Интеллектуальная игра по биологии «В движении - жизнь» к уроку по темам «Клетка. Ткани. ОДС»

18
29
Материал опубликован 12 August 2019 в группе

В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и функциях клеток и тканей, опорно-двигательной системы

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях клетки и тканей, опорно-двигательной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функция клетки и тканей, опорно-двигательной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                                        Ход игры.

Учитель. Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра  первая, но вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»

 

1.При длительном покое масса костной ткани уменьшается

2.Кость – один из видов соединительной ткани

3.Желтый костный мозг участвует в процессе кроветворения ( нет, только красный)

4.Красный костный мозг расположен в губчатом веществе кости

5.Трубчатые кости растут в длину за счет хряща

6.Только человеку присущ подбородок треугольной формы

7.Емкость мозгового отдела черепа у мужчин на 10% меньше, чем у женщин ( нет, больше)

8.Удар в висок опасен, так как височные кости тонкие

9.В нижнем веке глаза нет мышц

10.У человека есть воздухоносные кости с пазухами, где находится воздух

11.Кость выдерживает нагрузку в 30 раз большую, чем строительный кирпич

12.В костной ткани есть почти все элементы системы Менделеева

13.Кость, замоченную в кислоте, можно завязать узлом

14.Необходимо участие более 30 суставов, чтобы отправить ложку в рот

15.В течении жизни соотношение лицевого и мозговых отделов не изменяется        (нет,лицевой становится меньше)

 

2.Конкурс-кроссворд  "Одна из наук об опорно-двигательной системе"


Кроссворд "Одна из наук об опорно-двигательной системе"
DOCX / 12.59 Кб

1.У танка – лобовая, а у человека - ( лобная)……………

2.За счет меня кость растет в толщину ( надкостница)

3.Это одно из повреждений суставов ( растяжение)

4.Часть скелета, участвующая в дыхательных движениях ( ребра)

5.Именно оно прикрепляет мышцу к кости ( сухожилие)

6. Одноядерная мышечная ткань ( гладкая)

7.Состояние мышцы, когда она устает ( утомление)

8.В позвоночнике человека их четыре ( изгибы)

9.Эти мышцы есть только у приматов ( мимические)

10.Им образованы прослойки между позвонками ( хрящ)

                             Ключевое слово - наука о костях - остеология

 

3.Конкурс «Подсказка»

1.Эта ткань способна выполнять секреторную функцию

2.Ее клетки плотно прилегают друг к другу

3.Образует верхний слой кожи, железы

                                                                    ( эпителиальная)

1.Эта ткань с хорошо развитым межклеточным веществом – жидким или твердым

2.Является многофункциональной тканью

3. Образует кости, кровь, жировую ткань

                                                                   ( соединительная)

1. Клетки этой ткани образуют два больших скопления в нашем организме

2. А них – два вещества – серое и белое

3. Эти клетки не восстанавливаются, поэтому их необходимо беречь

                                                                  ( нервная)

1. Клетки входят в состав кровеносных сосудов

2. Благодаря им кровеносные сосуды могут изменять свою ширину

3. Клетки веретеновидные, одноядерные, способные к сокращению

                                                                 ( гладкая мышечная)

1. Эта ткань работает по принципу «Все или ничего»

2. Орган, образованный ею, работает всю жизнь, не отдыхая

3. Эта ткань обладает автоматией, а ее клетки 1-2 ядерные

                                                                 ( поперечно-полосатая сердечная)

 

 

 

4.КОНКУРС «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ,ДАЛЬШЕ……»

1 вариант

1.Волосы и ногти образованы эпителиальной тканью

2.Кровь – разновидность соединительной ткани

3.Мышцы желудка образуют клетки гладкой мышечной ткани

4.Поперечно-полосатая мышечная ткань быстро утомляется

5.Автоматия – свойство сердечной мышечной ткани

6.Белки состоят из аминокислот

7.Углеводы выполняют структурную функцию

8.Жиры могут быть источниками энергии

9.ДНК сохраняет и передает наследственную информацию

10.В митохондриях происходит образование …….( энергии, АТФ)

11.Ответная реакция организма на раздражение называется … ( рефлекс)….

12.В позвоночнике все позвонки одинаковы по размерам ( нет)

13.Прочность кости определяется органическими веществами ( минеральными)

14.В черепе нет подвижного соединения костей ( есть, нижнечелюстная)

15.Кости растут в длину за счет …… ( хряща)….

16.Кости верхней конечности более подвижны, чем нижней

17.Сустав, соединяющий плечевую кость с ключицей и лопаткой, называется ( плечевой)

18.Тазовый пояс образован 4 парами костей ( нет, тремя)

19.Ключицы есть у человека и у лошади ( нет у лошади)

20.Белки актин и миозин входят в состав мышц

21.Двуглавая мышца является мышцей-сгибателем

22.Временная потеря работоспособности мышц называется … ( утомление)…..

23.Спинной мозг выполняет только проводниковую функцию (нет, и рефлекторную)

24.При постоянной физической нагрузке масса костей увеличивается

25.Мышцы нижней конечности развиты в связи с … ( прямохождением)…..

2 вариант

1.Слюнные железы – производные эпителиальной ткани

2.Хрящи и сухожилия образованы соединительной тканью

3.Гладкая мышечная ткань входит в стенки кровеносных сосудов

4.Поперечно-полосатая мышечная ткань – многоядерная

5.Клетки сердечной ткани связаны друг с другом

6.Ферменты – белки, контролирующие химические реакции клетки

7.Запасное питательное вещество в мышцах человека – гликоген

8.Жиры могут быть запасным питательным веществом

9.ДНК имеет вид спирали

10.Путь импульса при рефлексе называется …… ( рефлекторной дугой)

11.В поясничном отделе позвонков ……( 5)

12.Между позвонками есть хрящевая прослойка

13.Неподвижное соединение костей называется …… ( шов).

14.Гибкость кости определяется минеральными веществами ( нет, органическими)

15.В ширину кость растет за счет ………( надкостницы)…

16.Локтевая кость входит в состав плеча

17.Сустав, соединяющий бедренную кость с тазом, называется ….( тазобедренным).

18.Тазовый пояс выполняет опорную функцию

19.У человека и обезьяны есть ключицы

20.У каждой мышцы только 2 сухожилия ( не только)

21.Трехглавая мышца является мышцей-разгибателем

22.Утомление зависит только от нагрузки ( и от ритма)

23.Спинной мозг выполняет только рефлекторную функцию ( и проводниковую)

24.При физических нагрузках возрастает масса мышц и костей

25.Многообразие белков зависит от порядка соединения аминокислот

3 вариант

1.Вся кожа образована эпителиальной тканью ( эпителиальной и соединительной)

2.В костной ткани хорошо развито межклеточное вещество

3.Клетки гладкой мышечной ткани многоядерные ( одноядерные)

4.Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью

5.Принцип работы сердечной мышцы – все или ничего

6.Основная функция углеводов –энергетическая

7.Жиры могут быть источниками внутриклеточной воды

8.Нервы, отходящие от спинного мозга, называются ……( спинно-мозговыми)

9.Ребра могут изменять свое положение

10.Грудных позвонков в позвоночнике ……( 12).

11.Крестцовые позвонки соединены подвижно (нет)

12.Все кости мозгового отдела парные ( нет)

13.Подвижное соединение костей называется …… ( сустав)

14.Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, называется диафрагмой

15.Лучевая кость входит в состав предплечья

16.Сустав, соединяющий кости предплечья и плеча, называется ….( локтевым).

17.Тазовый пояс выполняет защитную функцию

18.У человека и у летучих мышей есть ключицы

19.Бывают трехглавые мышцы

20.Эмоции выражаются с помощью мышц …( мимических)

21.Утомление зависит только от ритма ( и от нагрузки)

22.Серое вещество спинного мозга расположено внутри

23.При физической нагрузке возрастает только масса костей ( и мышц)

24.У взрослого человека костное вещество постоянно разрушается

25.У ребенка переломы костей происходят реже, чем у старых людей

5.Конкурс « Биоаукцион»

 

          Вопрос о прочном и одновременно легком строительном материале.

Это не бетон, не железобетон, не суперсовременные пластмассы. Этот материал появился у рыб, но не у хрящевых. Хорошо проявляет свои свойства у птиц, обеспечивая им прочность и легкость в полете. Что же в нашем организме и в организме птиц служит эталоном легкости и прочности?

                                                         ( кость)

         Вопрос о том, что может у одних организмов быть внутри, а у других снаружи

Его стали использовать для защиты и не только для этого еще членистоногие. Человек мечтает получать его из панцирей крабов и облагораживать добавками. Затем полученный материал можно внедрять в организм человека, так как его человеческий организм не воспринимает и не отторгает. С помощью этого материала можно лечить ожоги, просто накладывая его на повреждения. Так как называется вещество, которое образует то, что у кого-то снаружи?

                                                        ( хитин)

          Вопрос о том, что соединяет

Подвижное соединение частей, которое обеспечивает их вращение вокруг общей оси, в технике называют шарниром. Это изобретение человек широко использует в технике, но природа начала его использовать гораздо раньше. Есть такое подвижное соединение частей и у человека. О чем же идет речь?

                                                      ( сустав)

          Вопрос о том, что природа изобрела гораздо раньше человека.

Этот способ передвижения освоили личинки стрекоз, а до них - медузы. Позднее его использовали головоногие моллюски – кальмары. Все это водные животные. А человек использует этот способ передвижения в воздушных транспортных средствах. Что же это за способ передвижения?

                                                    ( реактивный)

       Вопрос о том, как природа помогла человеку экономить строительный материал

Эту часть одной из систем человека и животных взяли за образец для изготовления столбов и опор линий электропередач. Они прочные, но и легкие, так как изнутри пустые. Как же называется это изобретение природы?

                                                        ( кость)

 

Подведение итогов

       После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

Это методика проведения игры

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

СПАСИБО, ЕВГЕНИЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Для моих это трудно, но самой интересно и познавательно!!!!!!!!!!!!!!!!!!

12 August 2019

Это всё можно упростить, а Ирина Всё может...

12 August 2019

Спасибо!!!!!! Берём на вооружение!!!!!!!!!!!!!!!!!!

12 August 2019

Отличная разработка!!!

12 August 2019

Спасибо, Татьяна! Может кому-то и потребуется...

12 August 2019

Интересно и познавательно. Отличный ресурс.

12 August 2019

Спасибо, Татьяна Петровна!!!

12 August 2019

Интересный и познавательный материал!

12 August 2019

Спасибо, Татьяна Викторовна!

12 August 2019

Браво, Евгений Алексеевич! Разработка классная! Обязательно буду брать материал- у меня в этом году 5 восьмых классов. И это нам маленький звоночек, что лето заканчиаается иклассовнаступят тркдовые будни, а у кого- то уже наступили. Да и детеам скоро в школу, начнется новый учебный год

13 August 2019

Спасибо, Нина Ивановна! Мнение коллеги, опытного и интересующегося, очень важно. Сегодня выдам презентацию, а потом пойдут игры по всему курсу до 11 класса. Это Вам мой подарок к новому учебному году. Да и не только Вам, всем коллегам, кто заинтересуется. Я тоже уже задумываюсь, придут на репетиторство ученики, надо готовиться, повторять...

13 August 2019

Спасибо, Евгений Алексеевич! Смотрела игру по телефону. Очень мелко и не увидела, что печатая, напечатала с опечатками. Приехав домой сегодня, обнаружила это. Извините пожалуйста!!!

13 August 2019
Ответ для

Нина Ивановна! Это мелочи. И у меня такое бывает....

13 August 2019
Ответ для

Это материал моей книги. Но книга доступна не каждому, а здесь народ может использовать. Спасибо, Нина Ивановна, Вам за постоянное внимание к моим трудам

13 August 2019

Очень хорошая будет попомощь коллегам- биологам от Вас. Спасибо за щедрость души Вам!

13 August 2019

Замечательный подарок! Уверена,что коллеги оценят!

13 August 2019

Спасибо, Марина Юрьевна! По этой методике можно делать игры по любому предмету. У меня есть по географии, для начальной школы...

13 August 2019

Очередная интересная и познавательная игра! Спасибо, Евгений Алексеевич!

13 August 2019

Спасибо, Светлана Николаевна! Давно не писал для начальной школы. Надо будет подумать. Заказов нет...

13 August 2019

Евгений Алексеевич, буду рада, если напишите подобную игру для 1-2 классов. У меня в этом году комплект. Планов и работы на два класса, а времени на творчество будет мало.

13 August 2019
Показать больше комментариев