич
Кияйкина Наталья Федоровна
Евгений Алексеевич
Голдина Лилия Вильевна
Евгений Алексеевич
Лещёва Светлана Николаевна
Евгений Алексеевич