12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»
18

Интеллектуальная игра «В движении - жизнь» к уроку обобщения по темам «Клетка. Ткани. ОДС»

В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ

Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о строении и функциях клеток и тканей, опорно-двигательной системы

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях клетки и тканей, опорно-двигательной системы в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности человеческого организма.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функция клетки и тканей, опорно-двигательной системы и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                                        Ход игры.

Учитель. Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр по курсу «Человек». Эта игра  первая, но вы знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите ли вы, что …..»

 

1.При длительном покое масса костной ткани уменьшается

2.Кость – один из видов соединительной ткани

3.Желтый костный мозг участвует в процессе кроветворения ( нет, только красный)

4.Красный костный мозг расположен в губчатом веществе кости

5.Трубчатые кости растут в длину за счет хряща

6.Только человеку присущ подбородок треугольной формы

7.Емкость мозгового отдела черепа у мужчин на 10% меньше, чем у женщин ( нет, больше)

8.Удар в висок опасен, так как височные кости тонкие

9.В нижнем веке глаза нет мышц

10.У человека есть воздухоносные кости с пазухами, где находится воздух

11.Кость выдерживает нагрузку в 30 раз большую, чем строительный кирпич

12.В костной ткани есть почти все элементы системы Менделеева

13.Кость, замоченную в кислоте, можно завязать узлом

14.Необходимо участие более 30 суставов, чтобы отправить ложку в рот

15.В течении жизни соотношение лицевого и мозговых отделов не изменяется        (нет,лицевой становится меньше)

 

2.Конкурс-кроссворд  "Одна из наук об опорно-двигательной системе"


Кроссворд "Одна из наук об опорно-двигательной системе"
DOCX / 12.59 Кб

1.У танка – лобовая, а у человека - ( лобная)……………

2.За счет меня кость растет в толщину ( надкостница)

3.Это одно из повреждений суставов ( растяжение)

4.Часть скелета, участвующая в дыхательных движениях ( ребра)

5.Именно оно прикрепляет мышцу к кости ( сухожилие)

6. Одноядерная мышечная ткань ( гладкая)

7.Состояние мышцы, когда она устает ( утомление)

8.В позвоночнике человека их четыре ( изгибы)

9.Эти мышцы есть только у приматов ( мимические)

10.Им образованы прослойки между позвонками ( хрящ)

                             Ключевое слово - наука о костях - остеология

 

3.Конкурс «Подсказка»

1.Эта ткань способна выполнять секреторную функцию

2.Ее клетки плотно прилегают друг к другу

3.Образует верхний слой кожи, железы

                                                                    ( эпителиальная)

1.Эта ткань с хорошо развитым межклеточным веществом – жидким или твердым

2.Является многофункциональной тканью

3. Образует кости, кровь, жировую ткань

                                                                   ( соединительная)

1. Клетки этой ткани образуют два больших скопления в нашем организме

2. А них – два вещества – серое и белое

3. Эти клетки не восстанавливаются, поэтому их необходимо беречь

                                                                  ( нервная)

1. Клетки входят в состав кровеносных сосудов

2. Благодаря им кровеносные сосуды могут изменять свою ширину

3. Клетки веретеновидные, одноядерные, способные к сокращению

                                                                 ( гладкая мышечная)

1. Эта ткань работает по принципу «Все или ничего»

2. Орган, образованный ею, работает всю жизнь, не отдыхая

3. Эта ткань обладает автоматией, а ее клетки 1-2 ядерные

                                                                 ( поперечно-полосатая сердечная)

 

 

 

4.КОНКУРС «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ,ДАЛЬШЕ……»

1 вариант

1.Волосы и ногти образованы эпителиальной тканью

2.Кровь – разновидность соединительной ткани

3.Мышцы желудка образуют клетки гладкой мышечной ткани

4.Поперечно-полосатая мышечная ткань быстро утомляется

5.Автоматия – свойство сердечной мышечной ткани

6.Белки состоят из аминокислот

7.Углеводы выполняют структурную функцию

8.Жиры могут быть источниками энергии

9.ДНК сохраняет и передает наследственную информацию

10.В митохондриях происходит образование …….( энергии, АТФ)

11.Ответная реакция организма на раздражение называется … ( рефлекс)….

12.В позвоночнике все позвонки одинаковы по размерам ( нет)

13.Прочность кости определяется органическими веществами ( минеральными)

14.В черепе нет подвижного соединения костей ( есть, нижнечелюстная)

15.Кости растут в длину за счет …… ( хряща)….

16.Кости верхней конечности более подвижны, чем нижней

17.Сустав, соединяющий плечевую кость с ключицей и лопаткой, называется ( плечевой)

18.Тазовый пояс образован 4 парами костей ( нет, тремя)

19.Ключицы есть у человека и у лошади ( нет у лошади)

20.Белки актин и миозин входят в состав мышц

21.Двуглавая мышца является мышцей-сгибателем

22.Временная потеря работоспособности мышц называется … ( утомление)…..

23.Спинной мозг выполняет только проводниковую функцию (нет, и рефлекторную)

24.При постоянной физической нагрузке масса костей увеличивается

25.Мышцы нижней конечности развиты в связи с … ( прямохождением)…..

2 вариант

1.Слюнные железы – производные эпителиальной ткани

2.Хрящи и сухожилия образованы соединительной тканью

3.Гладкая мышечная ткань входит в стенки кровеносных сосудов

4.Поперечно-полосатая мышечная ткань – многоядерная

5.Клетки сердечной ткани связаны друг с другом

6.Ферменты – белки, контролирующие химические реакции клетки

7.Запасное питательное вещество в мышцах человека – гликоген

8.Жиры могут быть запасным питательным веществом

9.ДНК имеет вид спирали

10.Путь импульса при рефлексе называется …… ( рефлекторной дугой)

11.В поясничном отделе позвонков ……( 5)

12.Между позвонками есть хрящевая прослойка

13.Неподвижное соединение костей называется …… ( шов).

14.Гибкость кости определяется минеральными веществами ( нет, органическими)

15.В ширину кость растет за счет ………( надкостницы)…

16.Локтевая кость входит в состав плеча

17.Сустав, соединяющий бедренную кость с тазом, называется ….( тазобедренным).

18.Тазовый пояс выполняет опорную функцию

19.У человека и обезьяны есть ключицы

20.У каждой мышцы только 2 сухожилия ( не только)

21.Трехглавая мышца является мышцей-разгибателем

22.Утомление зависит только от нагрузки ( и от ритма)

23.Спинной мозг выполняет только рефлекторную функцию ( и проводниковую)

24.При физических нагрузках возрастает масса мышц и костей

25.Многообразие белков зависит от порядка соединения аминокислот

3 вариант

1.Вся кожа образована эпителиальной тканью ( эпителиальной и соединительной)

2.В костной ткани хорошо развито межклеточное вещество

3.Клетки гладкой мышечной ткани многоядерные ( одноядерные)

4.Скелетные мышцы образованы поперечно-полосатой мышечной тканью

5.Принцип работы сердечной мышцы – все или ничего

6.Основная функция углеводов –энергетическая

7.Жиры могут быть источниками внутриклеточной воды

8.Нервы, отходящие от спинного мозга, называются ……( спинно-мозговыми)

9.Ребра могут изменять свое положение

10.Грудных позвонков в позвоночнике ……( 12).

11.Крестцовые позвонки соединены подвижно (нет)

12.Все кости мозгового отдела парные ( нет)

13.Подвижное соединение костей называется …… ( сустав)

14.Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, называется диафрагмой

15.Лучевая кость входит в состав предплечья

16.Сустав, соединяющий кости предплечья и плеча, называется ….( локтевым).

17.Тазовый пояс выполняет защитную функцию

18.У человека и у летучих мышей есть ключицы

19.Бывают трехглавые мышцы

20.Эмоции выражаются с помощью мышц …( мимических)

21.Утомление зависит только от ритма ( и от нагрузки)

22.Серое вещество спинного мозга расположено внутри

23.При физической нагрузке возрастает только масса костей ( и мышц)

24.У взрослого человека костное вещество постоянно разрушается

25.У ребенка переломы костей происходят реже, чем у старых людей

5.Конкурс « Биоаукцион»

 

          Вопрос о прочном и одновременно легком строительном материале.

Это не бетон, не железобетон, не суперсовременные пластмассы. Этот материал появился у рыб, но не у хрящевых. Хорошо проявляет свои свойства у птиц, обеспечивая им прочность и легкость в полете. Что же в нашем организме и в организме птиц служит эталоном легкости и прочности?

                                                         ( кость)

         Вопрос о том, что может у одних организмов быть внутри, а у других снаружи

Его стали использовать для защиты и не только для этого еще членистоногие. Человек мечтает получать его из панцирей крабов и облагораживать добавками. Затем полученный материал можно внедрять в организм человека, так как его человеческий организм не воспринимает и не отторгает. С помощью этого материала можно лечить ожоги, просто накладывая его на повреждения. Так как называется вещество, которое образует то, что у кого-то снаружи?

                                                        ( хитин)

          Вопрос о том, что соединяет

Подвижное соединение частей, которое обеспечивает их вращение вокруг общей оси, в технике называют шарниром. Это изобретение человек широко использует в технике, но природа начала его использовать гораздо раньше. Есть такое подвижное соединение частей и у человека. О чем же идет речь?

                                                      ( сустав)

          Вопрос о том, что природа изобрела гораздо раньше человека.

Этот способ передвижения освоили личинки стрекоз, а до них - медузы. Позднее его использовали головоногие моллюски – кальмары. Все это водные животные. А человек использует этот способ передвижения в воздушных транспортных средствах. Что же это за способ передвижения?

                                                    ( реактивный)

       Вопрос о том, как природа помогла человеку экономить строительный материал

Эту часть одной из систем человека и животных взяли за образец для изготовления столбов и опор линий электропередач. Они прочные, но и легкие, так как изнутри пустые. Как же называется это изобретение природы?

                                                        ( кость)

 

Подведение итогов

       После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

 

Это методика проведения игры

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

 

 

 


 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (29)

сменить сортировку
Дементьева Ирина Михайловна, 12.08.19 в 20:20 3Ответить Пожаловаться
СПАСИБО, ЕВГЕНИЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Для моих это трудно, но самой интересно и познавательно!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Евгений Алексеевич, 12.08.19 в 20:25 3Ответить Пожаловаться
Это всё можно упростить, а Ирина Всё может...
Дементьева Ирина Михайловна, 12.08.19 в 20:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо!!!!!! Берём на вооружение!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Евгений Алексеевич, 12.08.19 в 21:09 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна! Может кому-то и потребуется...
Медведева Татьяна Петровна, 12.08.19 в 20:52 3Ответить Пожаловаться
Интересно и познавательно. Отличный ресурс.
Евгений Алексеевич, 12.08.19 в 21:10 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Петровна!!!
Янова Татьяна Викторовна, 12.08.19 в 21:40 3Ответить Пожаловаться
Интересный и познавательный материал!
Евгений Алексеевич, 12.08.19 в 21:51 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Викторовна!
Вышинская Нина Ивановна, 13.08.19 в 03:08 2Ответить Пожаловаться
Браво, Евгений Алексеевич! Разработка классная! Обязательно буду брать материал- у меня в этом году 5 восьмых классов. И это нам маленький звоночек, что лето заканчиаается иклассовнаступят тркдовые будни, а у кого- то уже наступили. Да и детеам скоро в школу, начнется новый учебный год
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.